В издательстве «Абрикобукс» выходит повесть Екатерины Соболь «Приключения экспоната» (12+) с иллюстрациями Алёны Завойской.
Паша получает загадочное сообщение: «Когда за тобой придут — беги», и его жизнь круто меняется. Вместе с одноклассником он отправляется в стремительное путешествие по России, чтобы отыскать исчезнувшего отца.
* * *
В этом большом обзоре мы познакомимся с автором, её героями и историей книги, подробно поговорим о жанре и ключевых темах произведения — взросления, дружбы, отцов и детей, — а также вскроем несколько парадоксов, связанных с ними; в итоге порадуемся тому, насколько подростки всё-таки крутые, и поразмышляем о том, как влияет искусство на поэтику повести и вообще на нашу жизнь. В финале предложим список вопросов, над которыми вы можете порефлексировать со своими детьми или самостоятельно, когда прочитаете «Приключения экспоната».
О чём книга «Приключения экспоната»
Паша — очень правильный мальчик. Хорошо учится, интересуется физикой и искусством, слушается взрослых и всё делает, как надо. Правда, он боится буквально всего: высоты, микробов, собак, а особенно — разочаровать папу.
Летние каникулы после седьмого класса должны пройти, как обычно, но отец Паши внезапно пропадает, а сам школьник невольно становится героем головокружительного приключения с погонями, расследованием, неожиданным врагом и даже тайным союзником.
Вместе с одноклассником, хулиганом Ильёй, нечаянно втянутым в историю, Паша отправляется в рискованное путешествие по России, чтобы найти отца. В пути встретится много трудностей, и забавных, и опасных, но главное испытание ждёт в конце путешествия.
Эта дерзкая история, предлагающая актуальное прочтение темы отцов и детей, рассказывает о дружбе, юности, честности и о том, что искусство и человечность сильнее цинизма и расчёта.
Автор
Екатерина Соболь — лауреат многих литературных премий и конкурсов. По образованию лингвист и преподаватель французского и немецкого языков. Работала в журнале «Вокруг света», сотрудничала как рецензент с издательствами «Иностранка» и «КоЛибри».
Писательский успех пришёл к ней в 2015 году, когда рукопись «Разрушитель» заняла первое место на конкурсе «Новая детская книга» в номинации «Мир фэнтези» и получила специальный приз «Выбор Terra Incognita». Роман был издан под названием «Дар огня» и положил начало популярнейшему фэнтези-циклу «Дарители», который собрал множество наград и принёс Екатерине широкую известность.
Сейчас она преподаёт языки, а также писательское мастерство в собственной онлайн-школе «Соболь Школа». И, конечно, пишет книги.
Жанр
«Приключения экспоната» совсем не похожа на фэнтезийных «Дарителей» — прежде всего потому, что повесть — реалистическая, причём гибридного, многокомпонентного жанра.
Во-первых, это роуд-стори — настоящее дорожное приключение. Главным героям предстоит проделать удивительный, во многом авантюрный путь от Москвы в Сочи на перекладных — через Россошь Воронежской области, трассу М4 и Ростов — и увидеть настоящую современную Россию с её маленькими городами, электричками, полями, майскими ночами.
Все жанровые конвенции на месте: герои сталкиваются с кучей сюрпризов, неизбежных в спонтанном путешествии при ограниченных ресурсах, знакомятся с очень разными людьми, и все напряжённые приключения становятся кузницей для характеров.
Во-вторых, это подростковый детектив, причём с криптографическими элементами: чтобы найти отца Паши, необходимо расшифровать непонятную записку.
В-третьих, «Приключения экспоната» — немного боевик. Будут погони, реальные угрозы, сумасшедшие поездки, непредсказуемые встречи, настоящие преступники и даже тайный помощник — очень много динамики.
В-четвёртых, здесь развивается линия, которую мы условно назовём «бадди-муви» — в честь жанра фильмов, изображающих динамику отношений персонажей, кажущихся несовместимыми.
Случайные напарники, которые вначале воспринимаются как антагонисты, на протяжении всего пути цапаются из-за разных характеров и ценностей, но многому учатся друг у друга, чтобы в итоге стать хорошими приятелями. Именно эта жанровая надстройка добавляет в повесть и комедийные ноты, которые, впрочем, только укрепляют основную драматическую линию.
Таким образом, «Приключения экспоната» — гибридный с точки зрения жанра текст, но при этом все компоненты гармонично усиливают друг друга. В итоге мы получаем яркую психологическую драму взросления в авантюрно-развлекательном нарративе с детективной интригой.
Знакомимся с главными героями
Паша Орлов — заносчивый отличник, образцовый мальчик из обеспеченной семьи, вежливый и самостоятельный. Во время учебного года Паша всегда на олимпиадах, летом — на обучающих курсах и ежедневно — с полезной книжкой, поскольку считает, что тренировать мозг куда полезнее, чем мышцы.
У Паши всё самое лучшее: телефоны, кроссовки, оценки. А вот друзей нет. Чтобы не чувствовать себя одиноким, он старательно изображает из себя человека, который всегда чем-то занят и у которого нет времени на болтовню. Как отец. На него, востребованного искусствоведа, заваленного делами и поездками, Паша старается походить вообще во всём.
Илья Соломатин — полная его противоположность. Говоря словами Паши, «деревенщина в растянутых брюках, который вытирает нос рукавом». У него, в отличие от некоторых, нет крутого смартфона и кучи денег на карте, поэтому Илья привык полагаться на себя самого. Он отлично ориентируется в житейских ситуациях и легко приврёт, если понадобится, а ещё обладает талантом добывать еду. После уроков лучше попинает мяч, чем сядет за книжки и домашку. С учёбой, конечно, не ладится, но вроде бы его это не очень беспокоит — есть дела поинтереснее.
Социальный контраст и обратная сторона силы
Контраст между героями изначально выглядит как социальный: высоколобый столичный мальчик и метящий в гопники простак-двоечник, несколько месяцев назад переехавший в Москву из Краснодара — и враждебность героев рождается не просто из конфликта индивидуальностей, а из абсолютной непонятности их друг для друга, что во многом обусловлено социальной сегрегацией.
Однако образы подростков куда сложнее ожидаемой дихотомии «принц и нищий». Каждый из героев силён в своём, и у силы каждого есть обратная сторона.
Да, Паша начитанный, находчивый, может продумать хороший план действий и очень грамотно говорит — но шарахается от людей, многого боится, ещё большим брезгует и не в состоянии перелезть через забор.
Да, Илья не боится обращаться за помощью, умеет быть обаятельным и найти общий язык практически с любым — но туго соображает в сложных ситуациях, не отличается принципиальностью, постоянно ищет самые лёгкие пути, часто не приводящие вообще никуда, и, будем честными, трусоват.
Чтобы выпутаться из переплёта, в который попали, мальчишкам придётся не только преодолеть классовый и культурный барьеры, но и переосмыслить свои ценности, выйдя из почти приросших скорлупок: Паше — из золотой клетки, Илье — из вечной роли деструктивного элемента.
Но ещё им нужно научиться прикрывать слабые места товарища по авантюре. А для этого — понять и принять прежде всего собственные ограничения. Эта задача куда важнее и сложнее уравнений в годовой контрольной: чтобы решить её, нужно повзрослеть.
Этим-то двое тринадцатилетних подростков на самом деле и занимаются на протяжении всей повести, пока удирают от преследователей и пересаживаются с одного вида транспорта на другой.
Катализатор дружбы
Благодаря начавшимся изменениям на пути взросления меняются и отношения между героями.
Рамка бадди-муви сама по себе предполагает значительный фокус на теме дружбы, которой сначала не было, но которая завязывается в процессе приключений, и повесть чуть ли не покадрово показывает, как изначальная враждебность может стать настоящим товариществом, если пропустить «экспонаты» через серию испытаний, требующих отказаться от привычных защитных механизмов.
Так, Паша преодолевает недоверие к способам общения и интуитивному поведению, которые демонстрирует Илья. А Илья пересматривает своё презрительное отношение к интеллигентности Паши и вообще всему, что связано с культурой.
В итоге каждый из них, как бы по-новому отражаясь в другом, получает дополнительный катализатор к личностному росту. И уже благодаря этому один учится чувствовать и выбирать для себя, а не для отца, а другой постепенно становится более эмпатичным, вдумчивым и ответственным.
Ещё робкая, неуверенная дружба и завязи взрослости, что возникли из преодоления взаимных предрассудков и изначальных убеждений, не являются финалом всех внутренних изменений героев, но, безусловно, станут ключевым условием для последующей трансформации, которая будет происходить уже за кулисами последней страницы книги.
Отцы и дети
Тема отцов и детей — одна из главных в «Приключениях экспоната».
Пока Пашин отец не пропал, он практически не уделял внимания сыну, хотя тот очевидно лез из кожи вон, чтобы стать хоть немного заметным. Парадокс: человек, профессионально разбирающийся в искусстве, утратил способность видеть ценность собственного сына. Его роль отца по сути сведена к поставке материальных благ; они с Пашей даже особо не общаются, по крайней мере, их разговоры диалогами не назовёшь.
После развода родителей всё самое важное у Ильи осталось в родном Краснодаре — не только друзья и секция футбола, но и папа, к которому, как уверен мальчик, он сможет вернуться, стоит только добраться домой и предложить снова жить вместе.
Под конец повести появится ещё один герой, и наблюдать за его отношениями с отцом будет даже немного страшно.
И все отцы отсутствуют, просто по-разному, в жизни своих детей, которые к этим отцам очень сильно привязаны.
И всем детям придётся столкнуться лицом к лицу с неприятной правдой о своих отцах и как-то её переварить. Тоже задача взросления, но уже со звёздочкой.
Противостояние детства и взрослости
На более глубоком уровне тему отцов и детей можно читать как тему противоборства и взаимоотрицания, сложившихся между мирами детей и взрослых.
Илья расхохотался так, будто Паша сказал что-то действительно смешное.
— Полиция детей не слушает, ты в курсе? Особенно таких, как мы.
— Таких…
— Тринадцатилетних. Подростки вообще никому не нравятся.
Оппозиция миров детства и взрослости складывается не просто из разделения по возрасту, а прежде всего из противоположных способов отношения к реальности.
Мир взрослых иерархичен, все вероятности в нём рассчитаны и высушены до цифр, здесь приветствуется максимальная адаптивность. Мир детства — пространство импровизации и риска без чётких представлений о границах возможного и допустимого.
И мир второй всегда очень тянется к первому, но первый часто оказывается уже заскорузлым — и отмахивается, и недооценивает, и говорит: «Кыш!» или «А ну, домой!»
Но именно детская непредсказуемость и отсутствие жёсткого следования социальным скриптам позволяют Паше, Илье и их тайному помощнику совершить то, на что решился бы далеко не каждый взрослый, — отправиться в спонтанное, необдуманное путешествие, чтобы выручить близкого, который неизвестно где находится и с которым неизвестно что произошло.
Подростки круче, чем нам кажется
Подчас взрослый мир не просто стоит в оппозиции к детскому, а недооценивает и самих детей, наделяя их чуть ли не маргинальным статусом. Ключевая ирония в том, что эта социальная невидимость и становится преимуществом героев.
Под давлением необходимости, которую можно даже назвать экзистенциальной — исчезновение отца и угроза, исходящая от неизвестных злодеев, — Паша и Илья наглядно демонстрируют, что подростки способны на смелые поступки, на самостоятельные и разумные решения, причём даже в критических ситуациях.
— Короче, сегодня всё получится, потому что у нас есть суперсила.
— Да ты чего! <...> И какая?
— Мы подростки, и никто не принимает нас всерьёз. А мы нанесём удар с неожиданной стороны и победим <...>
Герои пользуются этим, неосознанно бросая вызов всему взрослому порядку — и, между прочим, одерживают верх в обстоятельствах, с которыми сами взрослые уже не справились.
Однако рассказанная история ни в коем случае не пытается убедить в том, что детское бунтарство всегда ведёт к положительным исходам. Скорее она предлагает хронику плохо отрефлексированных действий, на немедленных последствиях которых, как в полевом лагере, герои обучаются важнейшему: быть собой и быть взрослыми.
Главный посыл — не надо недооценивать подростков: они намного лучше, умнее и самостоятельнее, чем кажется. Конечно, они ошибаются, но эти ошибки куда наивнее, а их последствия — куда безобиднее, чем те поступки и выборы, которые мы, взрослые, порой совершаем абсолютно осознанно.
Парадокс взросления
Екатерина Соболь вскрывает в «Приключениях экспоната» любопытный парадокс: взросление совсем не означает полный отказ от предыдущего — детского — мироощущения. Напротив, оно будет гармоничным, только если сохранить способность удивляться, быть гибким и творчески осмыслять реальность.
Герои приобретают зрелость, не утрачивая детские качества, а умножая свою детскую чуткость и подвижность на взрослую ответственность. И когда это происходит, мир перестаёт делиться надвое, а начинает восприниматься глубоко и широко, с тонами и оттенками. И сразу становятся понятными две вещи.
Первая — взрослые не такие уж умные и крутые, какими страсть как пытаются себя выставить.
Вторая — хоть мир и существенно усложнился, всё-таки доброго, интересного, хорошего в нём куда больше, чем думалось раньше — семь дней назад, в детстве.
Бесконечную неделю назад, ещё в Москве, Илья сказал: «Подростки никому не нравятся». Но он ошибся — почти все, кого они встретили, помогали им.
Проблема отцов и детей образует смысловой центр повести, актуализируя традицию русской классической литературы, но не воспроизводя её дословно. Екатерина Соболь отказывается от архаичных образов консервативного отца и прогрессивного сына-нигилиста и предлагает живые и глубокие портреты отцов-абсентеистов, формальное присутствие которых в жизни детей парадоксально усугубляет фактическое отсутствие.
— Не смей со мной так разговаривать.
— Да пошёл ты! — заорал Паша с такой силой, что едва не задохнулся: злость, которую он пытался отыскать, вспыхнула как спичка.
Он перевёл дыхание и вдруг растерялся. Отец стоял и смотрел на него, приоткрыв рот. На секунду Паше показалось, что от его грубости мир сейчас развалится на куски, но ничего не произошло <...> Оказывается, отец не всесильный герой — просто человек, который ошибся и пытается в этом кого-нибудь обвинить.
Столкновение подростков с неидеальностью родителей будет столь же неизбежно, сколь и болезненно; можно даже сказать, это финальная точка их сумасбродного путешествия во взрослость. Их отцы — главные боссы, у каждого свой.
А причём здесь искусство?
И отец-искусствовед, и личная Пашина любовь к искусству, и то, что формальной причиной всех злоключений является Та Самая Картина, за которой изначально уезжает Пашин папа, — всё это, казалось бы, носит периферийный характер, а тема искусства на первых ролях закрепляется разве что в названии повести — «Приключения экспоната».
Однако и по этому поводу приглашаю вас немного поразмышлять.
Искусство отношений
Во-первых, именно искусство — та ниточка, которая хоть как-то связывает Пашу и его отца. Да, во многом Паша просто копирует отцовский жизненный стиль, но при этом интересуется историй картин и художников искренне, умеет чутко воспринимать их, даже создаёт некоторый сторителлинг о живописи, который просто живёт внутри него — а такое возможно только по большой любви:
Жил да был художник Коровин. Он рисовал лодки, набережные, Чёрное море. Любил яркие краски, чтобы цветы были пёстрыми, а море — синим. Там, куда мы поехали, всё будет как на его картинах <...> А есть ещё Васнецов, художник для пацанов. Добро пожаловать в мир богатырей и дворцов, где повсюду царевны, волки, ковры-самолёты <...> Ну а мне нравится Верещагин. Его тоже любят мальчишки, ведь он про войну знал не понаслышке — сам поехал на фронт, воевал с японцами и пошёл ко дну на боевом броненосце. У него на полотнах — черепа, шпионы, солдаты, люди убивают друг друга без жалости — даже Илье бы такие картины понравились.
И сам отец, даром что сейчас больше делец, чем любитель искусства, всё-таки им абсолютно увлечён. Когда-то он рассказывал Паше «обалденные истории» о картинах, и это было нежной семейной традицией. Со временем она прервалась, потому что изменились приоритеты отца.
Когда искусство становится лишь инструментом финансовой выгоды, утрачивается истинная связь между творцом и воспринимателем его творчества. И ровно так же отец отчуждается от сына, заменяя живые, взаимные отношения обеспечением, лишённым подлинного контакта.
Эта история семьи, во многом трагичная, рассказывается в «Приключениях экспоната» не просто так — она ещё может измениться.
Искусство жизни
Во-вторых, всё путешествие Паши и Ильи функционирует как подлинное переживание искусства, во многом трансцендентное. Пейзажи России, встречи с людьми, могучая природа, настоящие опасности — всё это становятся для городских подростков стихийным искусством жизни, обладающим, пожалуй, самым мощным воздействием.
И именно жизнь, глубочайшее и поразительное мгновение её, окажется запечатлённой на Той Самой Картине, из-за которой всё началось:
Однажды он прочёл: главное, что отличает хорошую картину от плохой, — чувства, которые она вызывает. Эта была в дешёвой раме с тусклым стеклом, но даже сквозь него она будто сияла <...> Сразу было ясно, что прошло больше ста лет с тех пор, как это нарисовали, но Паше казалось: ещё секунда — и всё придёт в движение <...> В этой картине чувствовалась такая яркая, мучительная радость, словно художник задался целью написать счастливый день, который никогда не повторится.
Жизнь и есть галерея картин, на которых изображены дни, которые никогда не повторятся. И это столкновение с жизнью, как и столкновение с настоящим искусством, конечно, сильно меняет главных героев — и так и должно быть.
Искусство быть настоящим
И в-третьих, всё-таки под «экспонатом» в названии повести можно понимать не Ту Самую Картину, а каждого из героев.
Латинское «exponeo» обозначает «выставляю напоказ», и мальчишки вообще-то именно это делают. Как и положено подросткам, они выставляют напоказ свою тщательно сконструированную особость, колючую настолько, что рядом с ней и вправду хочется разместить табличку «Руками не трогать».
Путешествие в искусство жизни освободит обоих от образа зафиксированного под стеклом объекта и сделает из них активных, подвижных, меняющихся героев собственной истории.
История книги
«Приключения экспоната» (Абрикобукс, 2025) — актуализированное переиздание повести Екатерины Соболь «Мудрец_05», которая была выпущена в 2017 году издательством «АСТ» в серии «Детектив он-лайн».
В 2019 году на фестивале «Амурская осень» представили фильм «Приключения экспоната», снятый компанией 2D Films по сценарию Ильи Мотовилова и Марии Огневой, написанном в соавторстве с Екатериной Соболь по «Мудрецу_05». Общероссийская премьера состоялась в 2021 году, тогда же картина была признана лучшей в номинации «Фильмы для детей и подростков» на XXX Международном кинофоруме «Золотой витязь».
Сейчас её можно посмотреть на «Кинопоиске».
Для фильма сюжет был адаптирован с некоторыми изменениями. Например, отец Паши там не искусствовед-перекупщик-«охотник за картинами», а тихий музейный работник; герои отправляются в Санкт-Петербург вместо Краснодарского края, а центральная интрига связана с кражей картины из музея, что делает детективную линию в фильме более выраженной по сравнению с ней же в книжном оригинале.
Есть субъективное ощущение, что и первое издание книги, и снятый по ней фильм не собрали всех тех читателей и зрителей, которых могли бы. Это мнение подтверждают и пользователи книжных платформ, например Count_in_Law пишет в отзыве на MyBook :
«…сильно огорчает, что «Мудрец» остался почти незамеченным, ведь это история, которой есть чем развлечь и есть чему научить».
Мы надеемся, что благодаря переизданию «Абрикобукса» с яркими иллюстрациями Алёны Завойской, полными драйва и лета, книга найдёт новых читателей и поклонников.
«Приключения экспоната» Екатерины Соболь — ценный вклад в отечественную детскую и подростковую реалистическую литературу. Это многоуровневое по замыслу произведение доступно и актуально для подростков. При качественном развлекательном нарративе оно поднимает универсальные темы, связанные со взрослением, и помогает осмыслить важные жизненные вопросы: как найти собственную истинную идентичность, как преодолеть социальные и культурные барьеры, как и научиться видеть в другом лучшее, чтобы стать лучше самому.
Что можно обсудить со своими подростками, прочитав «Приключения экспоната»
Екатерина Соболь не даёт готовых ответов, позволяя читателям самостоятельно осмыслить моральные дилеммы героев — при случае пораздумывайте над ними вместе с детьми, друзьями или самостоятельно. Это полезно, потому что часто художественные тексты разделяют наши собственные проблемы и конфликты и даже могут подсказать, что делать.
Вот несколько тем-входов для критической рефлексии на материалах повести:
Общение
Что в начале повести разделяет Пашу и Илью?
Влияет ли социальное или материальное неравенство на взаимоотношения между людьми?
Что мы можем сделать, чтобы преодолеть дистанцию, вызванную социальным расслоением?
По каким причинам может не складываться общение с ровесником?
Может ли человек, к которому мы враждебно настроены, стать другом при определённых обстоятельствах? При каких?
Сложные ситуации
Оправданы ли нарушения норм и риск в критических ситуациях?
Какую ситуацию можно считать критической?
Могут ли подростки взять на себя взрослую ответственность? В каких обстоятельствах?
Как дети могут безопасно проявлять свою инициативу в мире взрослых?
Можно ли опираться только на интуицию, когда нужно принять сложное решение?
Можно ли поступать правильно в непростых обстоятельствах, не зная всей информации о них?
Семейные отношения
Если взрослые сильно заняты своей карьерой, как это может отразиться на отношениях родителей и детей?
Можно ли гармонично повзрослеть без полноценного диалога с родителями?
Если нам не хватает внимания родителей, как мы можем сообщить им об этом?
Взросление
Что означает «стать взрослым»?
Чем отличается взрослый от ребёнка с точки зрения его поведения и возможностей?
Что может стимулировать или, наоборот, затормаживать наше естественное взросление?
Какими бы взрослыми мы хотели стать?
***
Текст: Дарья Анацко, Мария Якушко