Найти в Дзене
ARTПатруль

Николай Ге. Мастер исторической и религиозной живописи

Николай Ге появился на свет в дворянской усадьбе близ Воронежа. Его отец был помещиком, а корни семьи уходили во Францию: его дед, Матвей Ге, иммигрировал из Франции в Россию в конце XVIII столетия. Мать художника умерла от холеры, когда Николаю не исполнилось и полугода. Братья Ге и он сам едва избежали той же участи; крепостные вывезли детей в город к бабушке, где риск заражения был ниже, тем самым спасая их жизни. После окончания эпидемии семья вернулась в усадьбу. Портрет художника Н.Н.Ге, 1880 - Илья Репин Ранние годы Отец редко бывал дома, и воспитанием занимались бабушка и крепостная няня Наталья. Если старшие братья проявляли склонность к математике, то Николай с ранних лет увлекался рисованием. Чтобы он мог рисовать "святые образы", Ге начали давать бумагу. Cкоро Ге-старший вступил во второй брак, продал имение под Воронежем и переехал с семьей в Подольск. В 1841 году будущего художника отправили на учебу в Первую Киевскую гимназию, где уже учились его старшие братья. Первые
Оглавление

Николай Ге появился на свет в дворянской усадьбе близ Воронежа. Его отец был помещиком, а корни семьи уходили во Францию: его дед, Матвей Ге, иммигрировал из Франции в Россию в конце XVIII столетия. Мать художника умерла от холеры, когда Николаю не исполнилось и полугода. Братья Ге и он сам едва избежали той же участи; крепостные вывезли детей в город к бабушке, где риск заражения был ниже, тем самым спасая их жизни. После окончания эпидемии семья вернулась в усадьбу.

Портрет художника Н.Н.Ге, 1880 - Илья Репин
Портрет художника Н.Н.Ге, 1880 - Илья Репин

Ранние годы

Отец редко бывал дома, и воспитанием занимались бабушка и крепостная няня Наталья. Если старшие братья проявляли склонность к математике, то Николай с ранних лет увлекался рисованием.

Чтобы он мог рисовать "святые образы", Ге начали давать бумагу. Cкоро Ге-старший вступил во второй брак, продал имение под Воронежем и переехал с семьей в Подольск. В 1841 году будущего художника отправили на учебу в Первую Киевскую гимназию, где уже учились его старшие братья.

Первые уроки живописи Николай Ге получил от преподавателя рисования Федора Беляева. Сначала он работал акварелью, а затем перешел на масляные краски. Ге часто посещал дом учителя, чтобы изучать его работы, зарисовки и гипсовые слепки, а также литографии картин других мастеров.

По настоянию родных, после окончания гимназии Ге поступил на математический факультет Киевского университета. Там он познакомился с хранителем университетского музея, с которым часто обсуждал искусство живописи, в частности произведения Карла Брюллова.

Николай Николаевич Ге - Ахиллес, оплакивающй Патрокла, 1855
Николай Николаевич Ге - Ахиллес, оплакивающй Патрокла, 1855

Несмотря на учебу в университете, Ге продолжал самостоятельно изучать живопись. Однако, вскоре, по инициативе старшего брата Осипа, он переехал в Петербург. Там он первым делом посетил выставочный зал Императорской Академии художеств, чтобы полюбоваться работами Брюллова.

В Петербурге Ге вновь поступил в университет на математический факультет, пренебрегая своими художественными наклонностями. Но искусство влекло его: свободное время он проводил в картинных галереях, а по воскресеньям посещал музыкальные концерты в университете. В 1850 году он оставил университет и поступил в Академию художеств.

Академия художеств в жизни мастера

В стенах Академии художеств Николай Ге нашел близких по духу людей. Однако наибольшее значение для него имела перспектива приблизиться к работам своего вдохновителя, Карла Брюллова. К тому моменту прославленный живописец страдал от недугов и редко посещал Академию. Ге собирал информацию о нем, общаясь со старшими коллегами и моделями, перенимал его манеру и приемы, а в часы досуга пристально изучал его полотна, представленные в экспозициях.

«Он еще был жив, но мы чувствовали, что он не вернется к нам, — вспоминал Ге. — Огромный запас анекдотов, рассказов о нем, его изречения, его замечания — как рисовать, как писать, как сочинять, что значит рисовать, что такое искусство, — все это питало нас во время наших поисков на новом пути, им завещанном нам, по которому мы все, его ученики по духу, за ним бежали.

Будучи студентом, Ге зарабатывал на жизнь написанием портретов на заказ для государственных служащих и преподаванием рисования в домах аристократии Петербурга за небольшое вознаграждение. Однажды он сумел приобрести фрак, что стало для Ге настоящим событием: молодой живописец страстно желал попасть в Эрмитаж, куда в то время вход без фрака был запрещён. Несмотря на стеснённые обстоятельства, художник проявлял щедрость к своим друзьям. Трое из них проживали в его комнате, а некоторым Николай одалживал свой выходной костюм, из-за чего он часто оставался дома по вечерам, лишенный возможности посещать светские мероприятия.

Ге Н. Н. - Саул у Аэндорской волшебницы - 1856
Ге Н. Н. - Саул у Аэндорской волшебницы - 1856

В 1855 году Ге представил на суд Совета Академии свою работу «Ахиллес, оплакивающий Патрокла» и успешно сдал экзамен для получения Малой золотой медали. Спустя два года за полотно «Саул у Аэндорской прорицательницы» ему была присуждена Большая золотая медаль, и он отправился в оплачиваемую Академией поездку по Европе.

Европейские годы художника и "Тайная вечеря"

Сразу по окончании обучения в Академии Ге отправился за рубеж. Его маршрут пролегал через Швейцарию, Германию и Италию. В Риме он посещал художественные галереи и занимался этюдами. Там он создал несколько женских портретов, запечатлел вид города из окон своей мастерской и написал картину «Утро», где указал в подписи, что это "Подражание Брюллову". В это же время появились первые наброски к «Смерти Виргинии» и «Любви весталки». Ге одним из первых разглядел величие «Явления Христа народу» Александра Иванова и, вдохновлённый этой работой, сам начал обращаться к религиозным темам. «Возвращение с похорон Христа» стало одним из первых его полотен на библейский сюжет.

Смерть Виргинии, 1857 - Николай Ге
Смерть Виргинии, 1857 - Николай Ге

Однако вскоре Николай Ге столкнулся с творческим застоем. Римские задумки остались лишь в виде эскизов – ему не удавалось воплотить задуманные картины, а работа над новой темой, «Смерть Ламбертации», замерла на стадии наброска. К тому же, художник не мог создать главное произведение, которое он должен был привезти из своей пенсионерской поездки. Методы академической живописи не удовлетворяли Ге, он оставлял эскиз, как только замечал в нём влияние академической школы. Он даже временно оставил живопись, намереваясь вернуться в Россию ни с чем, без готовых работ. Но в определенный момент его внимание привлекло Евангелие.

«И вдруг я увидел там горе Спасителя, теряющего навсегда ученика-человека, — вспоминал Ге — Близ него лежал Иоанн: он все понял, но не верит возможности такого разрыва; я увидал Петра, вскочившего, потому что он тоже понял все и пришел в негодование — он горячий человек; увидел я, наконец, и Иуду: он непременно уйдет».

В результате этих размышлений возник замысел картины «Тайная вечеря». Ге приступил к работе без предварительных эскизов и всего за пару недель создал полотно, выполненное в реалистическом стиле. Лев Толстой отмечал, что его «личное видение последней трапезы Христа с апостолами полностью соответствует тому, что изобразил Ге на своей картине», а Илья Репин высказывался о произведении так:

«Не только у нас в России, но, можно смело сказать, — во всей Европе
за все периоды христианского искусства не было равной этой картине
на эту тему».

В 1863 году, после возвращения Николая Ге в Петербург, за работу над «Тайной вечерей» Совет Академии удостоил его звания профессора исторической живописи. Вскоре после этого, в следующем году, император Александр II приобрел это полотно за десять тысяч рублей.

Николай Николаевич Ге - Тайная вечеря, 1863, 382×283 см
Николай Николаевич Ге - Тайная вечеря, 1863, 382×283 см

Последние годы и творчество Ге

В Северной столице Ге стал одним из основателей «Общества передвижных художественных выставок». Для дебютной экспозиции он написал полотно «Петр Первый допрашивает царевича Алексея в Петергофе», которое еще до открытия выставки было выкуплено для собрания коллекционера Павла Третьякова непосредственно из мастерской художника.

В период жизни в Петербурге Николай Ге уделял внимание историческим сюжетам, создав такие работы, как «Екатерина Вторая у гроба Елизаветы», «Александр Пушкин в селе Михайловском», а также запечатлел образы многих современников, включая Ивана Тургенева, Марка Антокольского, Николая Некрасова, Николая Костомарова и Михаила Салтыкова-Щедрина.

В 1875 году художник оставил Петербург навсегда, перебравшись в Черниговскую губернию, где приобрел небольшое поместье Ивановское (сейчас – Шевченко).

Там он продолжил работу над картинами на библейские темы, создавал портреты представителей купечества и промышленников. Незадолго до кончины Ге написал автопортрет, признанный одной из вершин его творчества.

Живописец ушел из жизни в 1894 году и был похоронен на восточной окраине своего хутора. Произведения Николая Ге можно увидеть в коллекциях Третьяковской галереи в Москве и Русском музее в Санкт-Петербурге.

Ставьте лайки и пишите в комментарии, какие картины Николая Николаевича Ге нравятся вам больше всего!