Найти в Дзене
MVF Community

Символика и скрытые смыслы Мадонны с младенцем Рафаэля

Добрый день, уважаемые читатели! Начинаем новую рубрику, в которой будем описывать, исследовать и интерпретировать искусство. Безусловный шедевр Рафаэля (итал. Raffaello Santi) одним из первых вписывает зрителя в композицию. Мадонна, спускаясь с небес идет к нам и смотрит прямо на нас. Такой эффект невероятно смелый для начала XVI века. (Период создания работы 1512-1513 гг.) Мария смотря на нас как бы разговаривает с нами и это уже диалог, только художник эпохи Возрождения мог, представляя себя равным Богу вести диалог между человеком и Богом, смело смотря ему в глаза. Рафаэль Санти, «Сикстинская мадонна». Обратите внимание на обилие ткани и складок на одеждах и в оформлении. С античных времен драпировка, использование большого количества тканей олицетворяют богатство. Рассмотрим персонажи: Мадонна с младенцем в центре работы в традиционном колористическом решении для изображения Святого семейства: Синий (символ чистоты и надежды) и красный (символ жертвы и любви), а также золотой и зе

Добрый день, уважаемые читатели!

Начинаем новую рубрику, в которой будем описывать, исследовать и интерпретировать искусство.

Безусловный шедевр Рафаэля (итал. Raffaello Santi) одним из первых вписывает зрителя в композицию. Мадонна, спускаясь с небес идет к нам и смотрит прямо на нас. Такой эффект невероятно смелый для начала XVI века. (Период создания работы 1512-1513 гг.) Мария смотря на нас как бы разговаривает с нами и это уже диалог, только художник эпохи Возрождения мог, представляя себя равным Богу вести диалог между человеком и Богом, смело смотря ему в глаза.

Рафаэль Санти, «Сикстинская мадонна».
Рафаэль Санти, «Сикстинская мадонна».

Обратите внимание на обилие ткани и складок на одеждах и в оформлении. С античных времен драпировка, использование большого количества тканей олицетворяют богатство.

Рассмотрим персонажи: Мадонна с младенцем в центре работы в традиционном колористическом решении для изображения Святого семейства: Синий (символ чистоты и надежды) и красный (символ жертвы и любви), а также золотой и зеленый.

В картинах Рафаэля золотой цвет означает божественное сияние, святость и духовное совершенство, часто символизируя божественный свет и небесную славу. Он использовался для выделения нимбов святых, подчеркивая их связь с богом, а также мог служить фоном для создания ощущения ирреального, небесного пространства.

В так называемый «период Мадонн» зеленый цвет становится в творчестве Рафаэля отображением вечной любви.

В. Кандинский о зеленом цвете: «Зеленый цвет никуда не движется и не имеет призвуков радости, печали или страсти; он ничего не требует, никуда не зовет. Это постоянное отсутствие движения является свойством, особенно благополучно действующим на души людей» [1, с. 198].¹
Рафаэль Санти, «Сикстинская мадонна». Фрагмент.
Рафаэль Санти, «Сикстинская мадонна». Фрагмент.

У ног Мадонны святая Варвара, которая опустила глаза и святой Сикст, преклонивший колени пред Мадонной.

Рафаэль Санти, «Сикстинская мадонна». Фрагмент.
Рафаэль Санти, «Сикстинская мадонна». Фрагмент.

В католической церкви святая Варвара относится к 14 святым покровителям. Она считается покровительницей от внезапной смерти, что в христианстве считается в большинстве случаев наказанием, как смерть без покаяния и причастия.

Рафаэль Санти, «Сикстинская мадонна». Фрагмент.
Рафаэль Санти, «Сикстинская мадонна». Фрагмент.

Св. Сикст II. Этот персонаж возник отнюдь не случайно, эта работа была заказана Папой Юлием II для алтаря церкви монастыря именно Св. Сикста в Пяьяченце, где хранились мощи Св. Сикста и Св. Варвары.

Св. Сикст II был убит во время гонений на христиан при императоре Валериане и почитается как мученик.

В фигуре и образе Св. Сикста можно уловить схожесть с Папой Юлием II, который и заказал Рафаэлю этот шедевр, а вот в Св. Варваре угадывается образ племянницы Папы Юлия II- Джулии Орсини.

Рафаэль Санти, «Сикстинская мадонна». Фрагмент.
Рафаэль Санти, «Сикстинская мадонна». Фрагмент.

Вглядитесь в лица ангелов внизу композиции. Безусловно, они осознают важность момента. Взгляд этих милых ангелочков вовсе не веселый и праздный, наоборот, он задумчив, напряжен и торжественен от всего происходящего…

На что облокачиваются ангелы?

Облокачиваются они на край невидимых перил или гробовой доски. Этот элемент композиции создает ощущение того, что они находятся на некой платформе, отделяющей небесный мир от зрителя, и подчеркивает материальность картины.

Рафаэль в 8 лет потерял мать, а спустя 3 года и отца, возможно, через детские образы на картине: младенец Христос и ангелы, возможно символически опирающиеся на крышку гроба и с мольбой взывая к воскрешению – это именно то, что говорит нам Рафаэль с картины, что его мать умерла, но она воскреснет, он верит…

Примечательно, что моделями к этим ангелочкам стали два мальчугана, которые смотрят на витрину дорогой для них булочной. Важно и то, что любовницей Рафаэля была именно дочь булочника.

Давайте рассмотрим фон картины. Поначалу кажется, что это белые облака или туман, знаменующий те самые небесные облачка, но если приглядеться, то явственно проступают очертания лиц ангелов, усиливающие божественную, возвышенную атмосферу.

Рафаэль Санти, «Сикстинская мадонна». Фрагмент.
Рафаэль Санти, «Сикстинская мадонна». Фрагмент.

Психологи говорят, что лица похожи не ангелов, а на мужские лица, они как будто даже опасны и занавесом художник хочет их оставить «за» пределами действительности, как бы уберечь Мадонну от них…откуда же такое мнение?

Здесь важно сделать отсылку к самому художнику, его любовница Маргерита Лути, (итал. La Fornarina, «Булочница») (1500—1522), которая была дочерью булочника постоянно ему изменяла, возможно именно передав ее образ через образ Мадонны на картине он как бы возвышает ее, очищает от всех грехов и все ее мужчины-любовники, окружающие ее, становятся всего лишь фоном, который еще больше возвышает его возлюбленную…кто знает…так ли это было на самом деле.

Но что точно было, так это то, что натурщицей для мадонны выступила именно Маргерита Лути.

Шторы? По какой причине именно шторы?

Думаю, что автор хотел именно этой деталью, делающий сие действо декорацией сформировать театральность всего происходящего и усилить эффект центральных персонажей Марии и Христа.

Приоткрыть завесы тайны, тайны небесной, которая недоступна профанному зрителю и даже священнослужителю. Хочет ли автор показать, что всех пустит взглянуть на таинственный небесный Мир? Думаю, нет, он только чуть приоткрывает этот мир, говорит, что он есть…смотрите прямо к вам, оттуда идет Мадонна с младенцем.

Театральность этой постановки подтверждает тот факт, что, действующие лица определены режиссером и продюсером – заказчиком картины - Папой Юлием II. И цвет, этот невероятный изумрудный цвет, символически олицетворяющий вечную любовь показывает, что спускающаяся к нам Мадонна с младенцем объята любовью.

Роскошные, тяжелые портьеры из дорогих тканей на картинах могли указывать на высокий социальный статус изображенных персонажей. Существует мнение, что драпировка способна облагородить любой объект, повышая его эстетическую ценность».

Рафаэль Санти, «Сикстинская мадонна». Фрагмент.
Рафаэль Санти, «Сикстинская мадонна». Фрагмент.

Достоевский любил произведения Рафаэля «Мадонна в креслах», «Иоанн Креститель в пустыне», но «Сикстинская Мадонна» была его любимой картиной. По воспоминаниям современников, он подолгу вглядывался в этот образ в Дрезденской картинной галерее. Образ Сикстины стал для Достоевского воплощением Красоты, он обращался к этой картине в романах «Преступление и наказание», «Бесы», «Подросток» и других произведениях.

«Одной картины я желал быть вечно зритель» — цитата из стихотворения «Мадонна» Александра Сергеевича Пушкина (1830). Произведение выполнено в форме сонета и представляет собой монолог лирического героя. В нем говорится о стремлении героя иметь лишь одну картину, изображающую Мадонну с младенцем-Христом, а также о его благодарности Творцу за то, что он исполнил эту мечту и даровал ему любовь самой прекрасной и чистой женщины.

Желаю вам приятных культурных исследований!

С уважением, Мария Фильштинская

¹ Психология цвета / отв. ред. С.Л. Удовик. - Москва : РЕФЛ-бук, 1996. - 352 с.

Присоединяйтесь к нашему сообществу в телеграмм. Читайте больше о самом интересном.