Найти в Дзене

Петербургский детективный клуб. Никита Филатов. Привыкайте без меня.

Из открытых источников. Я думал - это жизнь, а это список дел… Со временем и с возрастом приходит понимание, что счастье – это когда ничего не болит, и получилось ночью выспаться. - Проходи, присаживайся. Вот сюда, на кресло. - Извините, что побеспокоил, Владимир Александрович… Сегодняшний гость Виноградова тоже был адвокатом. Лет на тридцать моложе хозяина, довольно толковый юрист и неплохой, в общем, парень - хотя из тех, кто надевает джинсы с пиджаком и галстуком. Даже в суд. А ведь, что ни говори, форма, все-таки определяет содержание. Не всегда, разумеется, и не во всем, но достаточно часто. Кажется, он еще что-то где-то преподавал. Однако и в этом не было ничего предосудительного – Виноградов знавал одну даму из Международной коллегии адвокатов, которая, получив по второму высшему образованию диплом психолога, начитывала будущим полицейским курс психологии оперативно-розыскной деятельности, не прослужив в МВД ни единого дня. - Как ваше здоровье, Владимир А

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Я думал - это жизнь, а это список дел…

Со временем и с возрастом приходит понимание, что счастье – это когда ничего не болит, и получилось ночью выспаться.

- Проходи, присаживайся. Вот сюда, на кресло.

- Извините, что побеспокоил, Владимир Александрович…

Сегодняшний гость Виноградова тоже был адвокатом. Лет на тридцать моложе хозяина, довольно толковый юрист и неплохой, в общем, парень - хотя из тех, кто надевает джинсы с пиджаком и галстуком. Даже в суд. А ведь, что ни говори, форма, все-таки определяет содержание. Не всегда, разумеется, и не во всем, но достаточно часто.

Кажется, он еще что-то где-то преподавал. Однако и в этом не было ничего предосудительного – Виноградов знавал одну даму из Международной коллегии адвокатов, которая, получив по второму высшему образованию диплом психолога, начитывала будущим полицейским курс психологии оперативно-розыскной деятельности, не прослужив в МВД ни единого дня.

- Как ваше здоровье, Владимир Александрович? Выглядите прекрасно!

- Спасибо, - кивнул хозяин без энтузиазма.

Онкология – это, понятное дело, не венерическое заболевание. Тут, конечно же, хвастаться нечем, но и стыдиться, по большому счету, нечего… Просто Виноградову за последние полтора года изрядно поднадоело обсуждать эту тему с друзьями, знакомыми и окружающими:

- Здоровье… ну, хотелось бы лучше. Но могло быть и хуже. Чай, кофе?

- Все равно. Не беспокойтесь.

Что может быть полезнее для серьезного разговора, чем тягучий и пряный армянский коньяк? Но гость приехал за рулем своей машины, а Владимиру Александровичу врачи некоторое время назад запретили алкоголь категорически. Так что, хочешь, не хочешь…

- Слушаю тебя, - предложил Виноградов, заливая первым кипятком заварку.

- Хотелось посоветоваться.

- Советуйся

- Тут, Владимир Александрович, такое дело…

Пару дней назад к сегодняшнему гостю Виноградова обратились родители подростка, задержанного по подозрению в совершении особо тяжкого преступления.

Ситуация складывалась, с точки зрения адвоката, практически безнадежная. Только что во всех средствах массовой информации города «прогремели» сообщения о попытке вооруженного ограбления банковских инкассаторов, которые перевозили весьма значительную сумму денег. В перестрелке один из охранников погиб, второй получил пулевое ранение, однако налетчикам пришлось отступить. Спустя какое-то время неподалеку был обнаружен автомобиль, который использовался при нападении, а в салоне этого автомобиля – труп одного из участников преступления.

Личность убитого установили, практически, сразу. Более того, соучастники так торопились сбежать от машины и трупа, что даже не осмотрели салон и одежду. В одном из карманов которой оперативники обнаружили… мобильный телефон.

Последним входящим звонком на этом телефоне оказался звонок от молодого человека, защиту которого принял на себя мой коллега. И сделан был этот звонок, длившийся считанные секунды, примерно из той зоны действия трансляционной вышки сотовой связи, мимо которой пролегал один из участков штатного маршрута инкассаторов.

Подростка задержали под конец того же дня, что называется, «по горячим следам» - возле дома, в компании сверстников и приятелей. Изъяли куртку, в которую он был одет, и тут же отдали ее на исследование, которое выявило на правом рукаве большое количество микрочастиц сурьмы, серы, бария и свинца, которые образуются при взаимодействии с пороховыми газами при выстреле. Да еще и локализованы эти частицы оказались таким образом, что и нарочно не придумаешь: в основном, от конца правого рукава до локтевого сгиба. Справедливости ради следовало отметить, что иных компонентов, неизменно присутствующих в копоти выстрела (ртуть, олово, селитра, нитроэфиры целлюлозы и т.д.) лабораторное экспресс-исследование, проведенное с помощью РЭМ, электронного микрозонда и рентгеновского анализатора, на одежде клиента не выявило.

Впрочем, следствие и оперативники были склонны списать это на несовершенство использованных экспертами методик.

Несмотря на достаточно жесткое обращение полицейских, подросток не только свою вину, но и вообще какую-либо причастность к преступлению категорически не признавал. Свое знакомство с убитым налетчиком от также отрицал, поясняя, что по телефонному номеру, который ему предъявили, действительно позвонил, однако исключительно по ошибке, перепутав последние цифры. А вот предательских микрочастиц на своей одежде клиент моего коллеги не мог объяснить абсолютно ничем – не было у него в голове никакой, даже самой диковинной или, наоборот, элементарной защитительной версии. С «черными следопытами» на места боев Великой Отечественной он ни разу не выезжал, уроков какой-нибудь физики или химии с подходящими опытами у них в техникуме не проводили… При этом, в беседе с адвокатом, задержанный подросток настойчиво уверял, что весь день, в который было совершено преступление, с утра и до самого вечера возился во дворе своего же дома с отцовской машиной.

- Ходатайство по телефонным соединениям? – уточнил Владимир Александрович.

- Да, конечно, это я сразу подал, - кивнул коллега. - Но оказалось, что все еще проще. «Мобильник» был подарен моему клиенту на день рождения родителями, и зарегистрирован на его маму.

- Распечатку получили?

- Получил в тот же день, без проблем.

Посмотрев протоколы телефонных соединений, сегодняшний гость Виноградова легко убедился, что подзащитный говорит правду – после того злополучного звонка убитому налетчику, он действительно моментально перезвонил своему приятелю, абонентский номер которого на самом деле отличался от предыдущего только порядком набора двух последних цифр.

Эти сведения, вместе с заверенной справкой от оператора связи, с оформленными по всем правилам адвокатскими опросами родителей и того самого приятеля, которому звонил задержанный, адвокат безотлагательно передал следователю для приобщения к материалам уголовного дела.

- Ну, все правильно, - одобрил действия коллеги Виноградов.

- Владимир Александрович, завтра с утра моего потащат в суд, меру пресечения избирать.

- Это точно.

- Арестуют ведь.

- Вероятнее всего, - вынужден был согласиться Владимир Александрович.

- Жалко парня… ни за что ведь в тюрьму попадет. - Это прозвучало совсем не профессионально, но очень по-человечески. – Может, я упустил что-то? Может, подскажете… может, какие-то мысли?

… Спать Владимир Александрович лег, даже не пытаясь отделаться от мыслей по поводу разговора с коллегой. Понятно, что паренек не виноват. Но что делать со следами на куртке?

Так что, следующий день для Виноградова начался еще ночью. Точнее, ранним утром, в четвертом часу, когда он соскочил с постели и, стараясь не разбудить жену, метнулся в кабинет, к своему домашнему компьютеру…

Торопливо набрал в поисковике:

сурьма, свинец, сера, барий…

Результат - сотня сайтов про какие-то автомобильные аккумуляторы, почти столько же технических инструкций и научных статей. Из которых, впрочем, даже такой гуманитарий, как адвокат Виноградов умудрился понять, что сернокислый барий и сплавы свинца содержатся, - точнее, содержались, - в пластинах старых автомобильных аккумуляторов импортного производства…

До приличного времени он, конечно же, не дотерпел – разбудил телефонным звонком своего вчерашнего гостя:

- Слушаю? – отозвался коллега слегка охрипшим ото сна голосом.

Он еще был не в том возрасте, чтобы отключать на ночь свой мобильник.

- Прошу прощения, что разбудил… Какая машина у отца твоего подзащитного?

Даже если вопрос удивил коллегу, поднятого посреди ночи, он отреагировал на него сразу:

- Так… По-моему, какой-то «немец». Старое ведро с гайками, насколько я помню…

- Можешь уточнить, какого года выпуска?

- Сейчас попробую.

- И заодно выясни про аккумулятор…

Владимир Александрович отложил телефон.

Уже которую неделю погода творила над северной столицей все, что заблагорассудится. Ночами лужи прихватывало морозом, днем ветер срывал жестяные полотнища с крыш и кидался в прохожих песком, дождь то и дело сменяли какие-то мерзкие снежные хлопья… а потом выходило солнце, и все таяло в одночасье, выставляя на обозрение граждан собачье дерьмо и осколки разбитых бутылок.

Виноградов отвернулся от окна.

Взял в руки книгу с дарственной надписью знакомого автора, лежащую рядом, на столике. Очередной криминальный роман…Сюжет про контролера автобуса, который свихнулся на почве злостных безбилетников. Стал маньяком, выслеживал их и убивал. Убивал, но не грабил - забирал только штраф за проезд без оплаты…

Бред, конечно же, полный, но завлекательно. Создавалось впечатление, что все поголовно умеют делать две вещи – лечить онкологию и писать детективы. Хотя, с другой стороны, почему бы и не писать по нынешним временам? Вся наша жизнь – это триллер с невнятным сюжетом и вполне однозначным концом.

- Владимир Александрович! – коллега перезвонил почти сразу, и не говорил, а почти кричал теперь так, что, наверное, перепугал дома всех своих родных и близких. – Как вы поняли? У его отца ржавый «опель» восемьдесят девятого года, и аккумулятор у него – еще «родной», тоже немецкий! И подзаряжают они с сыном этот аккумулятор, обычно, у себя дома, в квартире, от специального зарядного устройства…

Короче говоря, в половине девятого, не дожидаясь начала рабочего дня, коллега Владимира Александровича Виноградова уже стоял под дверью кабинета следователя с необходимыми и мотивированными ходатайствами. А еще спустя некоторое время, его подзащитного допросили и вывезли из изолятора временного содержания – и не в суд «на меру», а для проверки на месте показаний о том, каким именно образом он извлекал из отцовской машины тяжелый аккумулятор, как переносил его в квартиру со двора, придерживая снизу правой рукой…

Забегая вперед, необходимо порадовать читателя - не сразу, конечно, однако уголовное преследование в отношении паренька прекратили. А еще через какое-то время доблестные оперативники уголовного розыска задержали и настоящих участников вооруженного нападения на инкассаторов.

А пока адвокат Виноградов посмотрел на часы, принял очередные таблетки, отключил звук мобильного телефона и отправился с чистой совестью досыпать.

Поэтому снова он посмотрел на экран собственного мобильника только часов в одиннадцать утра, когда в английских аристократических домах, обычно, уже подают второй завтрак. За это время накопилась парочка пропущенных звонков - и сообщение от еще одного коллеги, специалиста по так называемым налоговым преступлениям.

Этого адвоката он знал уже очень давно, уважал, и с большим удовольствием отработал с ним в нескольких уголовных процессах. Уважение и симпатия, видимо, были взаимными - судя по тексту сообщения, коллега опять приглашал Владимира Александровича войти в состав адвокатской команды, которая формировалась в Москве для защиты очередной группы добросовестных предпринимателей от произвола безграмотных и жадных силовиков. Цель была, как всегда, благородная. Также подразумевались вполне достойные гонорары и очень неплохие командировочные, но…

Нет, ребята. Спасибо, теперь уже нет… Как писал неповторимый Игорь Губерман: «Живым из этой жизни не уйти…»

Так что, потихоньку привыкайте без меня.

Санкт-Петербург

Июнь 2025 г.

Никита Филатов.

Все произведения авторов Петербургского детективного клуба читайте здесь.

Петербургский детективный клуб | Литературная кают-компания Bond Voyage | Дзен

======================================================

Друзья! Если публикация понравилась, поставьте лайк, напишите комментарий, отправьте другу ссылку. Спасибо за внимание. Подписывайтесь на канал. С нами весело и интересно! ======================================================