Найти в Дзене

Как архитектор Гитлера пытался спасти рейх от поражения

Альберт Шпеер на Нюрнбергском процессе. фото из свободного источника. Альберт Шпеер родился 19 марта 1905 года в г. Мангейме в семье востребованного и богатого архитектора. Окончил в Берлине Высшее техническое училище и получил диплом архитектора в 1927 году, стал ассистентом в этом же училище в возрасте 27 лет. Попал под влияние Гитлера, прослушав его выступление перед студентами училища. Под чарами выступления Гитлера на следующий день подал заявление в НСДАП и в январе 1931 года получил партийный билет 474481. Хотя, по его воспоминаниям, «почти не чувствовал себя членом политической партии», ничего не знал о ее программе. Членом СС, по его словам, стал как автовладелец… На Нюрнбергским процессе Альберта Шпеера приговорили за сотрудничество с нацистам к 20 годам тюремного заключения. Срок заключения он отбывал вместе с Рудольфом Гессом в берлинской тюрьме Шпандау. В 1933 году переехал из Мангейма в Берлин, где согласился переоборудовать министерство пропаганды, которое возглавля
Альберт Шпеер на Нюрнбергском процессе. фото из свободного источника.
Альберт Шпеер на Нюрнбергском процессе. фото из свободного источника.

Альберт Шпеер родился 19 марта 1905 года в г. Мангейме в семье востребованного и богатого архитектора. Окончил в Берлине Высшее техническое училище и получил диплом архитектора в 1927 году, стал ассистентом в этом же училище в возрасте 27 лет. Попал под влияние Гитлера, прослушав его выступление перед студентами училища. Под чарами выступления Гитлера на следующий день подал заявление в НСДАП и в январе 1931 года получил партийный билет 474481. Хотя, по его воспоминаниям, «почти не чувствовал себя членом политической партии», ничего не знал о ее программе. Членом СС, по его словам, стал как автовладелец…

На Нюрнбергским процессе Альберта Шпеера приговорили за сотрудничество с нацистам к 20 годам тюремного заключения. Срок заключения он отбывал вместе с Рудольфом Гессом в берлинской тюрьме Шпандау.

В 1933 году переехал из Мангейма в Берлин, где согласился переоборудовать министерство пропаганды, которое возглавлял Геббельс, оставшийся не очень довольным его работой. Но его заметил Гитлер после того, как он оформил убранство Берлина к ночной первомайской манифестации нацистов, затем разработал и осуществил план реконструкции рейхсканцелярии. Как он писал, что за «право построить что-то величественное, я был готов, продать душу». Так его Мефистофелем стал Адольф Гитлер. После реконструкции его первого кабинета и строительства новой рейхсканцелярии в 1938 году, он стал «личным архитектором» Гитлера.

Между 1937 и 1939 годом диктатор и «его художник» установили очень тесные взаимоотношения. На Нюрнбергском процессе Шпеер сказал: «Если бы у Гитлера были какие-то друзья, то я наверняка был бы одним из самых близких друзей». Их сближение произошло, так как Гитлер также считал себя художником и несостоявшимся архитектором.

После выполнения Шпеером ряда заказов Гитлер заметил его организационные способности. После начала Второй мировой войны Шпеер продолжал заниматься строительством, воплощая грандиозные замыслы Гитлера по увековечиванию «эпохи национал-социализма». Но в январе 1942 года в связи с катастрофическим положением железных дорог в «южной России» ему поручили разработать план их ремонта. После своего возвращения с Украины он случайно оказался в восточно-прусской Ставке Гитлера. Там он встретил рейхсминистра вооружения доктора Тодта, с которым, на его самолете, надеялся добраться до Берлина. Однако общение с Гитлером продолжалось до трех часов ночи и Тодт вылетел в Берлин без Шпеера.

На следующее утро он узнал, что самолет доктора Тодта разбился, и он погиб. По приказу Гитлера рейхсминистерство авиации попыталось установить причины катастрофы. В результате расследования выяснили, что самолет Тодта взорвался на высоте 20 метров над землей во время посадки, взметнув вверх сильную струю пламени. Хотя Гитлер сначала и подозревал диверсию и поручил расследование комиссии, но вывод комиссии был такой: «Вероятность диверсии исключается. Следовательно, нет никаких оснований для дальнейшего расследования». В дальнейшем Гитлер запретил в его присутствии даже обсуждение гибель Тодта.

Гитлер назначил преемником Тодта с 8 февраля 1942 года 36-летнего Альберта Шпеера, хотя тот попытался оказаться от поста рейхсминистра вооружений. Гитлер заявил: «Я в вас верю, Я знаю, что вы справитесь... Приступайте к своим обязанностям».

«Можно только удивляться опрометчивости и легкомыслия, с которыми Гитлер назначил меня на столь высокий и важный государственный пост» - писал Шпеер.

Одним из главных видов деятельности этого министерства до сих пор было строительство оборонительных сооружений. Но потери вермахта на Восточном фронте привели к росту потребностей в вооружениях сухопутных войск. Шпеер выяснил, что еще осенью 1941 года по приказу Гитлера производство таких вооружений было сокращено, в предчувствии победы. В разгар военных успехов 1940-41 годов производство вооружения времен первой мировой войны не было достигнуто Германией. В первый год военных действий против СССР показатели военного производства составили лишь четверть от выпуска военной продукции осени 1918 года.

Теперь Шпееру предстояло решить эти проблему. В течение 1942 года Шпеер был назначен ответственным за выполнение заданий четырехлетнего плана по вооружениям. На него была возложена ответственность за распределение от имени министерства экономики всех ресурсов рейха. В 1944 году Ему удалось достичь рекордных показателей в производстве боеприпасов, оружия, танков, самолетов и подводных лодок. Согласно опубликованным им цифр, производство в том году позволяло полностью вооружить 225 совершенно новых пехотных дивизий и 45 танковых. Казалось, что Германия находится на пике своего могущества.

За счет чего же Шпееру удалось так увеличить производство вооружения?

1. Организовал новую систему управления производством вооружения на основе учета производимой продукции предприятиями.

2. Организовал горизонтальные связи между ними на основе кооперации комплектующих деталей.

3. Шпеер наладил взаимодействие командующих родов войск с руководством военной промышленности.

4. Как «генеральный уполномоченный по вооружению в системе четырехлетнего плана» он сконцентрировал в своих руках координацию и взаимодействие, с различными государственными структурами. Это позволило мобилизовать все ресурсы Германии на выполнение четырехлетнего плана.

5. Вся немецкая экономика была подчинена нуждам военной промышленности.

6. Претворил в жизнь концепцию Вальтера Ратенау «личной ответственности в промышленности», назначение лучших технических специалистов из ведущих промышленных фирм на ведущие должности в сфере производства вооружений.

7. Наладил обмен техническим опытом, разделение труда между предприятиями.

8. Стандартизация ведущих узлов и деталей для производства сложного вооружения.

9. Были образованы 13 «директивных комитеты» для различных типов вооружения и 13 «директивных объединений» для распределения сырья.

10. Учредил комиссии по разработке новых видов вооружения с участием лучших разработчиков и армейских офицеров.

11. Руководители комитетов и объединений закрепили за каждым заводом выпуск определенного вида продукции при максимальном ее производстве.(Специализация.)

12. Заключение договоров и контрактов на выпуск продукции на неопределенный срок, что обеспечило предприятия долгосрочными заказами на однородную продукцию.

13. Прямые доклады Министру вооружения руководителей «аппарата индустрии» по «узким» и важнейшим вопросам с учетом разграничения компетенции.

14. Всех руководителей важнейших отделов Министерства старше 50 лет заменил 40-летними. Предпочтение «неудобных» сотрудников покорным исполнителям.

15. Информирование министерства об основных нуждах и трудностях предприятий. Свободное обсуждение проблем, вскрытие и устранение недостатков и ошибок. Решение вопросов без бюрократической волокиты в неформальных беседах и телефонных переговорах. Заслушивались все аргументы и контраргументы и потом принимались решения.

16. Защита сотрудников от преследований гестапо по необоснованным обвинениям. Строгое наказание за злоупотребление доверием.

За первые полгода на посту министра вооружений Шпеера увеличился выпуск военной продукции во всех подведомственных отраслях промышленности. В августе 1942 года по сравнению с февралем выпуск артиллерийских снарядов увеличился на 27%, танков - на 25%, а боеприпасов - на 97%. То есть практически удвоился. В целом производство вооружений увеличилось на 59,6%.

Через два с половиной года, несмотря на начавшиеся массированные бомбардировки показатель общего объема военной продукции с 98 в 1941 году до 322 в июле 1944 года. За тот же период количество работающих в военной промышленности увеличилось только на 30%. Фактически это было достигнуто без расширения производства или трудовых затрат и в условиях дефицита сырья, на основе стимулирования инициативности, заинтересованности и ответственности за принимаемые решения, давление и принуждение использовалось в ограниченных размерах, не уничтожая инициативы.

(Лукавил господин Шпеер: с 1943 года по 1945 год, в принудительном порядке, в военную промышленность Германии было привлечено 12 млн. человек военнопленных, насильно ввезенных в Германию мирных жителей оккупированных территорий, что составляло 40% рабоче силы. Из СССР было 33% от общего числа принудительно ввезенных мирных жителей, из Польши - 22%, остальные из других европейских стран. За это Нюрнбергский трибунал приговорил инициатора рабского труда на военных заводах к 20 годам тюремного заключения в Шпандау, где отбывал свой срок вместе с Рудольфом Гессом.)

Альберт Шпеер понимал, что война – это соревнование двух систем, организаций управления производством, его импровизация. Социалистическая система планового хозяйства, сталинская система управления эффективностью производства все же одержала победу в годы Великой Отечественной войны. В сегодняшних, непростых условиях противостояния с Западом, нам необходимо использовать как опыт противника, так и опыт мобилизационной экономики СССР в годы Великой Отечественной войны.