Для многих из нас не секрет, что в Рубцовске были и есть люди, чьи имена знает вся страна. Например, Андрей Карлович Брахман, который организовал в Рубцовске театр кукол в 1965 году. Или Алексей Викторович Тищенко — почетный гражданин г.Рубцовска, заслуженный мастер спорта России по боксу и двукратный олимпийский чемпион.
Про Раису Максимовну Горбачеву уж точно знают все. И ведь не только она родилась в нашем городе, но и ее мать Александра Петровна Титаренко (в девичестве Парада), также является уроженкой земли Рубцовской из села Веселый Яр.
Хочется сказать куда больше о человеке не менее выдающемся, который своим пером проложил себе путь на всю Россию, и сейчас незаслуженно забывается, как и другие советские писатели сибиряки. Имя ему Ефим Николаевич Пермитин.
Родился писатель 8 января 1896 года в небольшом городке Семипалатинской губернии Усть-Каменогорске. В семье пермитиных было 13 детей — 4 дочери и 9 сыновей, одним из которых был Ефим. Отец Николай Николаевич был столяром-краснодеревщиком, а мать Ирина Тимофеевна домохозяйкой.
В школе юному ученику нравилось. Невзлюбил он только математику, но даже эту высоту, благодаря своей настойчивости и упертости Пермитин смог преодолеть. Больше всего уважал Ефим литературу и читал взахлеб так, что перечитал чуть ли не всю библиотеку. Мать часто ругалась, что он жжет керосин зазря. Однако, только удавалось ей заснуть, Ефим тут же зажигал фитиль и занимался любимым делом.
Подходило время решать свою дальнейшую судьбу. «Кем быть?» — думал будущий писатель. В те годы технический прогресс резко шагнул вперед и человек потянулся к машине. Открывались заводы, фирмы, многочисленные лавки. В это самое время в Усть-Каменогорск прибыл пекарных дел мастер купец Родион Ананьин. Наладив крупное производство, он набирал народ к себе.
На дальнейшее обучение Ефима у семьи Пермитиных не было денег, и он устраивается к Ананьину. Работать приходилось по 14 часов у пышущих жаром раскаленных печей. В конечном итоге Ефим Пермитин понял, что его цель в жизнь — это учение. Зная о трудностях образования в дальних деревнях в те годы, он решил стать учителем младших классов, дабы нести детям свет просвещения и направить их на добрый путь.
В шестнадцатилетнем возрасте Ефим бросает пекарню Ананьина и в течение 10 месяцев самостоятельно готовится к экзаменам за полный курс учительской семинарии. В конечном итоге юноше удается выдержать все экзамены, и он получает диплом учителя начальных классов. По распределению он попадает в далекое казачье село Тулата, что ныне находится в Чарышском районе Алтайского края.
Красивым и живописным встретила его Тулата и местный народ. Новая школа очень понравилась молодому учителю. Леса, быстрые горные речушки заворожили его сердце. С раннего детства отличный охотник и рыбак, он долгое время проводил за этим ремеслом с Тулатинцами.
Так прошли два года и юному учителю пришлось перевестись в другое село, которое мы все знаем не понаслышке. Стоит немного рассказать о нем.
В 1771 году приказом Канцелярии горного начальства были созданы списки переписи, в коих значились крестьяне с ветхим жильем и не ведущие хлебопашеского хозяйства. Таковых назначили к поселению между деревнями Ново-Алейской и Склюихинской (ныне Бобково). Часть крестьян отстояли право жить, где и прежде, часть по пути осела в Кашино, а оставшиеся облюбовали правый берег Алея, где с 1764 года проживал переселенец из Чаусского острога (сейчас это территория рабочего поселка Колывань Новосибирской области) Клим Петров. Образовавшийся заселок назвали Алейским. Новыми переселенцами были: Потап Южаков, Алексей Анисимов, Федор Кожевников и другие. Позднее деревню переименовали.
По поводу переименования есть две версии: Первая — село создано на половине пути между деревнями Ново-Алейской и Склюихинской. Вторая версия гласит, что из-за схожести названий с другими деревнями в то время, было принято решение о переименовании. А потому как деревня разрослась и была о двух берегах, разделенных Алеем на две половинки, так ее и назвали — Половинкино.
В Катковскую степь, вдоль мутного извилистого Алея, протянувшееся старосибирское село прибывает Ефим Пермитин осенью 1914 года.
«После богатейшей горно-алтайской природы и сытного довольства казачества унылое степное село и смирившиеся с вечной нуждой жители выглядели такими жалкими, что сразу привыкнуть к ним было сложно.
Особенно убога была школа — покосившаяся изба пятистенка, покрытая дерном, с некрашеным полом и дымящей, расщелявшейся печью.
…Сторожиха, здоровая, толстощекая солдатка топила печь сырым талом. Немилосердно дымившая печь нисколько не прогревала помещение. Окна в классе оттаивали лишь на час, на два и снова промерзали еще больше.
Во всем селе два новых дома: местного «шибая» — торговца и священника.» — пишет в своем автобиографическом произведении Пермитин.
Выросший вблизи вершин, проведя два года в предгорьях Алтая, Ефиму Пермитину была непривычна природа степного села. Дома заносило до самой крыши и тропы от них во двор и до реки приходилось прокапывать долгое время. Излюбленной лесной живности не было в этих краях, но, несмотря на это, Пермитину ничто не мешало охотиться и рыбачить в рубцовских землях.
«Морозным утром было тихо. Дым из труб стоял прямыми шелковистыми столбами. Тополевая роща за Алеем в густом пушистом безмолвии, в искрах от поднявшегося над нею солнца. В глубине рощи снег казался голубоватым, а в свежих колеях дороги, в заячьих путиках, исторопивших берег Алея — синим.» — вспоминает в своем произведении Пермитин.
В 1915 году Ефима Николаевича призывают в армию, в Омскую школу прапорщиков, по окончании которой он был назначен командиром взвода третьей роты 24-го Сибирского запасного полка, расквартированного в Барнауле.
События тех лет полностью захватили Ефима Пермитина. Его произведения отличаются исключительной правдивостью и точностью, потому как он был не только очевидцем, но и во многом участником великих событий, заставших Сибирь.
Он участвовал в Империалистической войне, Русской революции, Гражданской войне на стороне белых, а позднее на стороне красных. Ефим Николаевич был свидетелем страшных погромов белого атамана Бориса Анненкова, которые не обошли стороной даже Веселый Яр в нашем районе.
Пройдя все это, испив до дна чашу испытаний, данную русскому народу, Ефим Пермитин отправляется в родной Усть-Каменогорск, где, видя бесконтрольное потребление даров природы и их уничтожение, он вступает в союз охотников любителей для проведения серьезных работ и полной реорганизации.
В 1923 году он создает охотничий журнал «Охотник Алтая», который в 1925 году переехал в Ново-Николаевск во главе с Пермитиным и приобрел название «Охотник и пушник Сибири».
В бурно растущем Новосибирске Пермитин сотрудничает с журналом «Сибирские огни», знакомится с выдающимися авторами того времени, направившими его на писательскую стезю. В эти годы Пермитин выпускает брошюру «Пушная шкурка, съемка и уход за нею», выдержавшую несколько редакций и переизданий. На основании жизненного опыта Ефим Николаевич пишет свои первые произведения «Капкан» и «Когти».
В 1933 году Пермитину поступает приглашение из Центрального Совета Всероссийского общества крестьянских писателей на переезд в Москву, где выходит его роман «Любовь».
В 1937 году по стране прокатывается эхо репрессий и в январе 1938 к семье Пермитиных пришли с арестом. Писателя заключили в Бутырской тюрьме. Требуя от него согласия о вражеском отношении к власти, прибегали даже к карцеру, где Пермитину приходилось двое суток стоять без единой возможности садиться. Ноги так отекали, что кожаные ботинки, в которых он был, лопнули по швам от напряжения. Во время допросов Пермитину хватило силы и мужества, чтобы не подписать никаких бумаг.
В конечном итоге Ефима Николаевича отправили ссыльным поселенцем в Павлодар, где он имел даже право носить оружие. Первое что он сделал купил ружье. Осужденному было тяжело устроиться на работу, и он выживал благодаря охоте и рыбалке.
Осенью 1941 года всех ссыльных выселили из Павлодара, и новым местом проживания стало село Иртышское, куда к концу года переехала и его семья. С осени 1943 года Ефиму Николаевичу разрешили работать учителем в школе, а в конце 1945 поступило разрешение на возвращение из ссылки, о котором хлопотал друг писателя Михаил Шолохов.
В Москву он вернулся в очень бедном обличии. Старую большую квартиру вернуть не получилось, а вместе с ней пропала и библиотека, о которой Пермитин долго сожалел.
В маленькой квартирке Ефим Николаевич пишет повесть «Друзья», что является предысторий для его прошлых изданий. Позднее он завершает «Лесную поэму». Оба произведения было крайне сложно выпустить в свет из-за «криминального» прошлого Пермитина.
Помня о своей главной страсти — охоте, Ефим Николаевич активно работает с журналами и альманахами «Охота и охотничье хозяйство», «Охота в Подмосковье», «На охоте». По его инициативе выходит альманах «Охотничьи просторы». Издается собственный сборник рассказов «Охотничье сердце». С его произведения «Горные орлы» началась знаменитая серия из 20 книг «Библиотека Сибирского романа».
В 1954 году началось освоение целинных и залежных земель и Пермитин на 8 месяцев приезжает на Алтай, где живет с целинниками в вагончике. Эта поездка подарила новое произведение «Ручьи весенние».
После смерти Сталина пришла реабилитация и Ефим Николаевич мог полноценно трудиться. За оставшиеся годы он написал огромное автобиографическое произведение из трех книг «Жизнь Алексея Рокотова», где автор повествует о пути становления главного героя как писателя. Произведение изначально выходило отдельными частями: «Раннее утро», «Первая любовь» и «Поэма о лесах». Позднее оно вышло единой трилогией.
Автор задумывал написать и четвертую книгу романа, где планировал описать жизнь в ссылке, но смерть прервала его великие думы.
Так 18 апреля 1971 года не стало простого сына столера-краснодеревщика Ефима Николаевича Пермитина. Более пятидесяти лет он отдал литературе. Он вырос среди чарующей и часто суровой природы на берегах могучего Иртыша. В своих произведениях он полностью отразил сыновнюю любовь к природе, родному краю и его людям. Богатый внутренний мир его героев произошел от богатого опыта пережитого самим автором. До последнего слова в своих произведениях он заботился о точности, выразительности и живом звучании художественного языка в русской литературе. Его именем названы улицы в Новосибирске и Усть-Каменогорске. Его память не исчезла и по сей день, несмотря на то, что не каждый уже помнит славного охотника с Южного Алтая, который бродил и по нашим улочкам в далекой Катковской степи на берегу тихого Алея.
7 января 2025г.
г.Рубцовск.