Заключение перемирия между Германией и державами Антанты 11 ноября 1918 г. в Компьенском лесу под Парижем на 36 дней с правом продления знаменовало собой начало долгого перехода человечества от войны к миру, перехода, который окончательно совершился лишь к концу 1922 г. Однако движение в этом направлении не стало прямым, поступательным процессом, а характеризовалось чередованием приливов и отливов активности держав, сочетанием мирных и военных методов урегулирования ситуации в том или ином регионе, использованием участниками отмеченного перехода не только политических, но и социально-экономических средств достижения своих целей.
Идеологическую основу послевоенного урегулирования заложили «14 пунктов» американского президента Вудро Вильсона, хотя многие идеи ранее озвучивал британский премьер Дэвид Ллойд Джордж. Оба документа были отчасти реакцией на советский «Декрет о мире».
Расстановка сил и цели победителей
Расстановка сил и определение целей среди стран-победительниц выявили существенные различия в их подходах к послевоенному устройству. Великобритания в лице Ллойд Джорджа стремилась к сохранению баланса сил в Европе, предусматривавшему ослабление Германии как колониального и морского соперника, но сохранение ее как торгового партнера и противовеса Франции. Важным элементом британской стратегии стало создание "санитарного кордона" из новых государств Восточной Европы, призванного сдерживать как немецкую экспансию, так и распространение большевизма.
Франция под руководством Жоржа Клемансо занимала наиболее жесткую позицию в отношении Германии, требуя ее максимального ослабления через огромные репарации, территориальные аннексии и возможное расчленение. Такая позиция объяснялась географической близостью к Германии, превосходящей французской промышленной и демографической мощью, а также многократными вторжениями на французскую территорию в прошлом. Французская дипломатия пыталась создать систему военно-политических союзов в Восточной Европе как замену распавшейся Антанте.
Соединенные Штаты в лице президента Вильсона предложили наиболее радикальную перестройку международных отношений, основанную на демократических принципах, самоопределении наций и коллективной безопасности через создание Лиги Наций. Американский подход предполагал отказ от традиционной "европейской" дипломатии с ее секретными договорами и сферами влияния в пользу открытых и прозрачных международных отношений.
Италия и Япония, хотя и входили в число победителей, преследовали более узкие цели по территориальному расширению за счет бывших противников. Италия стремилась получить территории, обещанные ей по Лондонскому договору 1915 года, а Япония намеревалась закрепить свои приобретения в бассейне Тихого океана и в Китае.
Версальская система (1919-1920)
Версальская система, оформленная в 1919-1920 годах, стала первым компонентом нового миропорядка. На Парижской мирной конференции ключевые решения принимались "большой тройкой" - Вильсоном, Ллойд Джорджем и Клемансо. Основными итогами Версальской системы стали пять мирных договоров с побежденными государствами, наиболее важным из которых был Версальский договор с Германией. Его условия были исключительно жесткими: Германия теряла 13% территории и все колонии, ее армия сокращалась до 100 тысяч человек, запрещались многие виды вооружений, накладывались колоссальные репарационные платежи.
Важнейшим достижением конференции стало создание Лиги Наций - первой универсальной международной организации для поддержания мира. Однако ее эффективность изначально была ограничена отсутствием США в составе организации, требованием консенсуса при принятии решений и неразработанностью механизмов принуждения к миру.
Национальный вопрос решался через создание новых государств на обломках многонациональных империй - Польши, Чехословакии, Югославии, а также значительное расширение территории Румынии. Однако принцип самоопределения наций применялся непоследовательно, что привело к появлению многочисленных национальных меньшинств и территориальных споров. Особую проблему представлял собой "Польский коридор", разделивший территорию Германии на две части и ставший постоянным источником напряженности.
Мандатная система Лиги Наций предусматривала переход бывших колоний Германии и территорий Османской империи под управление стран-победительниц. Подмандатные территории делились на три категории в зависимости от предполагаемой готовности к независимости, однако на практике эта система часто маскировала традиционный колониализм.
Русский вопрос
Особой проблемой послевоенного урегулирования стал "русский вопрос". Отношение Антанты к Советской России было глубоко противоречивым - от поддержки масштабной интервенции и Белого движения до попыток наладить диалог и торговые отношения. Эта непоследовательность в значительной степени позволила большевистскому режиму устоять и к 1922 году выйти из международной изоляции. Заключение Рапалльского договора с Германией в апреле 1922 года, предусматривавшего взаимный отказ от претензий и возобновление дипломатических отношений, стало значительным тактическим успехом советской дипломатии.
Вашингтонская система (1921-1922)
Вашингтонская система 1921-1922 годов стала вторым компонентом послевоенного миропорядка, сфокусированным на урегулировании в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Серия договоров, подписанных на конференции, установила новые правила игры в этом стратегически важном регионе. Договор четырех держав заменил англо-японский союз системой коллективных гарантий островных владений участников. Договор пяти держав установил пропорции tonнажа военных флотов ведущих морских держав и ввел мораторий на строительство линкоров. Договор девяти держав провозгласил принцип уважения суверенитета и территориальной целостности Китая, закрепив принцип "открытых дверей".
Версальско-Вашингтонская система представляла собой сложный компромисс между различными странами послевоенного мира. Её фундаментальные слабости проистекали из сочетания несовместимых элементов - идеалистических принципов Вильсона с имперскими интересами европейских держав, унизительных условий для побежденных государств с декларативными механизмами коллективной безопасности. Система исключала из числа полноправных участников не только побежденные страны, но и Советскую Россию, создавая предпосылки для будущих конфликтов. Как точно предсказал французский маршал Фердинанд Фош, Версальский договор стал не миром, а перемирием на двадцать лет, заложив мину замедленного действия под стабильность межвоенной Европы и мира в целом.
Спасибо за внимание!