Найти в Дзене
Донцова - НеСова

Функции искусства в борьбе за нравственное здоровье общества

Ключевые слова: #искусство; #диалектика; #общество; #общая_теория_систем; #здоровье_общества; #культурный_код; #диагностика_души; #социальные_проблемы; #чувства; #эмоции; #эмпатия; #потребности_человека «Искусство (Kunst) отличается от природы как делание (facere) от деятельности или действования вообще (agree), а продукт, или результат, искусства отличается от продукта природы как произведение (opus) от действия (effectus). Иммануил Кант И. Кант говорит, что к искусству можно отнести только то, что создал человек, реализующий в своей деятельности разумные цели. В свое время В. Гегель отождествил рассудок (мыслительное упорядочение явлений – способность умело оперировать понятиями, правильно классифицировать факты и явления действительности, приводить знания в определенную систему) с метафизическим пониманием (исследованиями первоначальной природы, мира и бытия), а разум (синтез результатов познания, создания новых идей) – с диа

Ключевые слова: #искусство; #диалектика; #общество; #общая_теория_систем; #здоровье_общества; #культурный_код; #диагностика_души; #социальные_проблемы; #чувства; #эмоции; #эмпатия; #потребности_человека

«Искусство (Kunst) отличается от природы

как делание (facere) от деятельности или

действования вообще (agree), а продукт, или

результат, искусства отличается от продукта природы как произведение (opus) от действия (effectus).

Иммануил Кант

И. Кант говорит, что к искусству можно отнести только то, что создал человек, реализующий в своей деятельности разумные цели. В свое время В. Гегель отождествил рассудок (мыслительное упорядочение явлений – способность умело оперировать понятиями, правильно классифицировать факты и явления действительности, приводить знания в определенную систему) с метафизическим пониманием (исследованиями первоначальной природы, мира и бытия), а разум (синтез результатов познания, создания новых идей) – с диалектическим пониманием (анализ взаимосвязей и противоречий, выявление общих закономерностей и принципов, которые управляют процессами изменения).

Вот на эти разумные цели хотелось бы опереться, рассматривая роль искусства, как инструмента формирования ценностей, эстетического развития, способного своевременно реагировать на вызовы современности. Искусство – инструмент, способный поддерживать и укреплять нравственное здоровье общества. И, как настоящий целитель, использующий любые приемы для спасения больного организма, оно (искусство) берет на себя порой то функции зеркала, то учителя, то провокатора, а то и хирурга. Искусство — это зеркало и диагност состояния общества. Человек создает надстройку над природой, тем самым преодолевает некий барьер природы, ограниченный инстинктами, видовыми закрепленностями. Лишь только после форсирования этой «высоты» возникает культура. Она и означает свободу творческой активности людей, в отличии от остальных живых существ. Говоря языком математическим, классификация всех человеческих потребностей сводится к единой системе, построенной при обращении к общей теории систем (междисциплинарное направление научного знания, посвященное выявлению универсальных принципов функционирования и развития систем различной природы). Ссылаясь на работу Вознюка А.В., использующего общую теорию систем и междисциплинарный подход в выстраивании единой системы человеческих потребностей, можно сказать, что исследование этих потребностей, проводимое на основе общей системы, позволяет провести взаимосвязь между системами, относящимися к разным предметным научным областям, исследующим феномен человека на основе принципа единства мира.

По нашему мнению, существуют базовые человеческие потребности-настройки, данные нам при рождении. А также способность или неспособность их менять, настраивать или отключать. Их можно сравнить с настройками операционной системы компьютера, где роль «железа» выполняет человек, а роль операционной системы (BIOS, которая обеспечивает базовое взаимодействие между оборудованием и операционной системой) выполняет культура и искусство. В современном мире, с его нестабильностью и неуравновешенностью, вопросы нравственного здоровья общества приобретают особую актуальность именно в разрезе всеобщей тенденции отключения базовых настроек молодого поколения или их подменой системами, навязанными глобалистами. Эта тенденция усугубляется из поколения в поколение. Инфантилизм, апатия, цинизм, дегуманизация, деградация и размывание ценностей угрожают самой основе человеческого сосуществования. Нельзя сказать, что это касается всех без исключения но, к сожалению, большинства.

В последнее десятилетие проявилось отставание развития гуманитарной компоненты культуры, которая просто не успевает за скачкообразным развитием культуры научно-технической. Пропасть между этими важнейшими частями общечеловеческой культуры расширяется. Гуманитарная культура сейчас ориентирована на подстраивание под развивающуюся научно-техническую культуру. Особенно это стало заметно при возникновении темы искусственного интеллекта (ИИ- англ. artificial intelligence, AI - направление в компьютерных науках, которое занимается созданием систем, способных выполнять задачи, которые обычно требуют человеческого интеллекта). Здесь будет уместно привести цитату: «В создавшихся условиях история человечества стала мыслиться односторонне – только как результат развития человеческого интеллекта, обусловливающего научно-технический прогресс, тогда как другая составляющая мышления, ответственная за осмысление социального прогресса и духовной жизни человека, осталась без внимания» [3]. Выражаясь кратко, с помощью языка математики, должна быть согласованность в развитии направлений культуры с учетом их функционала. В противном случае, законы развития общества возьмут свое и культура, как общая система, затормозит развитие всех своих направлений, для того чтобы приобрести баланс: «Специализация элементов в границах системы распределяет по ним разнообразие возможностей, позволяя им функционировать в ней в гораздо более эффективном, нежели изолированном, виде… Так как процессы локализуются в конкретных элементах, устойчивость систем и комплексов определены устойчивостью слабейшего её звена (элемента)» [5].

В этой борьбе за сохранение нравственных ориентиров и идеалов искусство не должно откатываться на уровень элитарного направления и выступать, как источник эстетического наслаждения для избранной, самоназначенной «элиты». Оно, при наличии государственной поддержки, создающей экономическую независимость от межнациональных корпораций и их заказов, должно выступать как мощный и незаменимый инструмент формирования идеологии и мировоззрения молодого поколения. Способствовать созданию позитивной картины мира (результат специфического видения мира для определенной социальной общности), основанной на воспитании, опирающейся на духовные традиции. Формировать в подрастающем поколении чувство общественного диалога. Искусство всегда было, есть и будет основным спутником в процессах формирования культурной картины мира, поддержании и укреплении нравственного здоровья общества. В данном контексте обратимся к искусству с большой историей, которое доказало свою значимость сквозь призму времени (психологический феномен, когда люди идеализируют или демонизируют отдаленные во времени события, а близкие к настоящему воспринимают в более естественных красках). Рассмотрим более подробно роль искусства, как Зеркала и Диагноста состояния Общества.

Во все времена существования искусства мастера в своих шедеврах стремились показать обществу его пороки и добродетели. Разоблачали несправедливость и ложь. Воспевали любовь и доброту. Для кого они это делали? Разве большая часть общества, погруженная в свои повседневные проблемы, способна была заглянуть в это «зеркало души»? Именно здесь четко видна тенденция диагностики культурного кода человечества в отражении искусства. Государство, способное воспитать в молодом поколении потребность к высокому и духовному проследит результаты такого воспитания в создании и восприятии шедевров искусства своего времени. Произведения искусства способны обозначать проблемы, вскрывать внутренние конфликты каждого члена общества, которые в повседневности могут игнорироваться осознанно или неосознанно. Искусство обладает способностью прямо и честно отражать действительность. Оно служит зеркалом, отражающим как достижения и доблесть, так и недостатки и обман. В более глобальном рассмотрении, искусство позволяет осознать глубину социальных проблем государства.

В качестве примера можно привести произведения классика русской литературы – Достоевского Ф.М., в произведениях которого гениально проанализированы глубины человеческой души, моральные вопросы и социальные недуги. Из зарубежных авторов можно рассмотреть антиутопию Оруэлла, в которой автор предупреждает будущие поколения об обесценивающих тенденциях построения «дивного нового мира». Современное театральное искусство и кино продолжают эти традиции. Живой этому пример – спектакль «12» Никиты Михалкова, поставленный по мотивам одноименной пьесы. Он вскрывает острые социальные вопросы, касающиеся коррупции, неприятия, насилия и одиночества. Заставляет зрителя переосмыслить происходящее вокруг.

Далее проследим роль искусства, как Учителя и Воспитателя Души.

Рассмотрим искусство обучения – дидактику (раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения), как компоненту глобального искусства. Для этого придется вернуться в эпоху Античности. То, что сегодня относится к дидактике, в прошлом распределялось по иным направлениям науки. Но сам воспитательный потенциал не потерял своей актуальности и в настоящее время. Цикл античных дисциплин, хоть и в трансформированном виде, дошел и до наших дней. Сюжеты классической литературы и фольклора (сказки, эпос, притчи, легенды, мифы, саги) передают нам завуалированные общезначимые этические и моральные нормы, представления о добре и зле, чести и совести, долге и любви. Музыка, обладая способностью к воздействию на каждую фибру нашего тела влияет на эмоции и чувства. Порой задевая первобытные инстинкты, а порой погружая в гармоничное состояние и непосредственно влияя на внутренний мир, способствуя развитию духовности. Живопись, скульптура и архитектура являются видимыми, материальными воплощениями искусства. Здесь срабатывает визуальное восприятие сюжетов красоты и гармонии. Все перечисленные направления способствуют формированию эстетического вкуса индивидуума. Но так было не всегда. Только после того, как человек приобрел способности к восприятию внешнего мира своими, подстраивающимися под среду органами чувств и научился развивать культуру бытия в культуру искусства, стало возможным восприятие им этических категорий. Человек учится, а любовь и красота в искусстве становятся ступенью к познанию добра.

Один из лаконичных примеров современного искусства, прошедший все вышеперечисленные этапы развития в ускоренном варианте – творчество Петра Мамонова – музыканта, поэта, композитора, актера. Его эксцентричное амплуа, от солиста группы «Совершенно новые Звуки Му» до исполнителя главной роли в картине «Остров», способствовало формированию в зрелом возрасте эмпатии и сострадания, научив его переживать чужие судьбы, радоваться и страдать вместе с людьми: «Это тяжело — думать о боли другого человека».

Способность к сопереживанию — это шаг на пути развития человека духовного. Только вкладывая в искусство нравственную сторону своей личности, человек сможет расширить границы личного опыта и сформировать культурный код для будущих поколений. Что приведет к взаимному бесконечному переходу количества в качество и объединит людей в едином эмоциональном поле земли.

Рассмотрим искусство, как Источник Очищения и Утешения.

Мы живем в эпоху сильнейших социальных потрясений. Независимо от возраста и места проживания психика людей претерпевает огромную информационную перегрузку. Помимо своей воли все оказались втянуты в информационную войну. Проще говоря, в войну за души и мозги человека разумного. Особенно остро стоит вопрос с молодежью, с неокрепшей психикой. Мир перенасыщен информацией. У человека искажаются когнитивные процессы, наваливается хроническая усталость, чувство не проходящей тревоги и страха. Мозг запускает оборонительную реакцию, и психика отключается. Исследование, проведенное психологами, показало, что люди, которые смотрят три минуты негативных новостей утром портят от шести до восьми часов своей жизни за день их циклическим анализом и переработкой содержания. И даже получение позитивных новостей в течение дня не помогут психике. Потому что в ответ на позитив мозг будет возвращаться вновь и вновь к тому, что его травмировало. Возникает своего рода привыкание.

Что может помочь человеку в таких условиях? Позитив и место, где индивидуум будет чувствовать себя безопасно и стабильно. Роль позитива в лихие времена обычно берут на себя люди искусства, которые выполняют важнейшую терапевтическую функцию. Музыка, песни, танцы, стихи и литература помогают переживать личные и коллективные травмы, скорбь и страдания. Поддержка близких вместе с «берущим за душу» исполнением произведений искусства, дают возможность «переболеть», предлагая эмоциональную разрядку и очищение души через глубокое переживание.

Среди современных молодых исполнителей лирической поэзии и музыки особо выделяются артисты, которые самостоятельно создают музыкальные композиции и тексты для своих песен. Они (песни) служат выражением самых тонких, настоящих, непредвзятых и сложных эмоций. Молодое поколение не умеет лукавить в искусстве, что позволяет слушателю найти отклик своим переживаниям и не чувствовать себя не одиноким. Примером такого творчества является наследница казачьих и народных песен Влада Мирави (MIRAVI). Слушая в ее исполнении произведения, «Воля», «Воин», «Полюшко», «Жду тебя» душа находит отклик и вводит в процесс сопереживания героям. Этнические мотивы, включенные в жанр поп-музыки, помогают включиться генетическим настройкам, честно пройти через страдания и выйти из них обновленным, с желанием продолжать жить в нашем прекрасном мире. Произведения искусства, наполненные красотой и гармонией, даже в самые «темные» времена дают надежду, утешение и напоминают о смысле бытия. Способствуют восстановлению утраченного душевного равновесия, даже если вы уже попали в сети думскроллинга (от англ. doom — «гибель», «рок» и scrolling - «пролистывание») - навязчивое желание читать негативные новости, несмотря на то, что это вызывает беспокойство и тревогу).

Обратимся к искусству, как Хранителю Памяти и культурных Ценностей.

Представьте ситуацию, что вы - пришелец. Нужно понять природу и культуру человечества. Но вот загвоздка, вы не обладаете достаточными знаниями о сущности человека. Инопрланетные модели восприятия не способны ассоциировать подобные объекты. Но, попав на Землю, вы видите массу знаков и знаковых систем. Как гумманоид высшей рассы (совершаете мепланетные перелеты) понимаете, что именно они определяют облик времени и социума. Сделав определенные выводы, нарекаете эту массу знаков культурой. С этого момента начнется межкультурная межгалактическая коммуникация, в главной роли которой выступит искусство - незаменимый хранитель культурного, исторического и нравственного наследия все земных цивилизаций. Оно уже сохранило для потомков память о прошлом: героических победах и поражениях, открытиях и разочарованиях, избавляя их от забвения. Поддержание картины мира, опирающейся на ценности и память поколений особенно важна для защиты коллективного разума от навязываемых суррогатных составов ценностей.

Мемориалы, монументы и памятники напоминают о подвигах, жертвах и значимых событиях, формируя уважение к истории и своим корням. Исторические романы, документальное кино и живопись позволяют переосмыслить прошлое, извлечь из него уроки и передать их новым поколениям. Народное творчество, включая песни, сказки, ремесла, несет в себе мудрость предков, их мировоззрение и традиционные ценности, укрепляя связь между прошлым, настоящим и будущим: «Кто не помнит прошлого, тот не имеет будущего».

И наконец только коснемся темы: искусство как Провокатор и Катализатор Изменений.

Данная функция искусства присутствует в любые времена. Человеку свойственно сопротивляться. Нарушать правила и устои, находясь в определенном психическом состоянии. Здоровый человек обладает способностью мыслить или проще - обладает мышлением. Разрушенная психика здраво мыслить не способна. Расшатанную психику можно качнуть как в одну сторону, так и в другую. Что и происходит в данный момент времени. Однако, оставим это направление профессионалам. Искусство не всегда может нести позитивный настрой. Бывает, что оно провоцирует, бросает вызов, заставляет формулировать сложные вопросы и переосмысливать общепринятые концепции, становится гласом недовольных, выступает катализатором изменений, что может привести к негативным последствиям. Существуют разные направления протестного искусства: стрит-арт, поп-арт, перформансы, арт-активизм, сатира и гротеск. Все эти жанры направлены на сокрушение традиционных форм искусства, но не всегда несут в себе прогрессивное развитие.

Таким образом, искусство, которое возникло на заре человечества развивается только благодаря тому, что традиции, обычаи и ритуалы благодаря человеческой памяти не стали мертвыми догматами. В ответ на это произведения искусства помогают человечеству динамично развиваться, удовлетворяя фундаментальные потребности человека. Мы стоим на пороге риска подмены понятий в классическом понятии искусства. ИИ уже бросил нам вызов. Сможет ли человечество сохранить, поддерживать и создавать искусство истинное, душевное? От этого зависит насколько морально здоровым будет наше общество и смогут ли будущие поколения сохранить наш культурный генетический код и передать его следующим поколениям. Чтобы при первом контакте с пришельцами человечество не оказалось в роли Бродяги из сказки Владимира Даля: «Ой ты гой еси, добрый молодец, Иван Молодой Сержант, без роду, без племени, спроста без прозвища, витязь безродный и бесконный».

Используемая литература:

1. Вознюк А.В. Анализ потребностей человека в контексте общей теории систем. Сайт: trinitas.ru - URL: https://trinitas.ru/rus (21.11.2025г.)

2. Кант И. Критика эстетической способности суждени. Аналитика эстетической способности суждения. Классическая философия искусства. URL: https://studref.com (21.11.2025г.)

3. Ротенфельд Ю. А. Восхождение от рассудка к разуму. socionauki.ru: Электронный журнал: Философия и общество. Выпуск №1(65)/2012 - URL: https://www.socionauki.ru (22.11.2025г.)

4. Хуторской А.В. Почему и как возникла дидактика. Народное образование 5'2020. УДК 37.02 URL: https://cyberleninka.ru (22.11.2025г.)

5. Статья Общая теория систем. Сайт: ru.ruwiki.ru. - URL: https://ru.ruwiki.ru/wiki (21.11.2025г.)