Найти в Дзене
Я вправе

«Школа больше не учит, а помогает осваивать материал. Учить это ваша обязанность, родители!» — заявление учителя повергло меня в шок

Я сидела на родительском собрании, сжимая ручку сумки так, что побелели костяшки, и думала, что схожу с ума. Молодая, амбициозная классная руководительница, глядя нам в глаза, с улыбкой произнесла: «Уважаемые родители, запомните: школа теперь не учит. Мы оказываем образовательную услугу. Наша задача — направить, показать вектор, помочь найти информацию. А учить — это ваша обязанность. Так написано во ФГОСах. Не понял ребенок тему — открывайте интернет, ищите видеоуроки, объясняйте». Я оглянулась на директора, надеясь увидеть в ее глазах ужас. Но она кивала! «Да, — говорит, — мир изменился, дети должны учиться добывать знания сами, а родители — обеспечивать этот процесс». У меня вопрос: а мы куда вообще катимся? Я прихожу с работы в семь вечера. Я хочу печь с дочерью печенье, кататься на велосипеде, болтать о мальчиках. Я хочу быть мамой! А вместо этого я превращаюсь в цербера. Мы до ночи решаем квадратные уравнения, которые я сама забыла двадцать лет назад. Мы пишем за них доклады, кл
Оглавление
Я сидела на родительском собрании, сжимая ручку сумки так, что побелели костяшки, и думала, что схожу с ума. Молодая, амбициозная классная руководительница, глядя нам в глаза, с улыбкой произнесла: «Уважаемые родители, запомните: школа теперь не учит. Мы оказываем образовательную услугу. Наша задача — направить, показать вектор, помочь найти информацию. А учить — это ваша обязанность. Так написано во ФГОСах. Не понял ребенок тему — открывайте интернет, ищите видеоуроки, объясняйте».
Я оглянулась на директора, надеясь увидеть в ее глазах ужас. Но она кивала! «Да, — говорит, — мир изменился, дети должны учиться добывать знания сами, а родители — обеспечивать этот процесс».
У меня вопрос: а мы куда вообще катимся? Я прихожу с работы в семь вечера. Я хочу печь с дочерью печенье, кататься на велосипеде, болтать о мальчиках. Я хочу быть мамой!
А вместо этого я превращаюсь в цербера. Мы до ночи решаем квадратные уравнения, которые я сама забыла двадцать лет назад. Мы пишем за них доклады, клеим макеты. Дочь плачет, я ору, муж пьет валерьянку. Ребенок начинает ненавидеть меня, потому что я для него теперь не мама, а вторая «училка», только злая и уставшая.
Если школа теперь — это просто камера хранения детей с функцией «указывания вектора», то зачем она нужна? Это правда новый закон или нас просто водят за нос, перекладывая свою работу на наши плечи?

- Сразу спойлер: вас вводят в заблуждение. Либо по незнанию, либо намеренно, чтобы снять с себя ответственность. Фраза «школа не учит, а оказывает услугу» стала удобной ширмой для педагогической беспомощности. Кстати термин "образовательная услуга" и вовсе исключен из законодательства, регулирующего работу школ.

«Мы только направляем и оказываем образовательные услуги» — удобная отговорка учителей. А почему родители обязаны учить детей? Как вернуть учителям их обязанности?
«Мы только направляем и оказываем образовательные услуги» — удобная отговорка учителей. А почему родители обязаны учить детей? Как вернуть учителям их обязанности?

Правда ли, что по закону учитель больше не обязан «учить»?

❌ Это ложь. Открываем Федеральный закон «Об образовании в РФ» (№ 273-ФЗ). Статья 48 четко говорит об обязанностях педагога: «осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов».

Заметьте, там не написано «показывать вектор и направлять». Там написано «обеспечивать реализацию». Если ребенок вышел с урока с пустой головой, потому что учитель просто дал тему и сказал «читайте сами» — учитель не выполнил свою работу. Точка.

Главный аргумент: «Мы оказываем услуги». А вот и нет!

Если директор или учитель говорят вам про «образовательную услугу», они отстали от жизни.

В июле 2022 года Президент, который исключил понятие «образовательная услуга» из Федерального закона «Об образовании».

Это было сделано специально, чтобы прекратить коммерческую трактовку работы учителя. Теперь образование — это общественно значимое благо, государственная миссия, если хотите.

Поэтому, когда вам говорят: «Мы вам услугу оказали (вектор показали), а дальше сами», — это юридическая безграмотность. Учитель выполняет государственную функцию по обучению и воспитанию, а не сервирует знания, как официант.

Что за звери эти ФГОСы и написано ли там, что учить должны родители?

Учителя любят козырять аббревиатурой ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты). Да, стандарты изменились. Раньше была «зубрежка», теперь — «системно-деятельностный подход». Цель — научить ребенка анализировать информацию, сформировать мотивацию.
Но!

Методика не отменяет преподавание.

Учитель должен научить ребенка добывать знания, дать ему инструменты, разобрать сложные моменты, а не просто бросить его в океан интернета без спасательного круга.

Ссылаться на ФГОС, чтобы ничего не объяснять — это как если бы врач дал вам скальпель и сказал: «Вырежьте аппендицит сами. Мы теперь не лечим, мы только направляем к выздоровлению и даем инструменты». Согласитесь лечь под нож к такому хирургу?

Почему учителя и директора так говорят?

Я не хочу демонизировать учителей. Они сами заложники системы.

🔷 Бюрократия: учителя завалены отчетами, мониторингами и бумагами, которые крадут время на подготовку к урокам.

🔷 Нагрузка: чтобы получить достойную зарплату, многие берут по 2 ставки. У них физически нет сил «сеять разумное, доброе, вечное» с горящими глазами.

🔷 Кадровый голод: директор держится за любого педагога, потому что за забором очереди нет.

Но! Эти системные проблемы не должны решаться за счет вашего свободного времени и нервов вашего ребенка. Ваши налоги идут на оплату образования, и вы вправе требовать качества, а не «имитации бурной деятельности».

Какова реальная роль родителей по закону?

Часто учителя цитируют статью 44 Закона об образовании: «Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей».
Переводим с юридического на человеческий:

  1. Вы обязаны заложить основы физического, нравственного развития (чтобы ребенок не дрался, не матерился, был опрятен).
  2. Вы обязаны обеспечить условия (стол, стул, тетрадь) и контроль посещаемости.

Но вы не обязаны обладать профессиональными компетенциями по химии, физике или высшей математике. Дублировать работу учителя дома — это ваше право, но не обязанность.

«Не понял на уроке — твои проблемы». Это законно?

Нет. У школы есть государственное задание. Государство платит деньги за то, чтобы дети освоили программу. Если полкласса нанимает репетиторов или учит тему с мамами — школа не справляется с госзаданием.

Конечно, если ребенок плевал в потолок и сидел в телефоне — это вопрос к дисциплине и к вам. Но если он слушал и не понял, потому что «учитель просто направил», — это педагогический брак.

Что делать, если весь класс страдает, но все молчат?

Молчание — это согласие с тем, что вы теперь бесплатный филиал школы на дому.
Конкретный план действий:

  1. Разведка. Спросите у ребенка: «Что конкретно делали на уроке?». Если ответ «смотрели видео» или «учительница сидела в телефоне, а мы читали параграф» — это нарушение.
  2. Не ругаться в чате. Эмоции в сторону.
  3. Официальный запрос. Напишите коллективное заявление на имя директора (не жалобу, а запрос).
    Формулировка: «Просим разъяснить, на основании каких нормативных актов преподавание предметов Х и Y переведено в формат самообучения. Согласно ст. 48 ФЗ-273, учитель обязан обеспечивать реализацию программы. Просим провести проверку качества преподавания в нашем классе».
  4. Внешний контроль. Если директор кивает на «вектор» — пишите в Департамент образования с просьбой провести независимую оценку знаний учеников и соответствия уроков ФГОС.

__________________________________________________________________________________________

🚩 Мы часто думаем: «Ну, может, мой Петя сам виноват? Ленится, вертится...» И терпим. Годами. А потом лечим ребенку неврозы и нанимаем репетиторов, чтобы закрыть дыры размером с Марианскую впадину.

Но есть сигналы, когда ждать нельзя.

👉 Специально для подписчиков нашего Telegram-канала мы подготовили чек-лист: 6 признаков того, что учителя нужно срочно менять.

__________________________________________________________________________________________

Как вернуть роль «мамы», а не «надзирателя»?

Перестать брать на себя ответственность учителя. Это страшно. Кажется, что ребенок скатится на двойки. Но пока вы «страхуете» школу, система не видит проблемы.

Попробуйте эксперимент: «Сынок, я тебя люблю, но я не физик. Я не буду делать это за тебя. Подойди завтра к учителю и скажи: "Я не понял, объясните, пожалуйста"».

Если учитель откажет — пусть ребенок запишет это (или запомнит дословно). Это будет фактом для разговора с администрацией. Верните ответственность туда, где она должна быть — в школу.

Заключение

Фраза «учитель только направляет» — это красивая метафора, которой пытаются прикрыть системные проблемы образования.

Но закон на вашей стороне. Понятие «услуга» отменено, а обязанность учить — осталась.

Не позволяйте навязывать вам чувство вины. Ваша задача — любить и поддерживать, а объяснять квадратные уравнения должен тот, у кого в дипломе написано «учитель», и кто получает за это зарплату из бюджета.