Найти в Дзене

«Наш зритель – тот, кто задаёт вопросы». Интервью с программным директором SiberiaDOC Кристиной Дауровой.

С 28 ноября по 7 декабря в Красноярске в третий раз пройдёт фестиваль SiberiaDOC. В программе — более 30 фильмов из 15 стран, от документальных триллеров и социальных драм до фильмов-эссе и сказочных притч. Мы поговорили с программным директором фестиваля Кристиной Дауровой о программе этого года, неожиданных находках, зрителе документального кино и о том, как устроена работа над киносмотром. – В этом году Международный фестиваль документального кино «SiberiaDOC» проходит в третий раз. Программа стала заметно насыщеннее и шире. Кристина, расскажите, пожалуйста, что вас как программного директора удивило при отборе картин третьего фестиваля? Какие-то неожиданные работы или, может быть, тенденции? – Мы не выбираем какую-то одну тему фестиваля, но так получается, что фильмы, заявки, которые мы получаем при отборе, будто бы каждый год имеют свою волну. Может быть, режиссеры ловят какие-то состояния, идеи, и каждый год есть одно направляющее, по которому вся программа в итоге строится. В эт

С 28 ноября по 7 декабря в Красноярске в третий раз пройдёт фестиваль SiberiaDOC. В программе — более 30 фильмов из 15 стран, от документальных триллеров и социальных драм до фильмов-эссе и сказочных притч. Мы поговорили с программным директором фестиваля Кристиной Дауровой о программе этого года, неожиданных находках, зрителе документального кино и о том, как устроена работа над киносмотром.

– В этом году Международный фестиваль документального кино «SiberiaDOC» проходит в третий раз. Программа стала заметно насыщеннее и шире. Кристина, расскажите, пожалуйста, что вас как программного директора удивило при отборе картин третьего фестиваля? Какие-то неожиданные работы или, может быть, тенденции?

– Мы не выбираем какую-то одну тему фестиваля, но так получается, что фильмы, заявки, которые мы получаем при отборе, будто бы каждый год имеют свою волну. Может быть, режиссеры ловят какие-то состояния, идеи, и каждый год есть одно направляющее, по которому вся программа в итоге строится.

«Дочь каменщика», реж. Артуро Франко
«Дочь каменщика», реж. Артуро Франко

В этом году, мне кажется, это – огромное разнообразие жанров документального кино. Мы привыкли, что документальное кино – это говорящие головы, которые рассказывают какую-то историю. Мы такие фильмы в программу не включаем, мы всегда ищем новые жанры документального кино, новые авторские высказывания. В этом году нас удивило именно разнообразие жанров: мы получили и документальные фильмы в стиле детектива или даже триллера; и фильмы, где автор работает с архивными материалами; фильмы-эссе; фильмы в стиле сказочной притчи; фильмы-биографии. Документалисты ищут новые формы, применяют жанры, которые, наверное, близки игровому кино, и пытаются в них выстроить документальные сюжеты.

– В международном блоке этого года, кажется, почти всех авторов волновали разнообразные связи: людей друг с другом, человека с его сообществом, человека с его семьёй, человека с большой историей. А как по-вашему мнению сложилась международная программа тематически?

– У нас две международные программы: главный конкурс фестиваля, конкурс полнометражных фильмов, куда обычно входят работы от 60 до 180 минут, и конкурс короткого и среднего метра – это фильмы от нуля и до 60 минут.

Авторы у нас, как всегда, из разных отдаленных уголков земного шара. Это фильмы из Чили, из Индии, из Ирана, из Бразилии. И связи, действительно, разные. Кстати, в этом году у нас в обоих международных программах есть российские фильмы, что нас очень радует, фильмы молодых авторов. Например, фильм «Тёплая жизнь» Никиты Журавлёва. Это фильм о нём и его бабушке. Режиссер берёт камеру, снимает члена семьи и вместе с камерой и вместе со зрителем по-новому смотрит на эту душевную связь между ними.

«Теплая жизнь», реж. Никита Журавлев
«Теплая жизнь», реж. Никита Журавлев

Или, например, фильм из Ирана «Гражданин заключенный», тоже в конкурсе короткого и среднего метра. Это уникальный фильм, когда его смотришь, думаешь, боже мой, как вообще режиссеру удалось это снять? Это фильм о людях, которые живут с [электронными] браслетами от полиции, они совершили какое-то преступление, и им нельзя выходить за пределы района или своего дома. И о том человеке, кто за ними следит. При этом фокус направлен именно на человека за компьютером, который следит за жизнью других людей. Он следит за ними, а мы следим за ним. Это связь, о которой, наверное, в повседневной жизни даже не задумываешься. Это не то что 3D-фокус на реальность, это её пазл собирается вообще по-другому.

«Гражданин заключенный», реж. Хесам Эслами
«Гражданин заключенный», реж. Хесам Эслами

Или, например, фильм из Бразилии «Топо», тоже такой фильм в фильме. В нём есть один из героев, обычный рыбак, и некоторые части фильма снимал именно он. В какой-то момент рыбак берёт ручную камеру и начинает брать интервью у своих сожителей. Как зритель ты это понимаешь не сразу: ты видишь, что формат изображения меняется с 16 на 9 – на 4 на 3, но не понимаешь, почему, а потом догадываешься, что у фильма два автора – режиссер и его герой. События, которые разворачиваются в этом рыбацком поселке, показаны с двух сторон, и зритель формирует эти два взгляда в свою собственную уникальную реальность.

«Топо», реж. Эухенио Пуппо
«Топо», реж. Эухенио Пуппо

– В целом, в разных программах можно найти много экспериментов именно с формой. Это и анимация, и found footage, и вот эта особая передача взгляда героя… Каким было ваше впечатление о методах и экспериментах с формой?

– Вы верно заметили, это found footage, это анимация, но есть ещё и пример работы с коллажем. Это картина режиссёра из Индии «На полях Фландрии», его зовут Сачин. Живя в Бельгии, где он получал кинообразование, герой случайно узнает историю об индийских солдатах, которых принудили воевать на стороне Британии во время колонизации. Он находит их письма, в фильме эти письма переплетены с какими-то популярными песнями тех времён из Индии. Режиссер работает с коллажем: он буквально оживляет этих неузнанных героев той войны, которые не во всех учебниках истории отмечены, он приносит их заново на те поля, где они сражались и, скорее всего, погибли. Это очень интересная работа, где вплетены не только письма и фольклор, но ещё и поэзия. Солдаты будто бы оживают на этих полях в Бельгии, и тем самым автор выражает дань уважения своему народу, дань памяти.

«На полях Фландрии», реж. Сачин
«На полях Фландрии», реж. Сачин

Фильм из российской программы «99 писем обо всём» — это личная история режиссёра о том, как он переработал переписку своих родителей, 99 писем, которые они друг другу писали, как только познакомились, и несколько лет провели на расстоянии в переписке. Это безумно трогательная история романтических отношений того времени, романтического флёра эпохи. Это не только их письма, но ещё и кадры, и плёнки, которые они снимали. Режиссёр деконструирует эту историю, проецирует плёнки на разные поверхности, на разные детали. Это не просто экран на экране, это ещё и память, которая проживает в разных предметах.

«99 писем обо всем», реж. Дмитрий Жуков
«99 писем обо всем», реж. Дмитрий Жуков

– Кроме конкурсных программ, у фестиваля есть параллельная программа из российских фильмов этого года, уже получивших награды на других фестивалях, а еще профессиональная программа. Как вы видите своего зрителя, кто это? Люди, которые хотят снять свое первое документальное кино, или, может быть, профессиональное сообщество, или, наоборот, непрофессиональный зритель?

– Мне, как организатору документального фестиваля, хочется верить, что наш зритель – это тот, кто задаёт вопросы и хочет узнавать жизнь. Здесь не важен ни возраст, ни опыт в кино, хотя у нашего фестиваля есть и профессиональные зрители, и зрители, которые только начинают снимать, и просто любители кино, или любители каких-то отдельных тем и направлений. Но мне кажется, в принципе, зритель документального кино — это тот человек, который хочет узнавать жизнь и хочет узнавать ее за гранью той реальности, в которой он живет сейчас. Это не только вопрос географии, это вопросы социального окружения, профессии, личных интересов. Вот этим и интересен зритель документального кино: это тот человек, который интересуется жизнью, такой, какая она есть.

«Садон», реж. Валерия Исайкина
«Садон», реж. Валерия Исайкина

– И еще один вопрос – про процесс. Расскажите, как в целом устроена работа кинофестиваля: как находятся фильмы, которые мы потом видим на экране?

– Работа фестиваля в целом — это довольно стандартная структура, по которой работаем не только мы в SiberiaDOC, но и другие фестивали. Мы открываем прием заявок – обычно он длится три месяца, – и мы совершенно открыты к заявкам любой формы, любого жанра.

Конечно, у нас есть регламент фестиваля, которого мы придерживаемся, и все желающие могут в течение трех месяцев отправить нам фильмы, которые соответствуют данному регламенту. А что входит в регламент? Технические вопросы: год создания, хронометраж, и, естественно, эта картина должна быть документальным фильмом. И, в принципе, всё. У нас нет разделения на работы молодых авторов, студенческие работы или работы состоявшихся режиссеров.

«День закрытых дверей», реж. Софья Келер
«День закрытых дверей», реж. Софья Келер

Когда закрывается подача заявок, начинается работа преселекторского отдела. Они смотрят фильмы и отмечают те, что подходят нам по регламенту, затем лонг-лист передается отборочному программному отделу.

Программный отдел уже формирует шорт-лист, и каждый раз это ручная работа составления программы: мы смотрим не только отдельно на фильмы, мы смотрим и на программы фестиваля в целом. Мы знаем, что в этом году у нас будет 30 фильмов в конкурсных программах, по 10 фильмов в каждом конкурсе, и мы смотрим на эту программу широким взглядом. Мы смотрим на характер фестиваля, на то, чтобы программа была сбалансирована, и чтобы фильмы не только выделялись, но и чтобы они разговаривали между собой, чтобы программа была цельной. Все это формирует единую картину, тот вайб, характер фестиваля SiberiaDOC, который будет в этом году.

Важно, чтобы на фильм смотрело несколько пар глаз, как минимум, три человека, потому что [мнение] всегда зависит и от человека, который смотрит кино, и от его настроения, и, конечно, это всегда коллективное решение [включить ли фильм в программу].