🗣 «Несправедливо, что пассажиры верхней полки могут спать сколько влезет, а нижние находятся в уязвимом положении», – озадачился один из моих читателей и поделился своей историей.
Любопытно. Читаю дальше:
«У меня в недавнюю поездку было как раз место внизу. Специально не поскупился – ехать трое суток, думал отдохнуть, выспаться.
У попутчика сверху были такие же планы.
🤷🏻♂️ У него получилось. У меня – нет.
И вот почему.
Он три раза в день исправно беспокоил меня для того, чтобы пристроиться у столика и поесть.
Причём выбирал всегда время, когда я спал. Или дремал. Или только начинал засыпать. Уж нарочно или нет – не знаю, но факт остаётся фактом.
Я вставал, сворачивал матрас, ждал, пока он поест. Вынужден был в это время или гулять по коридору, или листать ленту в телефоне.
А он после трапезы с довольным видом залезал к себе на полку, устраивался поудобнее и засыпал.
Так и ехали. Он – с полным комфортом. Я – подстраиваясь под него.
Где справедливость? Нижняя полка ведь не зря дороже. Сосед меньше заплатил, а в итоге я, по сути, был в должности «дежурный по доступу к столику» и ждал, когда барин закончит трапезу.
То есть я в итоге как бы в убытке.
Подскажите – имеет ли право верхний пассажир будить нижнего, когда ему захотелось поесть? Или всё-таки есть какие-то правила, которые защищают нижнюю полку от такого безобразия?
А то получается, я заплатил больше, а спал меньше».
👀Проблема, как выясняется, не столько в самом попутчике – ситуация изначально устроена так, что роли в купе могут распределяться не совсем равномерно.
И это не случайность, а предусмотренная нормами история.
Кто в купе хозяин жизни?
До 2023 года вопрос о том, как пользоваться столиком в купе верхнему пассажиру, никак не регламентировался. Всё решалось по обоюдному согласию, а проводник, даже вмешавшись, мог только взывать к голосу разума, а не требовать.
Но с принятием Правил перевозок пассажиров появился пункт 93.
Он гласит, что три раза в день пассажир, занимающий верхнюю полку, вправе садиться за столик – и проводник обязан помочь ему, потребовав от соседа снизу пустить человека к себе:
- с 7 до 10 часов – не более 30 минут;
- с 12 до 15 часов – не более 60 минут;
- с 19 до 21 часа – тоже не более 30 минут.
Эта норма появилась по инициативе компаний-перевозчиков. Им требовалось, чтобы у проводников был законный способ разрешать споры.
Однако, как можно заметить из письма читателя, введённые правила одни проблемы решили, другие создали.
🤔 Хотя обычно, по моим наблюдениям, возникают обратные проблемы – когда страдает именно «верхнеполочник».
Что делать, если тебя поднимают «по нормам»
Можно возмущаться, но необходимость три раза в день предоставлять свою полку в распоряжение соседа – официальное требование законодательства. Да, пассажиру, заплатившему больше за нижнее место, может быть неудобно и обидно, но Правила есть Правила.
Так что, если сосед обращается в установленное время и сидит не больше, чем указано в п. 93 – сделать ничего нельзя.
Утешить оказавшегося в такой ситуации человека может то, что в остальные часы он может отказывать соседу в просьбе посидеть на нижней полке.
А если тот настаивает – обратиться за содействием в урегулировании спора к проводнику, чтобы тот вмешался и, при необходимости, вызвал сотрудников транспортной полиции.
В конце концов, Правила содержат и п. 123, который гласит, что, если пассажир нарушает общественный порядок и мешает спокойствию соседей – он может быть высажен с поезда без возврата стоимости билета.
Вероятность не стопроцентная, но со скандалистами и хулиганами именно так часто и поступают.
Но трижды в день пускать на свою полку за столик – придётся, таково требование законодательства.
В качестве заключения
Да, законодательство требует. Но оно не запрещает договариваться.
Здесь есть смысл поговорить с соседом и попросить его обедать в другое время, чтобы не будить вас.
Ну а если договориться не удалось – тогда остаётся только смириться.