Найти в Дзене
Журнал Автограф

Сказитель Алтая

Сегодня многие кинематографисты из национальных республик уверенно заявляют о себе за пределами родных регионов и даже России. Так, в последние годы в мире российского кино громко звучит имя Михаила Кулунакова – режиссера, сценариста и продюсера, чье творчество неразрывно связано с Алтаем. В перерывах между съемками и экспедициями Михаил рассказал «Автографу» о том, как показывает зрителю историю своего региона, опираясь на опыт предков. Текст: Оксана Макрушина, фото: предоставлены Михаилом Кулунаковым Михаил, ваш фильм «Волки», прогремевший на международных кинофестивалях, уже в ноябре этого года выйдет на большие экраны. Как появилась идея сюжета? – Эту историю, основанную на реальных событиях, мне еще в детстве рассказывала бабушка – каких-то людей, персонажей, отдельные части повествования я запомнил. Когда я повзрослел, мама мне объяснила, что история, поведанная бабушкой, была подробно описана в романе «Катунь весной» алтайского писателя Кюгея Телесова, родного брата бабушки. А

Сегодня многие кинематографисты из национальных республик уверенно заявляют о себе за пределами родных регионов и даже России. Так, в последние годы в мире российского кино громко звучит имя Михаила Кулунакова – режиссера, сценариста и продюсера, чье творчество неразрывно связано с Алтаем. В перерывах между съемками и экспедициями Михаил рассказал «Автографу» о том, как показывает зрителю историю своего региона, опираясь на опыт предков.

Текст: Оксана Макрушина, фото: предоставлены Михаилом Кулунаковым

Михаил, ваш фильм «Волки», прогремевший на международных кинофестивалях, уже в ноябре этого года выйдет на большие экраны. Как появилась идея сюжета?

– Эту историю, основанную на реальных событиях, мне еще в детстве рассказывала бабушка – каких-то людей, персонажей, отдельные части повествования я запомнил. Когда я повзрослел, мама мне объяснила, что история, поведанная бабушкой, была подробно описана в романе «Катунь весной» алтайского писателя Кюгея Телесова, родного брата бабушки. А происходила история, описанная в романе, недалеко от села Каспа Шебалинского района Республики Алтай, там, где я родился и вырос. Несколько лет назад я решил взяться за этот сюжет и экранизировать его. Взял идею романа, усилил драматургию, поменял немного персонажей.

-2

Справка:

События алтайского эпоса «Волки» (2024 год) переносят зрителя в конец 19 века. Молодой алтайский парень Токна влюбляется в девушку Кымыскай, однако у него есть соперник – 40-летний Кутус, претендующий на сердце девушки. Ради достижения своей цели властный Кутус готов пойти на все, даже на похищение возлюбленной. Но Токна и Кумыскай не готовы расстаться, и девушка решается на побег во имя любви. Оскорбленный Кутус развязывает настоящую войну семей и даже поколений.

Много ли времени прошло от задумки до реализации проекта?

– В 2019 году с готовым сценарием мы вышли на питчинг, он проходил тогда в Ялте (питчинг в кино – краткая и убедительная презентация проекта перед потенциальными инвесторами или продюсерами – прим.ред). Мы выиграли этот питчинг, получили небольшое финансирование и сняли трейлер. По сути, у нас был готовый «пакет»: сценарий, раскадровки, презентация материала и трейлер. Мы начали поиски компаний, продюсеров. Один из продюсеров в 2023 году заинтересовался идеей, решил взяться за нас. В том же году мы подали документы на получение финансирования на производство дебютного фильма от Министерства культуры РФ, получили субсидирование и сразу сняли киноленту.

Справка:

Премьера фильма состоялась на ММКФ в конкурсе «Русские премьеры». Главные роли в киноленте исполнили актеры Национального драматического театра Республики Алтай. На фестивале «Восток&Запад» эпос «Волки» был признан лучшим. Также фильм взял главный приз на кинофестивале VOICES-2025 и был отмечен на Московском международном кинофестивале.

«Волки» – ваш второй полнометражный фильм на алтайском языке с русскими субтитрами. До этого вышел фильм «Тропа», тоже повествующий о людях, живущих на Алтае. Почему именно природа и люди родной республики вдохновляют вас?

– Все очень просто: потому что я здесь родился, вырос, формировался в этой среде. Республика Алтай мне близка и понятна, мне есть, что о ней сказать и рассказать. Я долго жил в Санкт-Петербурге, пытался там запуститься с разными историями, но они были мне не так близки. Поэтому мы вернулись с семьей на Алтай, чтобы рассказывать людям через фильмы истории – эмоционально и достоверно. Наверное, сейчас я могу рассказывать так только про Алтай и своих людей.

-3

Справка:

Картина «Тропа» (2023 год) основана на реальных событиях. В ее основе – история семейной пары, живущей в горах Алтая. Супруг Адучи одержим идеей прорубить тропу через скалы. Для этого каждое утро он уходит в горы. А его жена Карагыс взвалила на свои плечи всю ответственность за быт и воспитание сына. Женщина считает, что тропа – это путь в никуда.

Идея «Тропы» родилась у режиссера во время съемок другого проекта в Сайлюгемских горах, где он наблюдал эту картину. Изначально фильм задумывался как документальный, однако позже его решили сделать игровым, добавить сюжет, драматургические элементы. Съемки проходили в селе Малая Иня в течение 28 дней. Поддержку съемочной группе оказывали местные жители, некоторые даже выступили в качестве актеров.

Расскажите вкратце – каков путь фильма, рожденного на Алтае?

– Смотря, какой фильм имеется ввиду. Если это этническое кино, продвинуть его будет сложно: в России такие фильмы практически не востребованы и не продаются на данный момент. Кино, в основном, финансируется Москвой, все компании расположены в столице, и они, конечно, заинтересованы в прокате, хоть маломальском, но прокате. А этническое кино, как и любое авторское, не окупается в прокате, да и звезд в такой фильм особо не пригласишь. Это такой тупиковый путь. Кажется, будто фильм нужен только этносу, о котором его снимают. Разные кинокомпании, в которые я обращался, советовали перенести место действия в другую среду, более понятную зрителю, выбрать других, известных актеров.

Если говорить вообще о кино, снятом на Алтае, то все зависит от сценария. Вопрос в том, обязательно ли снимать фильм именно на Алтае, если режиссеру просто нужны горы как локация. Тогда горы можно снять на Урале, Кавказе – это более доступный, дешевый путь производства.

-4

Как бы вы охарактеризовали индустрию алтайского кинематографа – насколько она развита?

– Как мне кажется, алтайского кинематографа вообще не существует. Есть российский кинематограф, и республика – один из регионов, где могут снимать кино про Алтай, народы, здесь проживающие, их культуру и особенности.

И, конечно, традиционный вопрос о планах. Продумываете ли вы уже новые сюжеты, которые хотели бы воплотить в будущем?

– Да, у меня есть несколько сценариев, которые хочется снять. Некоторые из них законченные, некоторые пишутся и переписываются в пятый-шестой раз. Сейчас точно так же, как в случае с предыдущими лентами, ищем финансирование, продюсеров, кинокомпании, которых планирую поднимать те же самые этнические вопросы, где-то переписываю сценарии под средний формат. Работа ведется, но как скоро появится что-то новое – непонятно. Как мы уже поняли, на это уходит не один год, и не два. Как правило, пять-шесть лет должно пройти с момента написания сценария до выхода фильма на экраны.

-5

Справка:

Михаил Кулунаков – режиссер игрового кино, основатель киностудии «Алтайфильм». Специализируется на создании фильмов, глубоко связанных с культурой и природой Алтая. Двукратный лауреат премии «ТЭФИ-регион», лауреат Правительственной премии им. Г.И. Чорос-Гуркина.

Перспективы регионального кинопроизводства

В ноябре председатель правительства Республики Алтай Александр Прокопьев встретился с Михаилом Кулунаковым, чтобы обсудить перспективы развития регионального кинопроизводства, об этом пишет «Толк». «Михаил не только снимает фильмы сам, но и готов оказывать содействие другим компаниям, заинтересованным в съемках на территории нашей республики. Кинематографистов, которые хотели бы снимать у нас фильмы, много, но их сдерживают высокие транспортные издержки на перевозку оборудования", – поделился в своем telegram-канале Александр Прокопьев. По его словам, на данный момент режиссер планирует создание детского фильма, в съемках которого примут участие местные ребята. Покрыть расходы он рассчитывает за счет гранта Президентского Фонда культурных инициатив.