Найти в Дзене
Записки КОМИвояжёра

Все знают, что у Короля Солнце в Версале даже сортиров не было, и по нужде кавалеры и дамы бегали за портьеры!

По русскоязычному интернету регулярно повторяются малоприятные статьи о тотальном отсутствии гигиены в Европе. С наслаждением авторы доказывают, что Европа никогда не мылась, не знала бань, а дальше идут повествования о королеве Кастилии, которая мылась 2 раза в жизни, о рыцарях, которых обмывали только после смерти, именно из-за отсутствия представлений о гигиене в страшную чуму XIV в. Европа вымерла наполовину, а вот на Руси мылись в бане, поэтому чума меньше затронула... Правда, это не совпадает с повествованиями летописей о городах, вымерших на Руси полностью, но это ведь другое? Рассказывают о тех ужасах, которые творились при дворе самого величественного короля Франции, Людовика XIV, которого именуют «Король-Солнце». Какое солнце, если у него в Версале даже сортиров не было, и по нужде кавалеры и дамы бегали за портьеры! Парадный приём в Версале С этой ситуацией решила разобраться Julia Neyo (Юлия НЕЙО – это псевдоним, имя по паспорту – Юлия ЩЕГОЛЕВА). Она создатель и главный ред

По русскоязычному интернету регулярно повторяются малоприятные статьи о тотальном отсутствии гигиены в Европе. С наслаждением авторы доказывают, что Европа никогда не мылась, не знала бань, а дальше идут повествования о королеве Кастилии, которая мылась 2 раза в жизни, о рыцарях, которых обмывали только после смерти, именно из-за отсутствия представлений о гигиене в страшную чуму XIV в. Европа вымерла наполовину, а вот на Руси мылись в бане, поэтому чума меньше затронула... Правда, это не совпадает с повествованиями летописей о городах, вымерших на Руси полностью, но это ведь другое?

Рассказывают о тех ужасах, которые творились при дворе самого величественного короля Франции, Людовика XIV, которого именуют «Король-Солнце». Какое солнце, если у него в Версале даже сортиров не было, и по нужде кавалеры и дамы бегали за портьеры!

Парадный приём в Версале
Парадный приём в Версале

С этой ситуацией решила разобраться Julia Neyo (Юлия НЕЙО – это псевдоним, имя по паспорту – Юлия ЩЕГОЛЕВА). Она создатель и главный редактор двуязычного журнала «5Республика» www.5respublika.com, целиком посвященного культуре и истории Франции и во Франции издаваемого в течение пяти лет за ее собственный счет. Первый номер печатного номера журнала «5 Республика» увидел свет в конце 2014 года и стал первым в стране изданием на русском и французском языках, полностью посвященным истории и культуре Франции без какой-либо политической ориентации.

Начинает статью Юлия с заявления: «Мы решили развеять устоявшиеся мифы о нечистоплотности французов, в немалой степени основанные лишь на домыслах. В отличие от прочих «авторов» мы основывались на реальных исторических публикациях. Скажем, на знаменитых сочинениях Анри Сен-Симона (Избранные сочинения. Т. 1-2 М., Л., 1948. ) и вышедших позже «Тайные записки о правлении Людовика XIV, Регентстве и правлении Людовика XV» Шарля Пино Дюкло.

Людовик XIV свой роскошный дворец устроил по всем правилам комфорта тех времен. Да-да, не верьте в расхожее клише, будто «люди в нем справляли нужду, где им приспичит». Впервые эта явная ложь появилась в письме невестки Людовика XIV, Елизаветы Шарлотты Пфальцской к своим родным.

Елизавета Шарлотта – её прозвали Лизелоттой
Елизавета Шарлотта – её прозвали Лизелоттой

Как девица из небогатого немецкого курфюрства оказалась при французском дворе? Людовик буквально приказал своему младшему брату, который недавно овдовел, обеспечить «резервных» наследников. Это была чрезвычайно трудная проблема, потому что немецкая барышня плохо поняла расстановку сил в этой игре. Ей было 19 лет, сердце (и тело) жаждали любви. Ничего Филипп дать ей не мог. Да и не хотел – его сердце было отдано мужской красоте и силе.

Возможно, виновата была в этом мать, Анна Австрийская, героиня «Трёх мушкетёров». Она одевала младшего в женские платьица, называла «милой девочкой», они вместе играли в куклы... Доигрались!

Филипп Орлеанский
Филипп Орлеанский

Скоро выяснилось, что Пфальц Людовику не достанется, королевские подданные, считая по этому поводу новую «Мадам» неудачной партией, изо всех сил игнорировали девушку, издевались и даже в открытую насмехались над ней. Лизелотта страдала, рыдала в подушку, а потом начала писать жёсткие письма о том, насколько отвратителен двор Людовика XIV, всем своим близким и дальним родственникам, но одновременно не теряла времени даром – родила четверых детей неизвестно от кого, поговаривали, что от самого короля, но Филипп пожал плечами, и все они были признаны законными.

По сути, все ужасы о нечистоплотности, отсутствии гигиены, блохах, вшах и отвратительном запахе Версальского двора историки знают исключительно из ее писем. Расценивать обиженную женщину как единственный достоверный источник информации? Но по непонятной причине российское общество поверило Лизелотте на слово.

Впрочем, причина вполне понятна: ах, вы считаете нас, русских, дикарями?! Ах, вы создали европейскую культуру, живопись, балет, поэзию?! Да вы сами дикари, вы за портьеру «по большому и по малому» бегали, духами обливались, чтобы «ароматы» отбить, а у нас баня, баня!

А гиды, водя туристов по Версалю, точно знали, чем привлечь внимание – нужно рассказывать не только о красоте, но и о том, что вот в этом углу «до сих пор пахнет, чувствуете?» И все тут же чувствовали!

Нужно сказать, что туалетов в Версале не было! Но их не было ни в одном дворце Европы, не было в Лондоне, не было в Петербурге. Ватерклозет (туалет со смывом водой) придумали только в 1775 году. В Англии.

Переносной туалет
Переносной туалет

А Версаль был оборудован 274 «стульями для дел» (chaises d’affaire), расположенными в гардеробных комнатах – да, действительно, придворные скрывались за портьерами, но там стояли передвижные «необходимые сиденья». Они переносились с места на место в зависимости от надобности, периодически лакеи их выносили.

Надо сказать, сам Людовик был невероятным чистюлей, чем весьма изводил слуг, потому что требовал себе ванну часто несколько раз на дню. А вы представьте себе, что значит натаскать горячей воды, чтобы королю было приятно?

Всего в Версале имелось более 100 ванн, включая его личную, мраморную и роскошную, своим менее чистоплотным подданным Король-Солнце повелел в принудительном порядке пользоваться парфюмерией, чем сильно, надо сказать, развил эту область, как, собственно, и мыловарение. Впрочем, двор всегда равнялся на короля, поэтому истории о «вонючем и немытом» Версале – не более чем домыслы, основанные на вышеупомянутых уже письмах Лизелотты.

Личная ванна короля
Личная ванна короля

Кроме того, со слов Сен-Симона, которому, разумеется, доверия намного больше, известно, что каждое утро Короля-Солнце начиналось с обтирания розовой водой с ног до головы. То же самое предписывалось и подданным. Так что Версаль благоухал, а не вонял – никому не хотелось быть отлученным от двора по такому ничтожному поводу, как личная гигиена.