Найти в Дзене
Дневник Кинозрителя

Стоит ли смотреть фильм «Новая волна»?

Сходил на днях на фильм «Новая волна», рассказывающий о съёмках дебютной полнометражной ленты Жан-Люка Годара «На последнем дыхании». В 1960 году годаровская картина наделала много шума и стала одной из ключевых вех для новой волны. Помимо всего прочего, она открыла двери в большое кино для Жан-Поля Бельмондо, на долгое время ставшего лицом всего французского кинематографа. Честно говоря, мне никогда не нравился фильм «На последнем дыхании». Да и в целом творчество левацких режиссёров вроде Годара стабильно вызывает изжогу. Однако, к счастью, «Новая волна» Ричарда Линклейтера ни стилистически, ни содержательно не имеет ничего общего с подобными работами. Режиссёру удалось создать очень милую ленту, воспевающую даже не сам годаровский фильм, а, скорее, эпоху, в которую он появился. Отсюда, очевидно, и название картины. При этом в фильме нет никаких конфликтов, интриг — просто в дневниковой форме показаны несколько дней из жизни съёмочной группы: от зарождения проекта до его завершения.

Сходил на днях на фильм «Новая волна», рассказывающий о съёмках дебютной полнометражной ленты Жан-Люка Годара «На последнем дыхании». В 1960 году годаровская картина наделала много шума и стала одной из ключевых вех для новой волны. Помимо всего прочего, она открыла двери в большое кино для Жан-Поля Бельмондо, на долгое время ставшего лицом всего французского кинематографа.

Честно говоря, мне никогда не нравился фильм «На последнем дыхании». Да и в целом творчество левацких режиссёров вроде Годара стабильно вызывает изжогу. Однако, к счастью, «Новая волна» Ричарда Линклейтера ни стилистически, ни содержательно не имеет ничего общего с подобными работами.

Режиссёру удалось создать очень милую ленту, воспевающую даже не сам годаровский фильм, а, скорее, эпоху, в которую он появился. Отсюда, очевидно, и название картины. При этом в фильме нет никаких конфликтов, интриг — просто в дневниковой форме показаны несколько дней из жизни съёмочной группы: от зарождения проекта до его завершения. По формуле Анны Ахматовой «когда б вы знали, из какого сора растут стихи» зрителю становится понятно, из чего же складывался легендарный фильм.

Авторы «Новой волны» кропотливо и с любовью воспроизвели эпоху и её атмосферу, населив свою картину десятками кинодеятелей тех лет, некоторые из которых появляются в кадре всего на несколько секунд. Например, там показана редакция журнала Cahiers du cinéma. Многие авторы этого издания стали режиссёрами и, собственно, запустили новую волну  — Франсуа Трюффо, Эрик Ромер, Жак Риветт, Клод Шаброль и, конечно, центральный персонаж фильма, — Годар. Появляются в ленте Линклейтера и такие мастодонты, как Роберто Росселлини и Жан-Пьер Мельвиль, а также большое число менее известных людей.

Съёмочная группа хорошо поработала над подбором актёров — многие из них обладают портретным сходством со своими прототипами. Вот, например, оператор Рауль Кутуар и сыгравший его актёр:

-2

Франсуа Трюффо:

-3

Эрик Ромер:

-4

Годар:

-5

Отдельно стоит сказать о воссоздании материального мира конца 1950-х - начала 1960-х. Лично меня очень впечатлили уличные съёмки. Комбинируя использование старинных автомобилей тех лет и компьютерной графики, авторы практически образцово заполонили улицы ретротранспортом. Достоверности добавляет и отказ от цвета — фильм чёрно-белый, причём часть съёмок для большей аутентичности осуществлялась на настоящую плёнку.

Единственный минус — это, пожалуй, слишком банальная концовка с текстовой справкой о том, какое значение для кино имела новая волна. Это стандартный ход для фильмов по реальным событиям, но мне кажется, что для ленты о таком явлении можно было придумать что-нибудь более оригинальное.

Возвращаясь к вопросу из заголовка о том, стоит ли смотреть фильм или нет, — ответ безусловно утвердительный. Правда, наибольший интерес картина Линклейтера вызовет всё-таки у тех, кто хотя бы немного знаком с кинематографом новой волны.