Найти в Дзене

Про наши любимые лобные доли, или как работает «система управления» обучением?

У нашей системы есть три ключевые функции:
1. Функция «ПЛАНИРОВАНИЯ»
Что делает? Отвечает на вопрос: «С чего начать и как это сделать?»
Ученик садится за уроки. Вместо того чтобы хаотично листать учебник, его «система»:
- Ставит цель: «Выучить три правила и решить 5 задач».
- Составляет план: «Сначала прочитаю теорию, потом сделаю простые номера, а сложные оставлю на потом».
- Готовит ресурсы: достает учебник, тетрадь, ручку ,карандаш.
Что будет, если функция «сломана»? Ребенок не знает, с чего начать, откладывает на потом, суетится, забывает нужные принадлежности. В итоге — час потрачен, а дело не сдвинулось. 2. Функция «РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Что делает? Отвечает на вопросы: «Это сработало? Что делать, если нет?»
Ученик пытается решить сложную задачу.
- Оценивает прогресс: «Мой способ не работает, ответ не сходится».
- Меняет стратегию: «Попробую решить не уравнением, а с помощью рисунка».
- Делает выводы: «В следующий раз начну с другого метода. Сегодня я узнал

У нашей системы есть три ключевые функции:

1. Функция «ПЛАНИРОВАНИЯ»

Что делает? Отвечает на вопрос: «С чего начать и как это сделать?»

Ученик садится за уроки. Вместо того чтобы хаотично листать учебник, его «система»:
- Ставит цель: «Выучить три правила и решить 5 задач».
- Составляет план: «Сначала прочитаю теорию, потом сделаю простые номера, а сложные оставлю на потом».
- Готовит ресурсы: достает учебник, тетрадь, ручку ,карандаш.

Что будет, если функция «сломана»? Ребенок не знает, с чего начать, откладывает на потом, суетится, забывает нужные принадлежности. В итоге — час потрачен, а дело не сдвинулось.

2. Функция «РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Что делает? Отвечает на вопросы: «Это сработало? Что делать, если нет?»

Ученик пытается решить сложную задачу.
- Оценивает прогресс: «Мой способ не работает, ответ не сходится».
- Меняет стратегию: «Попробую решить не уравнением, а с помощью рисунка».
- Делает выводы: «В следующий раз начну с другого метода. Сегодня я узнал, что задачи бывают нескольких типов».

Что будет, если функция «сломана»? Ребенок «зацикливается» на одном неверном способе, не может найти альтернативу, расстраивается и бросает задание. Не извлекает уроков из своих ошибок.

3. Функция «САМОКОНТРОЛЯ»

Что делает? Отвечает на вопросы: «Я все делаю правильно? Я не отвлекся?»

Продолжим про нашего мальчика, решающего задачу:
- Следит за выполнением: сверяется с образцом в учебнике.
- Подавляет импульсы: игнорирует сообщение в телефоне и желание пойти попить воды.
- Замечает ошибки: внезапно осознает: «Так, я перепутал знак! Надо стереть и перерешать».

Что будет, если функция «сломана»? Ребенок постоянно отвлекается, делает много глупых ошибок «по невнимательности», не проверяет себя. Решил быстрее всех, но с кучей недочетов.

Итак, делаем выводы.
Если функции регуляции РАЗВИТЫ...

+ Ученик самостоятелен: сам планирует, начинает и доводит дело до конца.
+ Ученик устойчив к помехам: может учиться даже в шумном классе или дома, когда гости.
+ Ученик учится на ошибках: анализирует их и в следующий раз делает иначе.
+ Ученик гибкий: если один способ не сработал, он ищет другой.
+ Обучение идет эффективно: меньше времени и нервов тратится впустую.

Если функции регуляции СЛАБЫЕ...

- Ученику нужен постоянный внешний контроль: «Садись за уроки», «Делай вот так», «Проверь».
- Ученик легко отвлекается, его сбивает любой шорох.
- Ученик повторяет одни и те же ошибки, не понимая причины.
- Ученик «ломается» при неудаче, теряет мотивацию.
- Обучение идет тяжело и медленно, требует огромных усилий от ребенка, родителей и учителей.

! Продолжение темы следует. Посмотрим более подробно, как проявляются дефициты в учебе у младших школьников. Расскажем о полезных играх и упражнениях. Очень хотелось, конечно, заглянуть глубже, но глубже можно посмотреть в учебниках и книгах по нейропсихологии. Нам важны связки и практические инструменты для работы.

Если тема интересна, не проходите мимо!

#обучениеимозг #нейрошкола #историипромозг