В 1961 году один из самых популярных советских журналов «Вокруг света» начал публиковать новый роман бывшего таежника-сидельца Вячеслава Пальмана - «За линией Габерландта», который впоследствии воплотился в трех книжных изданиях, но после 1971 года больше в СССР не переиздавался. Роман представлял собой самый настоящий приключенческий боевик, причем один из лучших в своем роде, тем более он написан в виде широкомасштабной эпопеи, растянувшейся по сюжету на несколько десятков лет.
Вячеслав Иванович Пальман (1914-1998 гг.) написал почти 10 романов, более 20 повестей, столько же научно-популярных книг и несколько десятков рассказов и очерков на разные темы, но в основном касающихся жизни растений и разведения сельскохозяйственных культур. Будучи сыном эстонского военного музыканта, в 30-х годах стал агрономом, в 37-м загремел в ГУЛАГ на Колыму за критику советского растениеводства, где торчал до самого 1950 года, причем там же работал агрономом, а потом переехал в Краснодарский край, где продолжил свои сельскохозяйственные разработки.
ПОДБОРКА РЕЦЕНЗИЙ НА ПРОИЗВЕДЕНИЯ В. И. ПАЛЬМАНА НА МОЁМ КАНАЛЕ
Писателем В. Пальман стал как бы случайно, после переезда на юга вспомнив свой кратковременный журналистский опыт, когда еще в начале 30-х ему поручили собрать материалы для московской газеты «За коллективизацию», с чем он справился прекрасно. Ну, и начал агроном Пальман в свободное время строчить соцреалистические очерки и рассказы про тружеников кубанского села, и попались эти произведение на глаза какому-то высокому сельскохозяйственному функционеру, который порекомендовал главному издательству Краснодара издать это всё в виде сборника.
Ну, а дальше и пошло, и поехало, и через два года, в 1957 году, приняли Вячеслава Ивановича в Союз Писателей СССР. Видимо, кроме политической значимости были соцреалистические произведения Пальмана еще и качественно выписаны, потому что в те годы в СП кого попало не принимали.
Ну, и продолжил состоявшийся писатель строчить свои соцреалистические произведения с уклоном в агрономию и дальше, а вот что надоумило его заняться фантастикой – не совсем понятно, но, зная некоторые реалии поздней хрущевской эпохи, можно предположить, что все же фантастика и близкие к ней приключения в те годы приносили писателям гораздо более значительные заработки.
Ну, и написал в 1957-м Вячеслав Пальман свой первый фантастический роман – «Кратер Эршота», но это была не совсем фантастика, а просто фантазия на реалистическую тему, и фантастическим в нем были только несколько мамонтов и мастодонтов, чудом сохранившихся с доисторических времен в закрытом кратере одного из вулканов Восточной Сибири. А так – это чисто приключенческий роман о похождениях советских геологов в сибирских горах, как раз в тех местах, где сам Пальман провел более десяти лет своей жизни.
Роман, видимо, получился для тех лет очень популярным, потому его автор задумал новую книгу, но уже без всякой фантастики, но с усиленной приключенческой линией, причем в виде наиболее волнующей читателя эпопеи, действие которой растянуто на десятилетия. Новый роман задумывался очень серьезным, видно, Пальман в своем первом «таёжном» опыте далеко не все рассказал о тех местах, где провел немалую часть своей жизни, и решил это дело усугубить, размахнувшись еще шире.
И вот так в 1961 году появился роман «За линией Габерландта», который стал самым лучшим произведением В. И. Пальмана, несмотря на то, что позже он написал еще несколько весьма удачных, а то и вовсе ударных фантастических и приключенческих романов.
О чем роман «За линией Габерландта»?
Вот приведу одну небольшую аннотацию, но беру ее не из книги, потому что, читая советскую книжную аннотацию, можно просто уснуть. А эта аннотация предварят рецензию, но я оставлю тут только аннотацию, потому что качество этого произведения и так не оставляет никаких сомнений, то есть а рецензии не нуждается.
«…Роман Вячеслава Пальмана «За линией Габерландта» начинается как римейк знаменитого жюль-верновского «Таинственного острова. По сюжету, четверо государственных преступников еще в царские времена оказываются выброшенными на пустынный берег Охотского моря и, поскольку выброшены они с баржей, набитой всякими полезными материалами, создают здесь факторию – торговое поселение. Владельцы этой новоявленной фактории, с одной стороны, пытаются вести справедливые отношения с коренным населением, а с другой - наладить земледелие за «линией Габерландта», то есть там, где по расчетам австрийского ученого Фридриха Габерландта, оно невозможно.
…Роман густо начинен приключениями, длящимися лет сорок, то есть уже (и большей частью) в годы Советской власти, в период Дальстроя (системы сталинских лагерей для заключенных).
…Чужеземцы, авантюристы и захватчики во все времена шли на все, чтобы затруднить проникновение русских на Крайний Северо-Восток (Чукотка, Охотское море. Магадан). Борьбе с такими авантюристами и посвящен роман. По сюжету, еще в начале века группа ссыльных во главе с ботаником Зотовым столкнулась с чужеземцами. Зотов погиб. В годы последней войны сюда приезжает сын погибшего, Петр Зотов. И вместе со своими друзьями он после настойчивых поисков обнаруживает убийц, которые все еще продолжали свою преступную деятельность на Колыме»…
Вот как раз вокруг этой идеи и разворачивается действие романа. Следует заметить, что так как Вячеслав Пальман когда-то был агрономом, причем пытался развивать сельскохозяйственное растениеводство как раз на берегах Охотского моря, и при этом добился значительных успехов, за что был вознагражден снятием судимости (еще при Сталине!) и присвоением звания «Отличника Дальстроя».
Ясно, что за те 13 лет, что Пальман провел на суровых сибирских просторах, он очень хорошо изучил этот дикий край, и потому у него скопился огромный багаж впечатлений, на которых он и основал свои два самых удачных произведения – «Кратер Эршота» и «За линией Габерландта». Но «Кратер Эршота» был пробным камнем, замаскированным под потенциальный фантастический бестселлер, а вот второй шедевр уже стал самым полноценным триллером-боевиком, причем понятия и «триллер», и «боевик» к этому роману можно применить на всех основаниях.
Вот приведу еще одну маленькую рецензию, чтобы никто не думал, что роман понравился только мне одному:
«…Очень хороший роман, действие происходит в глухой колымской тайге и на берегах Охотского моря, описано как люди жили годами там в самодельных постройках, охотились и пытались сажать картошку и другие культуры в зоне вечной мерзлоты. Эти люди очень мешали иностранным авантюристам скупать за бесценок шкурки у местных жителей, и между ними началась вражда. Я вообще люблю читать такие книги, про тайгу, тундру, освоение Сибири и Дальнего Востока, тем, кто тоже это любит, советую эту книгу»…
Я, кстати, тоже люблю читать книги про тайгу, тундру, освоение Сибири и Дальнего Востока как в давние времена, так и в советские. О некоторых книгах на подобную тему я уже написал ранее, ссылки на некоторые примеры публикаций о «таёжных романах» я приведу ниже. Но если брать не такие мировые бестселлеры, как «Угрюм-река» В. Шишкова, «Рудник «Убогий» В. Обручева. «Золотая лихорадка» Н. Задорнова и прочую классику подобного рода, пропагандирующую идеи высшего порядка, а чисто приключенческие «таёжные романы», то «За линией Габерландта», по сути, лучшее произведение подобного рода, и конкуренцию ему может составить разве что роман «Гибель Синего орла» Виктора Болдырева.
Но роман Виктора Болдырева – не эпопея, полная загадок, как «За линией Габерландта», а обычный боевик с упором на одну задачу, которая стоит перед персонажами произведения. А вот Вячеслав Пальман создал весьма захватывающее полотно, растянувшееся на десятилетия, причем все эпохи, в которых происходят действия, объединены одной даже не задачей, а идеей, которая по ходу дела обрастает разными загадками и процессами их разгадывания, если так можно выразиться.
Таким образом роман «За линией Габерландта» можно считать лучшей «таёжной» эпопеей приключенческого характера из тех, которые были написаны не классиками, а создателями добротной приключенческой литературы, которые сами когда-то испытали всё то, о чем описывали в своих произведениях. Вячеслав Пальман тоже был долгое время сибиряком, а так как и фантазером, и писателем он был хорошим, то остается только удивляться тому, почему он не продолжил линию своих «таёжных» приключенческих романов, возможно, и добрался бы до лавров Обручева. Шишкова или Задорнова.
Но в итоге он предпочел до конца своей жизни выпускать научно-популярные книжки, касающиеся его любимого дела – агрономии, которая так или иначе красной линией проходит почти во всех его книгах.
А очень жаль, хотя я знаю, что под конец жизни В. Пальман все же написал еще один «таёжный роман» - эпопею о Колыме «Кольцо Сатаны». Я, правда, это произведение пока что не читал, но знаю, что оно вовсе не приключенческое, а скорее автобиографическое, причем с сильным политическим уклоном. В любом случае на приключенческий шедевр этот роман не тянет, да и вообще об этой книге я не нашел вообще никаких отзывов – ни плохих, ни хороших.
В заключение хочу сказать, что роман «За линией Габерландта» был издан всего пять раз:
1). Вячеслав Пальман, «За линией Габерландта», только первая часть романа, журнал «Вокруг света», 1961 г.. №№8-12, тираж каждого номера – 180 000 экз., иллюстрации П. Я. Караченцова (все изображения - выше).
2). Вячеслав Пальман, «За линией Габерландта», роман, авторская книга, первое издание, «Краснодарское издательство» (г. Краснодар), 1962 г., тираж ~ 30 000 экз., твердая обложка, 414 страниц, иллюстрации И. Я. Коновалова (все изображения - выше).
3). Вячеслав Пальман, «За линией Габерландта», роман, «Детская литература» (г. Москва), 1967 г., тираж ~ 75 000 экз., твердая обложка, формат ~ 84x108/32 (130x200 мм), 416 страниц, иллюстрации В. Васильева (все изображения - выше).
4). Вячеслав Пальман, «За линией Габерландта», роман, «Магаданское книжное издательство» (г. Магадан), 1971 г., тираж ~ 60 000 экз., твердая обложка, формат ~ 70x108/32 (130x165 мм), 480 страниц, иллюстрация на обложке И. Е. Фомина, внутренние иллюстрации З. Дидишвили.
5). Вячеслав Пальман, «За линией Габерландта», роман, изд-во «Книга по Требованию» (г. Москва), 2012 г., тираж ~ неизвестен, мягкая обложка, формат ~ 84x108/16 (205x260 мм), 208 страниц.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
«Рудник «Убогий» - прекрасный приключенческо-авантюрный роман автора «Плутонии» и «Земли Санникова»