Найти в Дзене
Шедевральные маршруты

Диалог культур: как смотреть, чтобы получить удовольствие по-китайски

Где: Третьяковская галерея Адрес: Лаврушинский переулок, 10 До: 23 февраля 2026 Государственная Третьяковская галерея представляет международный выставочный проект «Из Пекина в Москву: диалог культур». На выставке представлены каллиграфия и живопись из коллекции Национального музея Китая. Я подчеркиваю именно такую последовательность: каллиграфия и живопись. Дело в том, что в китайской иерархии именно каллиграфия является первостепенным искусством. Образованный человек в древнем Китае, или вэньжень («человек литературы»), в первую очередь должен был овладеть искусством каллиграфии, а уже затем всеми остальными: живописью, сложением стихов, игрой на цине и игрой в го. Овладение навыками каллиграфии свидетельствовало о высоких моральных качествах, которые, согласно этике конфуцианства, неотделимы от красивого почерка. Человеку с западным менталитетом зачастую бывает сложно понять живопись, с незнакомыми сюжетами, без рамы, без холста, с минимумом цветных красок. И тем не менее эта ж

Где: Третьяковская галерея

Адрес: Лаврушинский переулок, 10

До: 23 февраля 2026

Ли Шань. Ширма с цветами и птицами. 1738-1739 шелк, тушь, цветная тушь
Ли Шань. Ширма с цветами и птицами. 1738-1739 шелк, тушь, цветная тушь

Государственная Третьяковская галерея представляет международный выставочный проект «Из Пекина в Москву: диалог культур». На выставке представлены каллиграфия и живопись из коллекции Национального музея Китая.

У Чаншо. Ширма, украшенная каллиграфией. конец XIX-начало XX вв. бумага, тушь
У Чаншо. Ширма, украшенная каллиграфией. конец XIX-начало XX вв. бумага, тушь

Я подчеркиваю именно такую последовательность: каллиграфия и живопись. Дело в том, что в китайской иерархии именно каллиграфия является первостепенным искусством. Образованный человек в древнем Китае, или вэньжень («человек литературы»), в первую очередь должен был овладеть искусством каллиграфии, а уже затем всеми остальными: живописью, сложением стихов, игрой на цине и игрой в го. Овладение навыками каллиграфии свидетельствовало о высоких моральных качествах, которые, согласно этике конфуцианства, неотделимы от красивого почерка.

Ван Хуэй. Подражание работе Ван Мэна Павильон с соломенной крышей. 1694 бумага, тушь
Ван Хуэй. Подражание работе Ван Мэна Павильон с соломенной крышей. 1694 бумага, тушь

Человеку с западным менталитетом зачастую бывает сложно понять живопись, с незнакомыми сюжетами, без рамы, без холста, с минимумом цветных красок. И тем не менее эта живопись нас чарует грациозностью линий, своей лаконичностью, а в то же время фантастической проработанностью мельчайших деталей.

Эти зачастую монохромные рисунки тушью в Китае принято считать живописью, а не графикой.

Хан Фань. Чжун Куй верхом на олене приветствует летучую мышь. Династия Мин (1368-1644) бумага, тушь, цветная тушь
Хан Фань. Чжун Куй верхом на олене приветствует летучую мышь. Династия Мин (1368-1644) бумага, тушь, цветная тушь

Созерцание свитков требует определенных навыков и знания этикета. Горизонтальный свиток разворачивается на плоской поверхности, справа налево. Об этом ни в коем случае нельзя забывать, так как движение взгляда влияет на наше восприятие. Мы инстинктивно хотим смотреть слева направо, то есть в совершенно противоположном направлении, чем привык китайский художник и китайский зритель.

Длина горизонтального свитка может варьироваться от 3 до 30 метров. Средняя высота горизонтального свитка 20-30 см, есть до 50 см. Причем, когда художник пишет горизонтальный свиток, он держит в голове всю композицию.

Вертикальные свитки смотрят сверху вниз на очень близком расстоянии, наслаждаясь всеми элементами. От художника требуется умение не только создать большую композицию, которую мы издали можем сразу охватить взглядом, но и умение работать в микроформате, тончайшим образом прорабатывая каждую деталь.

Особенность дальневосточной живописи, что её никогда не выставляют надолго, так как материалы, из которых они сделаны (бумага, шелк) являются очень хрупкими, они изменяются под силой тяжести, и от этого живопись может повредиться.

Очень часто в пространство свитка входят красные печати и каллиграфические надписи. Все художники были мастерами каллиграфии, вполне естественно, что каллиграфические надписи стали частью живописных композиций. Художник ставит свою печать, может написать какой-то комментарий.

Чжан Инь. Безмятежность. Бамбук и лотос. Вторая половина XVIII-начало XIX века. бумага, тушь, цветная тушь
Чжан Инь. Безмятежность. Бамбук и лотос. Вторая половина XVIII-начало XIX века. бумага, тушь, цветная тушь

Еще одна особенность - отсутствие единого источника света, мы не видим теней. Тем не менее за счет использования разных по насыщенности тонов, мы видим объем, воспринимаем трехмерное пространство.

Шэнь Чжоу. Дом цветущих персиков. 1475 бумага, тушь
Шэнь Чжоу. Дом цветущих персиков. 1475 бумага, тушь

Техника туши не терпит ошибок: линию нельзя стереть, нельзя исправить, так как пористая поверхность рисовой бумаги или шелка мгновенно впитывает тушь. В традиционной китайской живописи никогда не используется эскиз или подмалевок, художник рисует один раз и сразу начисто.

Люй Цзи. Золотистый фазан с камелиями. XV в. шелк, тушь, цветная тушь
Люй Цзи. Золотистый фазан с камелиями. XV в. шелк, тушь, цветная тушь

Художник никогда не передает вес изображаемого объекта. Формы есть, а веса нет, это особенность китайской эстетики.

Чжу Да. Два оленя. 1700 бумага, тушь
Чжу Да. Два оленя. 1700 бумага, тушь

Нет и перспективы в академическом западном понимании. Есть концепция трех далей: «высокие дали» (точка зрения снизу вверх), «глубокие дали» (точка зрения сверху вниз), «ровные дали», точки зрения на уровне глаз.

Юань Цзян. Персики бессмертия богини Сиванму. Вторая половина XVII - первая половина XVIII века. шелк, тушь
Юань Цзян. Персики бессмертия богини Сиванму. Вторая половина XVII - первая половина XVIII века. шелк, тушь

Жемчужины выставки – работы четырех китайских императоров, которые подчеркивают роль искусства в жизни монархов.

Император Юнчжэн. Стихотворение императора Тай-цзуна Осенний день. Середина-вторая половина XVII века, не позднее 1722. бумага, тушь
Император Юнчжэн. Стихотворение императора Тай-цзуна Осенний день. Середина-вторая половина XVII века, не позднее 1722. бумага, тушь

Император Цяньлун из династии Цин (правил в 1735-1796 гг.) написал более 42000 стихов.

Император Цяньлун. Предсказание благоприятной весны. 1754 бумага, тушь
Император Цяньлун. Предсказание благоприятной весны. 1754 бумага, тушь

Мой абсолютный фаворит этой выставки – работа императора Сюаньдэ. Посмотрите, как виртуозно он использует мазки разной формы: стремительные, тонкие, сужающиеся на конце, напоминающие каллиграфические линии, удары кисти, наполненной тушью, очень мягкие размывы туши, которую художник кладет большими движениями кисти.

Император Сюаньдэ. Три пчелы, парящие над сорокой 1429 шелк, тушь
Император Сюаньдэ. Три пчелы, парящие над сорокой 1429 шелк, тушь

В экспозиции представлен как портрет императора Канси, который взошел на престол в возрасте 8 лет и правил в течение 61 года, дольше других императоров в истории Китая (1661-1722 гг.) так и его работа.

Неизвестный автор. Портрет императора Канси из династии Цин. Первая половина XVIII в. шелк, тушь, цветная тушь
Неизвестный автор. Портрет императора Канси из династии Цин. Первая половина XVIII в. шелк, тушь, цветная тушь
Император Канси. Стихотворение Ли Бо "Поднимаю чашу, чтобы спросить Луну..." Середина XVII-начало XVIII века. Копия каллиграфии художника Дун Цичана. шелк, тушь
Император Канси. Стихотворение Ли Бо "Поднимаю чашу, чтобы спросить Луну..." Середина XVII-начало XVIII века. Копия каллиграфии художника Дун Цичана. шелк, тушь

Это стихотворение одного из самых почитаемых китайских поэтов Ли Бо (701 — 762 / 763 г.) .

Кругом цветы
передо мною кувшин вина
я пью в одиночестве
ни родных ни друзей нет рядом –


поднимаю чашу
прошу луну привести мою тень:
будет втроем веселее

жаль луна не умеет пить
а тень только повторяет мои движения
но пусть ненадолго
с ними я могу разделить
уходящую радость весны

пою – луна колышется в небе
танцую – тень как безумная пляшет
пока мы в сознании наша дружба крепка
а когда совсем опьянеем
разойдемся – каждый своей дорогой

связанные навеки
этой странной прогулкой
однажды мы встретимся снова
у Звездной реки.

На выставке представлены все три формата дальневосточной живописи: вертикальный, горизонтальный и веерный. Лучшие образцы веерной культуры династии Цин (1644-1912) – финальный аккорд выставки и великолепный подарок зрителям.

Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Шедевральные маршруты

Популяризатор искусства,

Елена Сегал

#Третьяковская_галерея #Шедевральные_маршруты #выставки_в_Москве #Из_Пекина_в_Москву #Диалог_культур #куда_пойти_на_праздники