Найти в Дзене
Профессор Дум

Тема: «Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени».

Тема: «Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени».
Вопросы: 1. Особенности философии эпохи Возрождения 2. Основные направления философии Возрождения 3. Особенности философии Нового времени 4. Основные направления философии Нового времени Интересненько... вот и ответы подоспели... И какое здесь сделать Введение? 1. Особенности философии эпохи Возрождения (XIV – XVI вв.). Эпоха Возрождения (Ренессанс) — это переходный период от Средневековья к Новому времени. Его философия характеризуется отходом от средневековых схоластических традиций и обращением к наследию Античности. 2. Основные направления философии Возрождения. 3. Особенности философии Нового времени (XVII – XVIII вв.). Философия Нового времени сформировалась в условиях роста научного знания (труды Ньютона, Галилея) и потребности в осмыслении его методов и оснований. 4. Основные направления философии Нового времени. Вывод: Философия Возрождения совершила переход от Бога к человеку, провозгласив его свободу и творче

Тема: «Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени».
Вопросы:

1. Особенности философии эпохи Возрождения

2. Основные направления философии Возрождения

3. Особенности философии Нового времени

4. Основные направления философии Нового времени

Интересненько... вот и ответы подоспели... И какое здесь сделать Введение?

1. Особенности философии эпохи Возрождения (XIV – XVI вв.).

Эпоха Возрождения (Ренессанс) — это переходный период от Средневековья к Новому времени. Его философия характеризуется отходом от средневековых схоластических традиций и обращением к наследию Античности.

  • Антропоцентризм: на смену средневековому теоцентризму (где в центре мироздания — Бог) приходит антропоцентризм. Центром и высшей ценностью становится человек, его земная жизнь, творчество и разум. Знаменитая формула этого времени: «Человек — мера всех вещей».
  • Гуманизм: формируется светское мировоззрение, провозглашающее ценность человеческой личности, ее свободы и права на счастье. Гуманисты (Петрарка, Боккаччо, Эразм Роттердамский) изучали античных авторов, чтобы развить в человеке гармоничное начало — moralis (нравственность).
  • Культ творчества и индивидуализма: Художник, ученый, мыслитель воспринимаются не как ремесленники, а как титаны духа, творцы нового. Расцветает культ славы и признания индивидуальных заслуг (Леонардо да Винчи, Микеланджело).
  • Опора на античное наследие: происходит «возрождение» идей Платона, Аристотеля, эпикурейцев, стоиков. Однако это не простое копирование, а переосмысление античной мудрости в новом, светском ключе.
  • Пантеизм: характерная для Ренессанса форма отношения к Богу. Бог не отделен от природы, а как бы «растворен» в ней («Природа — это Бог в вещах»). Это сближало Бога и мир, делая природу объектом пристального изучения, а не просто творением.
  • Опыт и наблюдение как методы познания: начинается поворот от чисто умозрительных схоластических споров к эмпирическому изучению природы. Зарождается экспериментальная наука (Леонардо да Винчи, Галилей).

2. Основные направления философии Возрождения.

  1. Гуманистическое (XIV – XV вв.):
  • Представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла.
  • Идеи: Сосредоточенность на человеке, его достоинстве, проблемах этики и воспитания. Критика схоластики и церковных догм.
  1. Неоплатоническое (XV – XVI вв.):
  • Представители: Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Джованни Пико делла Мирандола.
  • Идеи: Развитие идей Платона о Едином (Боге), Уме и Мировой Душе. Идея бесконечности Вселенной и «ученого незнания» (Николай Кузанский). Обоснование свободы человека и его центрального места в мироздании («Речь о достоинстве человека» Пико делла Мирандолы).
  1. Натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.):
  • Представители: Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.
  • Идеи: Создание гелиоцентрической картины мира (Коперник). Развитие идеи о бесконечности Вселенной и множественности миров (Бруно). Отстаивание права разума на самостоятельное исследование природы, часто вступавшее в конфликт с церковью.
  1. Реформационное (XVI в.):
  • Представители: Мартин Лютер, Жан Кальвин, Томас Мюнцер.
  • Идеи: критика католической церкви и папства. Идея «оправдания верой» и личных отношений человека с Богом без посредничества церкви. Светская этика, оправдывающая предпринимательский труд.
  1. Политическое (социально-утопическое) (XVI – XVII вв.):
  • Представители: Никколо Макиавелли, Томас Мор, Томмазо Кампанелла.
  • Идеи: Макиавелли («Государь») заложил основы светской политической науки, отделив политику от морали. Мор («Утопия») и Кампанелла («Город Солнца») создали проекты идеального справедливого общества.

3. Особенности философии Нового времени (XVII – XVIII вв.).

Философия Нового времени сформировалась в условиях роста научного знания (труды Ньютона, Галилея) и потребности в осмыслении его методов и оснований.

  • Проблема метода познания: главный вопрос — как достичь достоверного, истинного знания? Философия становится, по сути, теорией познания (гносеологией). Формируются два основных подхода: эмпиризм (источник знания — опыт) и рационализм (источник знания — разум).
  • Сциентизм: наука (естествознание) провозглашается высшей формой познания и образцом для самой философии. Идеалом становится математика с ее точностью и доказательностью.
  • Механицизм: мир понимается как огромный механизм, работающий по строгим законам механики. Эта модель распространяется не только на природу, но и на общество и человека.
  • Субъект-объектная оппозиция: Четкое противопоставление познающего субъекта (человека) и познаваемого объекта (природы). Задача субъекта — пассивно отразить или активно сконструировать объект.
  • Критика религии и метафизики: развивается деизм (Бог — «Часовщик», который создал мир, завел его как часы и больше не вмешивается в его дела). Это открывало дорогу для самостоятельного научного исследования природы. В XVIII веке критика становится более радикальной, переходя в атеизм и материализм.
  • Интерес к социально-политическим проблемам: разрабатываются теории общественного договора, естественного права, разделения властей, которые легли в основу современных демократий.

4. Основные направления философии Нового времени.

  1. Эмпиризм (направление, утверждающее, что единственный источник знания — чувственный опыт):
  • Представители: фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк.
  • Идеи:
  • Ф. Бэкон: разработал индуктивный метод познания, призвал очистить разум от «идолов» (предрассудков). Его лозунг: «Знание — сила».
  • Дж. Локк: теория «tabula rasa» («чистая доска») — душа человека изначально пуста, и все знание comes from experience (приходит из опыта).
  1. Рационализм (направление, утверждающее, что истинное знание может быть выведено только из разума):
  • Представители: Рене Декарт, Бенедикт (Барух) Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц.
  • Идеи:
  • Р. Декарт: основоположник рационализма. Метод радикального сомнения. Знаменитый тезис: «Cogito ergo sum» («Мыслю, следовательно, существую»). Идея врожденных идей.
  • Б. Спиноза: развил монистическое учение о единой субстанции — Боге или Природе (пантеизм).
  • Г.В. Лейбниц: теория «монадов» — духовных единиц бытия. Учение о предустановленной гармонии.
  1. Просвещение (XVIII век) — радикальное развитие идей Нового времени:
  • Представители: Вольтер, Жан-Жак Руссо, Дени Дидро, Шарль Монтескье (Франция); Джордж Беркли, Дэвид Юм (Англия).
  • Идеи:
  • Культ Разума и критика религии (Вольтер).
  • Теория общественного договора и народного суверенитета (Руссо).
  • Теория разделения властей (Монтескье).
  • Субъективный идеализм (Беркли: «Существовать — значит быть воспринимаемым»).
  • Скептицизм и критика понятия причинности (Юм).
  1. Немецкая классическая философия (конец XVIII – первая половина XIX вв.) — вершина философии Нового времени:
  • Представители: Иммануил Кант, Иоганн Готлиб Фихте, Фридрих Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
  • Идеи: наиболее систематическое и глубокое развитие рационалистической традиции. Кант совершил «коперниканский переворот», показав, что не познание сообразуется с предметами, а предметы — с нашими формами познания. Гегель создал грандиозную систему абсолютного идеализма, где весь мир — это саморазвитие Абсолютной Идеи.

Вывод:

Философия Возрождения совершила переход от Бога к человеку, провозгласив его свободу и творческое начало. Философия Нового времени сместила фокус на проблему достоверного знания, положив в его основу человеческий разум и опыт, что заложило фундамент для науки и политики современного мира.