Найти в Дзене

Мария Корелли “Скорбь Сатаны”

“Бывает так, что Бог оставляет подающего надежды гения, осыпанного деньгами, и тогда на сцену выходит дьявол.” Роман Марии Корелли “Скорбь сатаны”, опубликованный в 1895 году, ярко описывает нравы и характер эпохи. Вы наверняка слышали о нём как об образце декаданса. И действительно, произведение приоткрывает завесу порочности человеческой души: на что готов пойти каждый из живущих ради удовлетворения собственных желаний, и будет ли он милосерден к окружающим. Коротко о сюжете. Молодой и талантливый писатель Джеффри Темпест вынужден прозябать в нищете — как и каждый гений творческого ремесла. Его книгу не хотят печатать, издатели отказываются даже от наемных статей. Он стоит у края отчаяния. Но все меняется в один день, когда он получает три важных письма, каждое из которых сулит ему лучшую – достойную – жизнь. Так на сцене появляется обворожительный, влиятельный и могущественный князь Лучо Риманез. Он обещает Джеффри славу, почёт и несметные богатства — нужно лишь довериться ему

“Бывает так, что Бог оставляет подающего надежды гения, осыпанного деньгами, и тогда на сцену выходит дьявол.”

"Скорбь сатаны" Мария Корелли, издательство Эксмо, оформление Натальи Каштыкиной
"Скорбь сатаны" Мария Корелли, издательство Эксмо, оформление Натальи Каштыкиной

Роман Марии Корелли “Скорбь сатаны”, опубликованный в 1895 году, ярко описывает нравы и характер эпохи. Вы наверняка слышали о нём как об образце декаданса. И действительно, произведение приоткрывает завесу порочности человеческой души: на что готов пойти каждый из живущих ради удовлетворения собственных желаний, и будет ли он милосерден к окружающим.

Коротко о сюжете. Молодой и талантливый писатель Джеффри Темпест вынужден прозябать в нищете — как и каждый гений творческого ремесла. Его книгу не хотят печатать, издатели отказываются даже от наемных статей. Он стоит у края отчаяния. Но все меняется в один день, когда он получает три важных письма, каждое из которых сулит ему лучшую – достойную – жизнь.

изображение взято из Pinterest
изображение взято из Pinterest

Так на сцене появляется обворожительный, влиятельный и могущественный князь Лучо Риманез. Он обещает Джеффри славу, почёт и несметные богатства — нужно лишь довериться ему. Наивный Темпест соглашается. Так начинается падение и разложение души писателя.

Название романа говорит само за себя — его смысл раскрывается постепенно. Образ дьявола у Корелли резко отличается от традиционного. Часто роман сравнивают с “Портретом Дориана Грея”, и у меня тоже возникли такие мысли в начале, но затем сравнение стало невозможным. Вероятно, всё дело в общей идее — сделка с тёмными силами и мрачная, давящая атмосфера.

изображение взято из Pinterest
изображение взято из Pinterest

Здесь дьявол, он же сатана, он же князь Риманез, выступает не столько в роли искусителя, сколько с роли избавителя. Его цель – закалить душу и веру человека через искушения.

Когда-то он воспротивился воле Отца в сознании людей, посчитав их не достойными. И был изгнан с небес. И путь наверх ему теперь лежит через людские слабости. Лишь тогда, когда последний человек отринет дьявольское искушение, Люцифер сможет вернуться на небеса.

Такой взгляд на зло был необычен для широкой публики. По сути, выходило, что дьявол помогает людям прийти к вере и стать лучше. Сам князь говорит:

“...я не думаю, что я хуже, чем презренный человек на свете! Я могу искушать, но я не преследую, я беру на себя инициативу во многих жизнях, но я прокладываю свой путь так, чтобы стало ясно, что те, кто следуют за мной, делают это скорее по своему собственному выбору и свободной воле, чем по моему убеждению!”

Он лишь дает выбор, который человек делает сам. И здесь мы подходим ко второй теме, раскрываемой в романе.

Людские пороки в романе представлены через призму высшего общества той эпохи. Особенно ярко это раскрывается в сцене помолвки Темпеста и мисс Элтон в мини-спектакле (24 глава). Светская праздность, леность, себялюбие, алчность, двуличие – неполный список того, чем развлекала себя богатая знать в романе Корелли. И в том обществе наш приятель Джеффри показывает все свое естество. Внезапное богатство кружит ему голову, он теряется в складках пышных нарядов и слепнет в блеске званых вечеров. Он уподобляется этому обществу и этим же себя оправдывает.

“...я хочу подчеркнуть, что действовал я, подражая равным мне по положению. Каждый богач в наши дни следует по тому же пути, что и я, – ничего не делая ради общественного блага.”

Да, он размышляет об этом, но дальше мыслей дело не идёт. Князь не раз намекал ему на иной путь, не раз предлагал разорвать их союз — ради спасения души. Но Темпест был опьянен достатком.

Он забывает о своей книге и мечте о литературе. А затем, став богатым, мстит всем, кто когда-то отверг его труд: унижает их, отвергает их просьбы. Так раскрывается следующая тема — и появляется новый важный персонаж.

изображение взято из Pinterest
изображение взято из Pinterest

Получив вес в обществе, Джеффри теряет свой талант. Ему не о чем писать, а уже созданная книга кажется не столь выдающейся. И он вымещает злобу на более успешном авторе – Мэйвис Клэр. Фигура романа достаточно примечательная, хотя бы по тому, что это явный прототип самой Марии Корелли (правильно, сам себя не похвалишь - никто не похвалит. Одобряю:)). Мэйвис – автор, снискавший славу у читателей и порицаемый критиками. Ее книги остры и проникновенны. Главное — этой популярности она добилась сама, чем вызывает восхищение многих персонажей. Ее линия показывает, что для истинного таланта нужна лишь малость от всех благ. Она чтит чистоту мысли и независимость мышления от стороннего мнения.

Но важнее то, что она единственная устояла перед князем Риманезом — и это доставляет ему глубокую радость.

“Вы поступили правильно, не доверившись мне!<...>Ваш инстинкт говорит вам правду. Если бы было еще много таких, как вы, что сомневались бы во мне и отталкивали меня! Скажу одно: если, когда меня не станет, вы когда-нибудь вспомните обо мне, подумайте, что меня следует жалеть больше, чем парализованного или умирающего от голода несчастного, который когда-либо ползал по земле, ибо у него, возможно, есть надежда, а у меня ее нет.”

Князь видит чистоту и непорочность души Мэйвис. Она беззлобна, великодушна, независима от мнения светского общества. И этим разительно отличается от Сибил — ещё одной героини романа, через которую автор показывает отношение к женщинам тех лет.

Сибил – светская красавица, чья жизнь и мораль формировалась в кругах обеспеченных людей. И для понимания ее характера и образа мысли очень важен конец романа с ее письмом. В нем мы яснее видим причины падения личности. Почему она стала такой и что этому послужило.

изображение взято из Pinterest
изображение взято из Pinterest

Девушка не раз открыто сравнивала свое замужество с продажей себя, как вещи.

“Долгое время меня готовили к тому, что продадут по наивысшей цене, и все глупые мысли о любви<…>все они растаяли, все они умерли….Меня тщательно учили тому, что ничто, кроме денег,не имеет значения, и вряд ли вам стоит удивляться тому, что я говорю о себе как о предмете торговой сделки. Брак для меня и есть сделка...”

Женщин в романе высмеивают и не считают чем-то большим, чем красивый придаток мужчины. У них нет права выбора — особенно если они не красавицы. А уж если женщина еще и писатель, то общество считает её непременно некрасивой, грубой и пошлой. Образ мысли героев-мужчин по отношению к героиням крайне оскорбителен. Но таковы были нормы патриархального уклада тогда. Многие не видели в этом проблемы. И через портрет Сибил раскрывается еще один социальный надлом.

“Скорбь сатаны” поразил меня в самое мое читательское сердце. Я не ожидала, что роман так откликнется мне. Впервые мне удалось более-менее отрешенно прочитать столь эмоциональное произведение. Джеффри Темпест вызывает у меня отвращение — я его презираю, но и понимаю. Ведь мало кто способен устоять перед искушением, принявшим форму самого желанного. И неизвестно, какие наши пороки вырвутся на свободу.

Для написания этой статьи мне очень помогло в понимании некоторых фактов видео
Падшие ангелы с канала "История по черному" и статья о самом авторе в LiveJoutnal.

А вдохновлял меня Франц Шуберт и его Schwanengesang, D. 957  Part: No. 4, Ständchen (1)