Найти в Дзене
KOLBIN REVIEW

История Тетриса: как игра из СССР покорила мир и что случилось с ее создателем

На моем канале мы часто вспоминаем советские изобретения. Рассказывали про цветное телевидение, первые видеомагнитофоны, легендарную электронику. Но есть одно творение из СССР, которое покорило весь мир — игра Тетрис. Пока одни советские разработки оставались за железным занавесом, простая головоломка из падающих кубиков прорвалась на Запад и запустила международную битву за права между корпорациями. Ее создатель долгие годы не получал ни копейки, пока другие зарабатывали миллионы. Сегодня вспоминаем эту историю. Алексей Пажитнов родился в Москве в 1955 году в семье литературоведа и журналистки. Казалось, его судьба — искусство и творчество, но любовь к точным наукам оказалась сильнее. После окончания математической школы и мехмата МГУ он устроился в Вычислительный центр Академии наук СССР. Работы было много, иногда приходилось ночевать в институте. Когда от усталости не получалось уснуть, Пажитнов садился за компьютер и для отдыха придумывал простые игры. С детства он обожал головол
Оглавление

На моем канале мы часто вспоминаем советские изобретения. Рассказывали про цветное телевидение, первые видеомагнитофоны, легендарную электронику. Но есть одно творение из СССР, которое покорило весь мир — игра Тетрис.

Пока одни советские разработки оставались за железным занавесом, простая головоломка из падающих кубиков прорвалась на Запад и запустила международную битву за права между корпорациями. Ее создатель долгие годы не получал ни копейки, пока другие зарабатывали миллионы.

Сегодня вспоминаем эту историю.

Как появилась игра

-2

Алексей Пажитнов родился в Москве в 1955 году в семье литературоведа и журналистки. Казалось, его судьба — искусство и творчество, но любовь к точным наукам оказалась сильнее. После окончания математической школы и мехмата МГУ он устроился в Вычислительный центр Академии наук СССР.

Работы было много, иногда приходилось ночевать в институте. Когда от усталости не получалось уснуть, Пажитнов садился за компьютер и для отдыха придумывал простые игры. С детства он обожал головоломки.

В июне 1984 года Пажитнов наткнулся на детскую настольную игру пентамино — набор из двенадцати фигур, каждая составлена из пяти квадратов. В СССР это была культовая головоломка среди интеллигенции. Алексей решил создать компьютерную версию.

-3

Первая попытка провалилась — двенадцать фигур оказались слишком сложными и для игрока, и для советской "Электроники-60", которая еле справлялась с обработкой информации. Компьютер вообще не имел графики — фигуры приходилось рисовать буквами и скобками. Пажитнов упростил до четырех квадратов — осталось семь возможных комбинаций. Так пентамино превратилось в тетрамино.

Название придумал сразу: совместил греческое "тетра" (четыре) с любимым видом спорта — теннисом. Получился Тетрис.

-4

Первая версия была примитивной — фигуры из скобок на черном экране. Но главное открытие случилось, когда Пажитнов добавил динамику: фигуры начали падать сверху вниз, а заполненные ряды — исчезать. Статичная головоломка превратилась в бесконечную игру.

-5

"Я очень много играл и не мог остановиться", — вспоминает Пажитнов. Когда дал попробовать коллегам — те тоже подсели. Вскоре играл весь вычислительный центр.

Алексей Пажитнов и Вадим Герасимов
Алексей Пажитнов и Вадим Герасимов

В 1985 году 16-летний школьник Вадим Герасимов, который пришел в институт на практику, переписал игру для IBM PC. Добавил цвет, звук, счетчик очков.

Версия, разработанная Герасимовым
Версия, разработанная Герасимовым
Доработанный вариант
Доработанный вариант

Цветная версия распространилась по Москве со скоростью пожара — игру копировали с дискеты на дискету. Советские программисты не представляли, что софт может быть товаром.

Втроем с коллегой Дмитрием Павловским они мечтали создать "компьютерный луна-парк" из десятка игр. Но заниматься частным предпринимательством в СССР было запрещено. Чтобы дать игре хоть какую-то официальную жизнь, Пажитнов передал права компании "Электроноргтехника" (ЭЛОРГ) — государственному монополисту по экспорту электроники.

Прорыв на Запад

Тетрис попал за границу благодаря научному руководителю Виктору Брябрину. Восхищенный игрой, он отправил дискету коллегам в Будапештский институт компьютерных наук. Венгрия была самой либеральной страной соцлагеря — окном в капиталистический мир.

Летом 1986 года там появился Роберт Стейн — британский бизнесмен, который искал таланты в Восточной Европе. Увидев Тетрис, он мгновенно понял коммерческий потенциал.

"Я не был любителем игр, но если мне понравилась эта игра, видимо, это очень хорошая", — вспоминал Стейн.

Стейн решил пойти рискованным путем: купил права на венгерские версии у местных программистов и начал продавать их издателям — британской Mirrorsoft и американской Spectrum HoloByte. Он рассчитывал быстро договориться с СССР постфактум, но юридически прав на советский оригинал не имел.

-9

На Западе Тетрис позиционировали как сенсацию — "первую игру из-за железного занавеса". Упаковали в красную коробку с собором Василия Блаженного, букву "C" стилизовали под серп и молот, добавили музыку — мелодию песни "Коробейники" на стихи Николая Некрасова.

Это было прямое попадание. Люди признавались, что им снятся падающие фигурки. Некоторые просили родных не подпускать их к компьютерам.

"Люди помнят время, когда просиживали часы за игрой вместо подготовки к экзаменам. Но это были очень счастливые часы их жизни", — говорил Пажитнов.

Битва за права

Пока Тетрис завоевывал мир, в СССР случилась путаница с правами. Стейн пытался договориться с советской стороной о лицензии. Переговоры взяла на себя организация "Лицензнаука" при Академии наук, но она вообще не имела полномочий заключать такие сделки. Когда в ЭЛОРГе узнали о переговорах, начался скандал.

ЭЛОРГ отправил Стейну телеграмму: теперь все переговоры ведем только мы. Стейн угрожал, шантажировал, ссылался на уже заключенные контракты. В ЭЛОРГе выслушали и продолжили придираться к деталям.

В мае 1988 года все-таки заключили сделку. Стейн получил права на Тетрис для "различных типов персональных компьютеров". Но издатели игр уже присматривались к домашним игровым приставкам. На консоли у Стейна лицензии не было, но он пообещал партнерам ее получить и продал то, чем не владел.

-10

В это время в Японии началась настоящая "тетрисомания". Хенк Роджерс — американский предприниматель, владелец компании Bullet-Proof Software — получил от Mirrorsoft права на японский рынок и выпустил Тетрис на нескольких платформах, включая популярную Nintendo Famicom. Продали 2 миллиона копий для компьютеров и приставок.

-11

Но компания Nintendo уже готовила революцию — портативную консоль Game Boy с черно-белым экраном, которую можно носить в кармане. Президент Nintendo лично попросил Роджерса достать лицензию на портативные системы для новой консоли. Когда Роджерс обратился к Стейну, тот ничего гарантировать не мог.

Тогда Роджерс принял радикальное решение — полететь в Москву и договариваться напрямую.

Московские переговоры

Алексей Пажитнов и Хенк Роджерс
Алексей Пажитнов и Хенк Роджерс

В 1989 году в Москву одновременно прилетели три человека. Роджерс хотел получить права на портативные консоли для Nintendo. Стейн примчался защищать свои позиции и попытаться наконец получить права на обычные приставки. Третьим претендентом был Кевин Максвелл от Mirrorsoft, но переговоры ни к чему не привели.

Николай Беликов из ЭЛОРГа проявил дипломатическую изощренность — запланировал встречи в разные дни, чтобы претенденты не пересеклись.

С Роджерсом договорились в первый же день.

"С ним легко было договориться, потому что он не просил гарантий и не давал пустых обещаний", — вспоминает Пажитнов.

Но когда американец достал из портфеля картридж Тетриса для Nintendo Famicom, беседа приобрела неожиданный поворот. Выяснилось, что все 130 тысяч картриджей, проданных в Японии — пиратские. Mirrorsoft продала Роджерсу права на консоли, но сама получила их от Стейна, у которого лицензии на приставки не было. Вся цепочка оказалась незаконной. Роджерс немедленно выписал чек на частичную компенсацию и пообещал привлечь Nintendo для разбирательства.

Затем Беликов принял Стейна и заставил подписать новый договор с четким уточнением: персональный компьютер — это устройство с клавиатурой, мышью и монитором. Игровые приставки под это определение не подпадали. Права на консоли Стейн так и не получил.

Триумф Nintendo

В феврале Роджерс подписал с ЭЛОРГом контракт на портативную версию. В марте Nintendo получила эксклюзивные права на все домашние игровые платформы, включая консоль NES (в Японии известную как Famicom).

-13

Проблема была в том, что к этому моменту американская компания Atari Games уже напечатала около 500 тысяч картриджей Тетриса для NES. Они получили лицензию от Mirrorsoft, которая купила ее у Стейна. Началась судебная война.

Atari пыталась доказать в суде, что NES — не консоль, а компьютер. Nintendo предоставила официальный контракт с четкими определениями. Суд встал на сторону японской корпорации. Atari пришлось остановить производство и отправить все картриджи на склад — миллионные убытки.

-14

21 апреля 1989 года состоялся запуск Game Boy с Тетрисом в комплекте по цене 89 долларов. К 1992 году продали 32 миллиона устройств, причем почти половина игроков были взрослыми.

"Если хотите продать Game Boy мальчикам, запакуйте Mario. Но запакуйте Тетрис — и продадите всем", — объяснял успех Роджерс.

Только Nintendo головоломка принесла 80 миллионов долларов без учета продаж самих приставок.

Успех Game Boy изменил игровую индустрию. Производители поняли: правильный контент важнее технических характеристик. Черно-белая приставка разгромила цветных конкурентов.

Два мира, одна игра

-15

Пока весь мир играл в Тетрис и компании зарабатывали миллионы, его создатель получал зарплату рядового советского программиста — 120 рублей в месяц. Десять лет Пажитнов не видел ни копейки с продаж.

Когда японские партнеры пытались выяснить выплаты автору, в ЭЛОРГе отвечали просто: Пажитнов создавал игру в рабочее время на государственном оборудовании, значит, вся прибыль принадлежит государству. Так работала советская система — понятия частной интеллектуальной собственности на программное обеспечение просто не существовало.

Сумма аванса от Nintendo остается секретом, но по слухам достигала 3-5 миллионов долларов. К 1992 году общая сумма продаж превысила 2 миллиарда долларов. Советское правительство заработало миллионы на сделке с Nintendo.

Алексей не жаловался: "Я создавал игру не ради денег, а чтобы люди получали удовольствие. Мне приятно знать, что миллионы играют в мое творение".

Все изменилось после распада СССР. В 1991 году Роджерс пригласил Пажитнова переехать в США. Формальным поводом стало сотрудничество с Nintendo — японцы хотели привлечь создателя к новым проектам.

Вместе с коллегой Владимиром Похилько Пажитнов открыл американское отделение AnimaTek. В 1996 году Пажитнов перешел в Microsoft, где проработал девять лет в подразделении игр. Он участвовал в создании Microsoft Entertainment Pack — сборника казуальных игр для Windows.

-16

Параллельно в том же 1996 году он с Роджерсом основал Tetris Company, достигнув соглашения с приватизированным ЭЛОРГом на частичные права. Только тогда, когда истек срок передачи прав государству, Пажитнов начал получать доход от своего творения. Первый гонорар пришел через 12 лет после создания игры. В 2005 году партнеры полностью выкупили права. Теперь все версии Тетриса выходят только с их разрешения.

А что сейчас?

Сегодня Алексей Пажитнов живет в США. На вопросы о богатстве отвечает:

"Не знаю, что это значит. У меня есть дом, семья ни в чем не нуждается, свой бизнес и возможность останавливаться в хороших отелях".

В интервью 2019 года Пажитнов рассказывал, что у него есть квартира в Москве, куда он обычно приезжает каждую весну. Россияне, в отличие от американцев, часто узнают его на улице, отмечал он. В 2022 году разработчик публично выступил против России. Учитывая, что он давно живет в США и не имеет отношения к событиям в стране, такое публичное заявление выглядело как минимум странно.

-17

В 2023 году вышел фильм "Тетрис" от Apple TV+. Картина рассказывает о битве за права на игру в конце 1980-х. Накануне премьеры Пажитнов посмотрел фильм о самом себе и поделился впечатлениями:

"Это ретрофильм, в нем показаны совершенно другие времена. Мы жили в темные времена коммунизма, и в ленте это хорошо ощущается". По его словам, картина о том, что "будущее способно победить все бюрократические препоны и бизнес-интриги".

Он считает, что в хаосе позднего СССР сделка с ЭЛОРГом была единственным способом сохранить игру. Программист признает, что Тетрис создавался на государственном оборудовании, в рабочее время института и потому принадлежал государству. По его словам, важнее не упущенные миллионы, а то, что игра пережила эпохи.

А вы играли в Тетрис? Делитесь воспоминаниями в комментариях и подписывайтесь на мой канал в Telegram или МАХ.