28 ноября - день памяти актрисы Любови Полищук, - она ушла из жизни 19 лет назад. Из-за высокого роста и 43-ого размера обуви она в шутку называла себя «мустангом». «Сцену я могу одолеть в три прыжка», - смеялась Любовь Полищук. А на вопрос: «Какой у вас размер обуви?» отвечала: «Из следующего шьют чемоданы». Тем не менее, зритель восторгался ее особой женственностью. Однажды (уже после смерти актрисы) я пообщался с ее мамой Ольгой Пантелеевной.
Если вы хотите поддержать канал "Пераново перо" финансово, это можно сделать нажав соответствующую кнопку в конце материала.
Мама Любови Григорьевны Ольга Пантелеевна Полищук до своей кончины в 2020 году проживала в Омске. В последнее время часто болела, но старалась держаться. «Поскольку Любочка похоронена в Москве, каждый год в ее день рождения и в день смерти – 28 ноября, я хожу в школу №97, где она училась, - рассказывала Ольга Пантелеевна. – Школа названа именем Любочки. Там висит мемориальная доска и есть стенд с фотографиями. Беру с собой цветочки, чтобы положить у мемориальной доски, конфетки – угостить ребяток и учителей. Мы пьем чай, я рассказываю о Любе. Рада, что ее помнят и любят. Бывает, посижу подольше, а если плохо себя почувствую, мне вызывают такси и отвозят домой».
- Ольга Пантелеевна, Любовь Григорьевна рассказывала, что в детстве была некрасивой. Как-то даже не верится?
- Да, да, она родилась с кривыми ножками, и глазик немного косил. В детстве она себе не нравилась. И вот сама, чтобы ножки выпрямились, крепко перевязывала веревками одна к другой и так стояла несколько часов. И глаз себе упражнениями выправила. Она, если ставила себе цель, то всегда ее добивалась. И вот потом из нее получилась такая красивая, стройная девочка.
- Тогда уже мечтала стать артисткой?
- Ходила и говорила нам: «Я буду альтисткой». Букву «р» одно время не выговаривала. А еще мечтала стать балериной и ходила заниматься в хореографический кружок. Если честно, мы с отцом не хотели, чтобы дочь стала актрисой. Особенно папа был против. Но, как же мы могли запретить?! После 11 класса Люба разослала письма в театральные училища и институты Ленинграда, Киева и Москвы. И ей пришли ответы: «Приезжайте». Она выбрала Москву. Мой муж работал тогда начальником вокзала, поэтому имел право сделать бесплатный билет на три месяца. Знаете, мы же жили не богато: трое детей все-таки. Если бы не бесплатный билет, может, и не смогли бы ее отправить в Москву. Конечно, боялись одну отпускать в большой город. Но она так хотела, что нам пришлось уступить.
- А в детстве и юности много поклонников было у дочери?
- Не помню я таких. Разве, что, когда училась последний год в школе, ухаживал за ней один военный летчик. Но она уже знала, что станет актрисой и сказала ему: «Я – актриса, ты – летчик. Как же мы с тобой будем?! Нам не по пути».
- Насколько вспоминала сама Любовь Григорьевна, в Москве ее не взяли в театральные институты…
- Так она опоздала на экзамены. Приехала в июне или в июле, а там уже всех набрали… Но наши земляки – омичи – учились во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства. Они ее позвали попробоваться. И она поступила на вокальное отделение. Помню, как позвонила нам с отцом, а сказать ничего не может. Только плачет. Ну, думаю, не получилось. Кричу в трубку: «Что, Любонька, что?!» Она шепотом выдохнула: «Поступила». Так она переживала.
Начало учебы выдалось фееричным. Юной Полищук восторгались педагоги и студенты, особенно когда исполняла песни голосом Людмилы Зыкиной или из репертуара Робертино Лоретти. Часто к ней подходили однокурсники и просили списать слова, - итальянского языка никто не знал. Не знала его и сама Люба. Но никому не признавалась, что песни на итальянском выучила на слух с пластинок. Однако восторг длился не долго. Через месяц учебы произошла трагедия, - у Любовь Полищук неожиданно пропал голос. Встал вопрос об отчислении. Будущая актриса рыдала в коридоре учебного заведения, когда ее заметил преподаватель и режиссер цирка Рудольф Славский. «Детка, не плачь, попробуй себя в разговорном жанре, - предложил он. - Я помогу тебе перевестись на другое отделение». Так Любовь продолжила обучение уже как актриса разговорного жанра.
- Ольга Пантелеевна, читал, что в Мастерской учился и первый муж вашей дочери – Валерий Макаров…
- Да, да, они там и познакомились. А потом приехали уже сюда в Омск, работали в нашей областной филармонии… Хороший парень был Валера. Но жизнь у них не сложилась, он стал выпивать. Думаю, он и до знакомства с Любой был к этому расположен. По крайней мере, его мама Вера Ивановна, говорила: «Не угадал бы в деда». Я так поняла, что дед у него тоже выпивал… С Любой они расстались. Знаю, что Валерка потом женился еще раз, но та жена его за выпивку выгнала. Умер он рано, в 42 года.
От первого брака у Любовь Полищук родился сын Алексей Макаров, который впоследствии стал известным артистом. Как в свое время и юная Люба, вопреки запретам мамы. «Уговаривала его, ругалась, мол, помогать не буду, наоборот, подниму все связи, чтобы не поступил. Но Лешка все равно сделал по своему», - смеясь, вспоминала актриса. Алексей Макаров неоднократно рассказывал в интервью, что из-за большой занятости мамы в детстве одно время даже жил в интернате, а на лето его отправляли к бабушке в Омск. Ольгу Пантелеевну он ласково называл «мамой».
- Лешка меня не забывает, - с нежностью о внуке говорила мне старшая Полищук. - Вот недавно на похороны Веры Ивановны – бабушки по отцу - внук приезжал с дочкой Варенькой, была моя внучка Маша с сыном Гришенькой. Приезжают. Часто звонят.
Сын и мама даже играли вместе на сцене – в спектакле «Квартира для Лауры» выходили в роли… любовников.
Несмотря на то, что до фильма Марка Захарова «Двенадцать стульев» Любовь Полищук сыграла в нескольких кинокартинах, именно трехминутный эпизод танца с Остапом Бендером в исполнении Андрея Миронова сделал ее по-настоящему знаменитой. Сама Любовь Григорьевна рассказывала, что сцену сняли за один день.
- С восьми утра до двенадцати дня мы репетировали, - вспоминала Полищук, - затем обедали. А потом до семи часов вечера снимали. Всего сделали 14 дублей. Знаете, ведь не весь танец вошел в фильм. Там такие акробатические трюки мы с Андреем вытворяли! Даже из кадра вылетали. Поэтому те моменты, когда «вылетали», на монтаже прикрыли стоп-кадрами. Я удивлялась, как весь день меня Миронов носил на руках и не устал». Ходит легенда, что именно на этих съемках, когда Миронов бросает на пол Полищук, она повредила себе спину. Якобы это потом и привело к страшной трагедии – к саркоме позвоночника.
- Не знаю, я там не была, - комментировала этот слух мама актрисы Ольга Пантелеевна. - Помню, когда впервые увидела, как ее там бросают, ругалась на дочь: «Любонька, ну что они с тобой делают?!» Она меня успокоила: «Мамочка, там матрасов было много настелено».
Да и режиссер фильма Марк Захаров подтверждает, что всячески страховали актрису, чтобы не ударилась. А второй режиссер фильма Николай Конюшев вспоминал: «Я вам говорю, как очевидец – все это не правда! Мало того, что маты лежали на полу, так ребята еще на весу держали матрасы. Люба летела буквально несколько сантиметров и ее тут же подхватывали. Она мягко приземлялась. Потом она под камерой поднималась и появлялась в следующем кадре. Все это ерунда, насчет травмы на съемках нашего фильма».
Жених при знакомстве надел сапоги на каблуках
После первого замужества она долгое время жила в одиночестве, ее интересовала только работа. Конечно, многие ухаживали за эффектной популярной актрисой. Например, на гастролях в Израиле к ней подошел офицер. Представился, сказал, что давно любит ее и как актрису, и как женщину. Спросил: «Чем я могу вас удивить?» Любовь Полищук, не моргнув глазом, заявила: «Ну, самолета у вас, наверное, нет. Хотя бы вертолет». И вертолет тут же нашли. Полищук на нем облетела окрестности. Правда, на просьбу о свидании этому военному Любовь Григорьевна все-таки отказала. Писатель Варлен Стронгин клялся, что на его глазах за Полищук ухаживал сам Михаил Жванецкий. Но был жестко отвергнут.
- И за границу меня хотели увезти – и в Америку, и во Францию, - рассказывала сама Полищук. - Хоть сию секунду под венец, но когда узнавали, что есть ребенок... Мужики же такие трУсы! Но я все время повторяла: «Терпение. Все будет хорошо». И вкалывала до потери пульса. Потому что верила: благодаря работе добьюсь всего.
И личная жизнь актрисы поменялась в начале 1980-х. За известного художника Сергея Цигаля Любовь Полищук вышла замуж в 1983 году. Оба они любили рассказывать в совместных интервью, как, увидев актрису в телеспектакле «Эзоп», Сергей Викторович всячески добивался встречи с ней. Но делал это, привлекая, общих друзей и знакомых. Например, артиста Геннадия Хазанова или режиссера Марка Розовского.
- Да, Сережа звонил мне и просил познакомить их с Любой, - смеется Марк Григорьевич. – Умолял: «Только познакомь, больше мне ничего не надо». Вот такая у него была навязчивая идея. Поначалу я думал – ну, человек хочет просто роман. И отказывал: как я тебя познакомлю?! А потом, по его настойчивости понял, это любовь.
Новоиспеченного жениха друзья привели на спектакль в театр «Эрмитаж», где играла Полищук. Зная о том, что Любовь Григорьевна высокого роста, Сергей Цигаль на всякий случай позаимствовал у друга сапоги на высоких каблуках. После спектакля он зашел за кулисы. Дальше они поехали кататься на машине Цигаля, потом в ресторан Дома актера, затем к друзьям-художникам Сергея Викторовича. По словам Полищук, когда через какое-то время она поняла, что беременна, жестко ему сказала: либо замуж, либо делаю аборт. Он выбежал из дома, через десять минут пришел с цветами и сказал: «Выходи за меня!»
- Надо было видеть, какая прекрасная семья получилась у Сережи и Любы, - вспоминает артист Владимир Долинский. – Люба вошла в эту семью и обрела первый, настоящий дом. Ее любили в этом доме, писали ее портреты. И она боготворила и Сережу и его родных.
Через год после свадьбы в семье Цигаль-Полищук родилась дочь, которую назвали в честь бабушки Сергея Викторовича известной писательницы Мариэтты Шагинян. Мариэтта -младшая, как и брат Алексей, стала актрисой. Любовь Григорьевна любила рассказывать, что, на вступительных экзаменах Мариэтта долго не признавалась кто у нее мама. И только когда ее приняли, назвала фамилию Полищук.
В середине 1990-х Любовь Полищук много работала в театре «Школа современной пьесы». Спектакль «А чой-то ты во фраке?!» по чеховскому «Предложению», где Любовь Григорьевна в роли Натальи Степановны даже танцевала балетные номера, был у зрителя особенно популярен.
- Она с таким удовольствием репетировала и играла эту роль! - вспоминает режиссер Иосиф Райхельгауз. – Говорила, что балет – мечта с детства. Помню, когда ей привезли из мастерских Большого театра пуанты 43-ого размера, взяла их, поцеловала и прижала к себе. С таким упорством занималась с репетиторами классическим балетом и классическим вокалом, выкладывалась полностью. Тогда уже у нее болела спина. Мы не знали откуда это, почему. Даже и предположить никто не мог, чем все это может закончиться. Бывало, что еле доходила до гримерки, где у нее стояла жесткая кушетка из фанеры. И антракт мы затягивали, чтобы могла подольше отлежаться. Но отказываться от роли, от работы не хотела.
Артист Михаил Богдасаров предполагает, что началом трагической болезни актрисы стала автомобильная авария, в которую Полищук попала в 1998 году. - Помню, мы снимались вместе в фильме «Русские амазонки-2», - рассказывает Михаил. – И Люба в перерыве съемок рассказала мне, как недавно попала а аварию. Она на своем джипе «Suzuki» ехала уставшая после спектакля. Переезжала какой-то большой проспект. Видимо, внимание было рассеяно – проехала красный свет, даже не посмотрев на едущие наперерез машины. И только когда была уже на середине проспекта, заметила, что с двух сторон на нее мчатся автомобили. Но было уже поздно. Машину разорвало. Люба пришла в сознание уже в «Скорой помощи». Тогда и пострадал позвоночник.
После этой аварии, несмотря на запреты врачей, актриса вышла репетировать в новом спектакле «Искушение» уже через несколько дней. По случайному стечению обстоятельств, ее героиня по сюжету тоже переживает автомобильную аварию.
- Люба репетировала тогда в таком специальном больничном «ошейнике», который фиксировал шею и голову, - рассказывает партнер по этому спектаклю, артист Сергей Безруков. – И вот репетируем мы очередную забавную, немного эротическую сцену. На кровати крутимся, я набрасываюсь на нее, как собачка. Сдержать смех не можем, все хохочем, включая и режиссера. Вдруг в какой-то момент Люба остановилась: «Ой, ребята, голова закружилась, подождите». Садится на кровать, просит пять минут перерыва. Мы говорим: «Люба, может, на сегодня закончим. Отдохни». Она же упрямо отвечает: «Нет, нет. Все уже прошло. Работаем дальше». И как будто и не было ничего, продолжает репетировать. Это большой профессионализм великой актрисы.
Несколько лет Любовь Полищук лечила позвоночник. Пережила несколько операций не только в России, но и в Израиле. До последнего надеялась на лучшее. Говорила друзьям: «Ерунда, пройдет. У всех спина иногда болит»…
Последней работой актрисы на экране стала роль мамы главной героини Вики в сериале «Моя прекрасная няня». Партнерша по проекту актриса Александра Назарова, которая сыграла маму Любовь Григорьевны, вспоминала, как работала Полищук:
- Как только она входила в съемочный павильон, у всех поднималось настроение. Мы знали, что сейчас будет шутить, рассказывать что-нибудь интересное. Помню, как хвалила своего мужа, что тот потрясающе готовит. Рецепты нам диктовала от него. Про нее говорили, что характер сложный, но я этого не заметила. Хотя, конечно, мы понимали, что Люба – женщина решительная. Вспоминаю случай, как стоим с ней за декорацией, перед дверью, ждем команды «Мотор». Я чуть отвлеклась, закурила. Она мне: «Не делай этого, сейчас текст забудешь. Нельзя отвлекаться». Включается камера. Мы входим в дверь. Я произношу свой текст, а она молчит. Беспомощно смотрит на меня, а потом громко так: «Ну вот, я забыла». Как мы все смеялись! Спина у Любы побаливала с самого начала нашего проекта. В гримерке у нас стоял диванчик, на нем она отдыхала в перерывах. Потом ей уже выделили отдельную гримерку. Но когда выходила на площадку, то даже виду не показывала, как ей больно. Разве что просила у режиссера разрешения присесть где-нибудь в декорациях, когда маленькая пауза возникала… Помню, как приехала после операции из Израиля. Это была последняя ее съемка. В паричке таком симпатичном, волос своих уже было мало. Худенькая, но вошла как королева. Всем своим видом показывала, что ничего не произошло, мол, все хорошо. А когда я зашла к ней в гримерку и погладила по руке, она вдруг жалобно застонала: «Ой, у меня вся кожа болит от операций!»
Последние дни Любовь Полищук провела без сознания, но в окружении своей семьи. Ушла тихо, на руках у своей мамы, которая специально прилетела в Москву.
- Они все снятся мне часто: и дочь, и мой муж, и мой сын, - со слезами признается Ольга Пантелеевна. - Вот буквально вчера приснилось: Любочка идет вся в черном, красивая такая. Но почему-то проходит мимо меня и не смотрит. А навстречу идет мой папа – дедушка Любы. Она ему вдруг и говорит: «Ну почему мордашка такая злая? Что случилось?» Я Любу осекаю, мол, как не стыдно так разговаривать с дедушкой… И проснулась вся в поту и слезах... Конечно, часто вспоминаю и фильмы все смотрю. И горжусь своей дочерью. А как же?! Приехать из периферии и стать известной актрисой! Такое не каждый сможет.
Ольга Пантелеевна пережила дочь на 14 лет.
Если вы хотите поддержать канал "Пераново перо" финансово, это можно сделать нажав соответствующую кнопку "поддержать". Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.
Олег Перанов