В России старообрядцы появились в результате реформы Церкви, проведённой патриархом Никоном. Верующие, которые принципиально не хотели принимать изменения в привычных обрядах и придерживались традиционного подхода, решили отделиться. Со временем внутри старообрядческой общины начали формироваться подгруппы, одной из которых стали так называемые дырники. В XIX веке они образовывали целые поселения в центральной части страны и выделялись среди других приверженцев старых обрядов одной специфической особенностью, ради которой не жалели даже собственные дома.
Отвергали необходимость священников
В середине XVII века патриарх Никон инициировал реформу, направленную на приведение церковных обрядов в строгое соответствие с греческими канонами. Этот шаг вызвал кардинальные изменения практически во всех устоявшихся традициях, что приняли далеко не все верующие. А некоторые и вовсе были против. Реформа стала катализатором глубокого раскола внутри церкви, который сопровождался народным недовольством и возмущением. Многие считали нововведения отходом от истинной православной веры, что породило всплеск протестных движений. Среди них выделялась наиболее эксцентричная группа - дырники, или щельники.
Дырники представляли собой одно из направлений беспоповцев - течения, которое принципиально отвергало необходимость священников. Их убеждение строилось на вере в то, что со смертью епископа Павла Коломенского, последнего из старообрядческих епископов, возвышенных фигур Церкви больше не появилось. Они были уверены, что миром управляет антихрист, а прежняя благодать, некогда дарованная людям, покинула землю и пребывает на небесах. Поэтому дырники считали своим долгом самостоятельно проводить священные таинства, без участия духовенства.
Более того, они выступали с резкой критикой церковной иерархии, обвиняя её в полной утрате святости. Храмы, построенные и освящённые реформаторами, дырники называли ложными, а иконы нового порядка считали осквернёнными. Особую неприязнь вызывали даже старые святыни, прикосновение сторонников реформы к ним делало эти предметы нечистыми в глазах дырников. Однако это не означало полного отказа от иконопочитания. Они по-прежнему уважали святые образы, хотя и перестали использовать их для своих молитв.
Такое радиальное мировоззрение делало дырников одной из самых любопытных и уникальных групп старообрядчества, на фоне которой религиозные споры той эпохи становились ещё более драматичными и глубокими.
Откуда взялось название "дырники"?
Одной из самых интересных и необычных особенностей секты дырников, выделяющей их среди других старообрядцев, стал их способ молитвы. Считая, что благодать уже покинула земной мир, эти верующие решили направлять свои молитвенные обращения непосредственно к небу, туда, где, по их мнению, скрылась священная сила. Любопытно, что для этого они начали молиться, обращаясь лицом на восток, напоминая практику мусульман. В тёплое время года это было довольно удобно, но зимой создавало неудобства.
По правилам дырников, обращать молитву к стене или смотреть на застекленное окно считалось большим грехом. Поэтому в холодное время года они нашли изобретательное решение, в восточной стене своих домов делали специальные отверстия - своеобразные "окна" в небо, через которые и возносили свои просьбы и благодарности. Именно благодаря этой особенности их и прозвали дырниками.
Интересно, что сами эти отверстия не имели для членов секты сакрального значения - они воспринимались скорее как практический инструмент для молитвы в нужном направлении. Как пишет Пётр Смирнов в своей книге "История Русского раскола старообрядчества", после завершения молитвы отверстия закрывались специальными затычками, что подчёркивало их функциональный, а не культовый характер.
Традиции дырников дошли до наших дней
Первые упоминания о загадочной ветви старообрядчества - дырниках - можно найти в работах известных исследователей старообрядческой культуры Петра Смирнова и Сергея Булгакова. Учёные подчеркивали, что это движение всегда было малочисленным. Несмотря на то, что дырники встречались в разных уголках страны, их взгляды не находили широкой поддержки. Причиной этого считались необычные обряды и радикальные взгляды на мир, которые многим казались либо слишком утопичными, либо чрезмерно странными. Дырники отвергали абсолютно все церковные атрибуты, включая храмы, агрессивно заявляя, что мир уже непоправимо осквернён, а духовные реликвии утратили свою сакральность.
Но несмотря на незначительное число последователей, группа сохранилась до нашего времени. Сегодня сторонников дырничества можно встретить крайне редко, однако их традиции всё ещё живы. История отношения к старообрядцам со стороны власти была волнообразной, от полного запрета любого рода деятельности до периодов терпимости. Иногда старообрядцам даже позволяли строить церкви, но без характерных выделяющих черт. Эти законодательные качели серьёзно затрудняли развитие старообрядческих общин, но одновременно разжигали общественный интерес к подпольным религиозным объединениям.
Сегодня на дырников нет ни церковных, ни государственных гонений, как это происходило в XIX веке. Однако их образ жизни и необычные религиозные практики остаются достаточно закрытыми для общества. К концу XX века представители этого направления встречались в основном в Центральной Сибири. Федеральная служба государственной статистики по Республике Коми фиксировала запись о них, подтверждённую в ходе Всероссийской переписи населения 2010 года. Тогда ошибочно причислили дырников к национальностям народов России, но этот факт впоследствии был исправлен. На деле дырники представляют собой форму старообрядческого вероисповедания, а не этническую группу.
Среди различных теорий о происхождении и значении движения дырников была и достаточно необычная версия. Так, в Поволжье XIX века их нередко называли колдунами. В этой версии утверждалось, что некогда магически одарённые люди, скрываясь от притеснений и опасаясь разоблачения, примкнули к старообрядцам под видом сторонников веры. Считалось, что даже некоторые элементы их обрядов якобы восходят к традициям магии. Позже из колдунов-дырников якобы выделились такие мистические категории, как чернокнижники и веритники.
Несмотря на все загадочные истории и слухи, реальное наследие дырников, их традиции и убеждения остаются важной частью малоизученной страницы старообрядческой культуры. Это духовное движение и сегодня вызывает у исследователей серьёзный интерес благодаря своей уникальности.
Подписывайтесь на канал и читайте интересные статьи каждый день.