Найти в Дзене
Журнал VictoryCon

Постановка "Дунаевские. Двойной портрет" завершила фестиваль "Музыкальное сердце театра"

Главное – слушай свое сердце… 23 ноября в БКЗ «Октябрьский» состоялось заключительное мероприятие национального фестиваля «Музыкальное сердце театра» — джукбокс-мюзикл «Дунаевские. Двойной портрет». Юбилейный спектакль, посвящённый 125-летию Исаака и 80-летию Максима Дунаевских, рассказал о музыкальном наследии отца и сына, отразив целую эпоху в судьбе нашей страны. В юбилейном вечере приняли участие народные артисты России Максим Дунаевский и Дмитрий Харатьян, заслуженная артистка России Нонна Гришаева, а также звёзды музыкальных театров Петербурга и Москвы. Сюжетная линия спектакля построена вокруг интервью Дмитрия Харатьяна и Нонны Гришаевой с юбиляром Максимом Дунаевским. В ходе диалога зрители узнали множество фактов из жизни великих композиторов «из первых уст». Первое отделение посвятили биографии Исаака Дунаевского, роль которого блистательно исполнил артист Музыкального театра имени Фёдора Шаляпина Константин Китанин. «В 1924 году мой молодой, полный надежд и энергии отец из

Главное – слушай свое сердце…

Создать карусель
Создать карусель

23 ноября в БКЗ «Октябрьский» состоялось заключительное мероприятие национального фестиваля «Музыкальное сердце театра» — джукбокс-мюзикл «Дунаевские. Двойной портрет».

Юбилейный спектакль, посвящённый 125-летию Исаака и 80-летию Максима Дунаевских, рассказал о музыкальном наследии отца и сына, отразив целую эпоху в судьбе нашей страны.

Создать карусель
Создать карусель

В юбилейном вечере приняли участие народные артисты России Максим Дунаевский и Дмитрий Харатьян, заслуженная артистка России Нонна Гришаева, а также звёзды музыкальных театров Петербурга и Москвы.

Сюжетная линия спектакля построена вокруг интервью Дмитрия Харатьяна и Нонны Гришаевой с юбиляром Максимом Дунаевским. В ходе диалога зрители узнали множество фактов из жизни великих композиторов «из первых уст».

Первое отделение посвятили биографии Исаака Дунаевского, роль которого блистательно исполнил артист Музыкального театра имени Фёдора Шаляпина Константин Китанин.

Создать карусель
Создать карусель

«В 1924 году мой молодой, полный надежд и энергии отец из полтавской глубинки отправился покорять Москву».

Отъезд из родного края, весёлые проводы, поезд, уносящий юношу к самым высоким мечтам…

Создать карусель
Создать карусель

В плацкартном вагоне завязывается беседа с попутчиками — проводницей, академиком и джигитом. Исаак делится своими амбициозными планами, мечтой стать «нашим, красным Моцартом». Этим устремлениям созвучна и песня «Весёлый ветер», под которую хочется совершать смелые поступки и менять мир к лучшему.

Создать карусель
Создать карусель

Каждый шаг героя к воплощению мечты в мюзикле сопровождается произведениями из богатейшей музыкальной сокровищницы композитора.

Столица встретила молодого Исаака новыми знакомствами, открытиями и творческими поисками.

«Отец поселился в общежитии театра-сада “Эрмитаж”, и это был шумный оазис молодой богемы».

Создать карусель
Создать карусель

Зрители увидели встречу Исаака с Любовью Орловой и Григорием Александровым (Нонна Гришаева и Иван Ожогин), зарождение дружбы и совместных творческих свершений с Василием Лебедевым-Кумачом (Ростислав Колпаков), Леонидом Утёсовым (Эмиль Салес) и Тихоном Хренниковым (Роман Рассказов).

«Леонид Утёсов пригласил отца в ленинградский Мюзик-холл, впоследствии ставший легендарным. Там работали Шульженко, молодой Дмитрий Шостакович, который был джазовым пианистом-импровизатором. В такой компании создавался первый советский джаз. Может быть, они и сами не осознавали масштаб работы, но всё происходило под неусыпным оком советской цензуры».

Первые успехи, поиски единомышленников, препятствия цензуры, стремление к настоящей любви — всё это раскрыто перед зрителем как на ладони.

Создать карусель
Создать карусель

С началом войны наступило время тяжёлых расставаний.

«Родные мои, я прошу вас, не унывайте, слушайте музыку, пойте её — она поможет вам преодолеть голод, холод, любые трудности, она поможет вам выковать нашу Победу…» - обратился к народу композитор.

Во время Великой Отечественной войны Исаак Дунаевский создал более 70 произведений на военную тематику.

«Мы победили, и в год Победы родился я».

Под музыку Исаака Дунаевского разворачивается история становления нового послевоенного мира. Ликующая молодёжь марширует под песню «Широка страна моя родная», девушки поют «Журчат ручьи».

Создать карусель
Создать карусель

«Мы обязательно будем счастливы! Вот отстроим страну — и заживём счастливо!» — обещает Исаак своей супруге Зое Пашковой.

Страна живёт, развивается под музыку Дунаевского… Но однажды в газете «Советское искусство» появляется разгромная статья коллег композитора.

«Газеты часто полоскали имя Исаака Дунаевского, как и многих талантливых людей. Но именно эта статья была особенно болезненной: её авторами были коллеги — профессора Горьковской консерватории. Думаю, выражения, использованные в статье, сократили отцу жизнь».

Создать карусель
Создать карусель

«Ничего не бойся, а главное — слушай своё сердце», — говорит Исаак своему маленькому сыну. — «Только самые честные и трудолюбивые сердца остаются в памяти людей. Постарайся, сынок, чтобы и твоё сердце не забыли».

Второе отделение мюзикла было посвящено творческой жизни Максима Дунаевского.

Создать карусель
Создать карусель

Композитор написал музыку более чем к пятидесяти фильмам, мультфильмам и мюзиклам, а его песни стали по-настоящему народными.

И, разумеется, отделение началось со сказки.

Создать карусель
Создать карусель

Фрагмент спектакля «Несносная принцесса» театра «Карамболь» на стихи Юрия Энтина и музыку Максима Дунаевского, премьера которого состоялась в октябре этого года, открыл зрителям дверь в мир композитора.

Создать карусель
Создать карусель

Любимая музыка из мультфильмов и сказок выплеснулась в зал волной эмоций. Принцесса Забава, мечтающая выйти замуж по любви, и Мэри Поппинс (Ангелина Сергеева, Наталия Быстрова, Нонна Гришаева), спустившаяся в зал на волшебном зонтике, напомнили публике самые светлые моменты детства.

Создать карусель
Создать карусель
Создать карусель
Создать карусель

Затем на сцене появились четыре мушкетёра — герои легендарного фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра». Фрагменты любимых песен исполнили Иван Ожогин, Ростислав Колпаков, Эмиль Салес и Роман Рассказов — и, тысяча чертей, это было великолепно!

Создать карусель
Создать карусель

«Все, кто участвовал в создании фильма — актёры, режиссёры — стали друзьями на годы. Не скреплено кровью, как у Дюма, но скреплено настоящей мужской дружбой: «Один за всех и все за одного!»

Создать карусель
Создать карусель

Многие песни Дунаевского превзошли по популярности фильмы, для которых были написаны.

Леонид Дербенев говорил: «Больше всех люблю на свете водевиль — где много песен!»

Песня «Ну что сказать» из фильма «Ах, водевиль, водевиль» в исполнении Нонны Гришаевой обрела новое звучание и особый колорит.

Создать карусель
Создать карусель

Хиты Максима Дунаевского неизменно способствовали успеху кинокартин. При создании фильма «Карнавал» Татьяна Лиознова заказала композитору песню, впоследствии ставшую легендарной — «Позвони мне, позвони».

Создать карусель
Создать карусель

«Первый вариант Лиознова отвергла. Второй — тоже. Третий, четвёртый, пятый… Время идёт. Я приношу очередной вариант, а она говорит: “Ну вот же, умеешь, когда хочешь!” — и это был тот самый первый вариант».

Вечер подарил публике и драматическое прочтение этой песни — в исполнении Ростислава Колпакова.

Создать карусель
Создать карусель

Мюзикл традиционно считают лёгким жанром, но так ли просто написать песню, которую будет петь народ из поколения в поколение?

Максим Дунаевский отмечает: «Отец говорил: нет лёгких или серьёзных жанров. Что легче — написать песню, которую будет петь весь народ, или симфонию? Тратишь одинаково сил и таланта. Я не разделяю лёгкую и серьёзную музыку. В фильмах встречаются большие симфонические эпизоды — это серьёзная музыка. А в лёгкой могут быть настоящие драмы. Например, в “Молитве”, написанной для Николая Караченцева — это его подлинная драма и драма Ильи Резника, автора стихов».

Создать карусель
Создать карусель

Песня «Молитва» прозвучала в восхитительном исполнении Ивана Ожогина, сопровождаемая видеорядом с Николаем Караченцевым. Она вызвала слёзы у зрителей, напомнив о великом артисте и заставив каждого на минуту заглянуть в своё сердце.

Дунаевский рассказал и о 1990-х: «В 90-е всё смешалось: специалисты уходили, потому что за них стали работать другие. Мне стало неуютно, и я уехал в Америку почти на 10 лет — работал, писал, продюсировал. Но мой зритель, мой слушатель, мой Бродвей — в России. Не случайно в мюзикле “Мата Хари. Любовь и шпионаж”, написанном вместе с Николаем Денисовым, есть тема русского офицера Вадима, которого вела домой тоска по России».

Создать карусель
Создать карусель

Песню «Русская тоска» из мюзикла «Мата Хари. Любовь и шпионаж» исполнили народный артист России Дмитрий Харатьян и Ангелина Сергеева.

Создать карусель
Создать карусель
Создать карусель
Создать карусель

Тему мюзикла и концертную программу завершила ария из спектакля «Алые паруса», вселяя надежду в то, что мечты непременно сбываются, если только очень верит в них.

Создать карусель
Создать карусель

Максима Дунаевского, вышедшего на сцену в финале спектакля, зал приветствовал стоя и оглушительными овациями. Маэстро отметил, что петербургский зритель особенно дорог его сердцу, и душевно поблагодарил Константина Китанина за глубокое, филигранное воплощение образа его отца, Исаака Дунаевского.

Создать карусель
Создать карусель

Юбилейный спектакль «Дунаевские. Двойной портрет» торжественно и ярко завершил национальный фестиваль «Музыкальное сердце театра» .

Виктория Кучма
фото - Арсений Кучма