Найти в Дзене
РАСФОКУС

«Трасса 60»: поучительные дорожные истории

В истории кинематографа есть особый разряд фильмов — те, что не стали ни громкими блокбастерами, ни признанными шедеврами, но обладают странным, почти магическим притяжением. Они живут в узких кругах поклонников, обрастая статусом «культовых», в то время как широкая публика часто проходит мимо. Именно к этой категории относится «Трасса 60» Боба Гейла — картина, которую смело можно назвать самой неизвестной знаменитостью мирового кино. В новом выпуске рубрики «Кино на фокус» мы расскажем, почему этот фильм достоин вашего внимания. «Трасса 60» — это философская притча в обертке роуд-муви, сдобренная изрядной долей сатиры. Ее создатель, Боб Гейл, — соавтор сценария легендарной трилогии «Назад в будущее». И дух авантюры, парадокса и поиска себя, знакомый по приключениям Марти Макфлая, здесь чувствуется в полной мере. На первый взгляд это история о Ниле Оливере, который впервые за долгое время загадал интересное, и поистине глубокое желание. Он загадал ни деньги или секс, а «Ответ на свою ж
Оглавление
Постер к фильму «Трасса 60» / реж. Боб Гейл
Постер к фильму «Трасса 60» / реж. Боб Гейл

В истории кинематографа есть особый разряд фильмов — те, что не стали ни громкими блокбастерами, ни признанными шедеврами, но обладают странным, почти магическим притяжением. Они живут в узких кругах поклонников, обрастая статусом «культовых», в то время как широкая публика часто проходит мимо. Именно к этой категории относится «Трасса 60» Боба Гейла — картина, которую смело можно назвать самой неизвестной знаменитостью мирового кино. В новом выпуске рубрики «Кино на фокус» мы расскажем, почему этот фильм достоин вашего внимания.

«Трасса 60» — это философская притча в обертке роуд-муви, сдобренная изрядной долей сатиры. Ее создатель, Боб Гейл, — соавтор сценария легендарной трилогии «Назад в будущее». И дух авантюры, парадокса и поиска себя, знакомый по приключениям Марти Макфлая, здесь чувствуется в полной мере.

Сюжет

Кадр из фильма «Трасса 60» / реж. Боб Гейл
Кадр из фильма «Трасса 60» / реж. Боб Гейл

На первый взгляд это история о Ниле Оливере, который впервые за долгое время загадал интересное, и поистине глубокое желание. Он загадал ни деньги или секс, а «Ответ на свою жизнь». И действительно, вся история крутится вокруг него. Но оригинальное название фильма — "Interstate 60: Episodes of the Road", что переводится как «Трасса 60: дорожные истории». Осознав этот факт, можно заметить, что фильм, помимо повествования истории Нила, показывает нам и другие.

В этих историях каждый может найти себя. Все «дорожные истории» предостерегают нас от того, чтобы мы были осторожны в своих желаниях, ведь они материальны. Не зря этот фильм называют притчей. Поговорим о том, какие еще мысли доносит кинокартина.

«Мы видим то, что ожидаем увидеть, и не обязательно правду»

Кадр из фильма «Трасса 60» / реж. Боб Гейл
Кадр из фильма «Трасса 60» / реж. Боб Гейл

Сцена теста с картами, где пики красные, а черви — черные демонстрирует превосходство человеческого опыта над тем, что есть на самом деле. Часто, ведомые собственными знаниями, люди могут не замечать или искажать те вещи, которые в действительности выглядят иначе, чем они их видят. Не зря персонаж Рей говорит: «Дети, не игравшие в карты, легко проходят этот тест». Потому что они приучены к другому — они приучены познавать этот мир, соответственно у них нет своего опыта, который может им помешать.

«Наш мозг — как система национальных автострад. Проще всегда ехать от одного назначенного места, до другого. Но вот те, что между ними, они, как бы, существуют, но большинство пролетает мимо»

Именно эта мысль может заставить задуматься — может мир шире, чем его видит человеческий глаз?

«Любое событие неизбежно, иначе его бы не случилось»

Кадр из фильма «Трасса 60» / реж. Боб Гейл
Кадр из фильма «Трасса 60» / реж. Боб Гейл

Эта мысль непроста — это целый троп фильма. Как говорил мастер Угвей «Случайности не случайны». «Трасса 60» ещё категоричнее — случайности неизбежны. И кинокартина использует эту мысль в полной мере, заставляя Нила попадать в различные ситуации. Поначалу, они кажутся ему непредсказуемыми, при этом когда он принимает мысль о неизбежности этих ситуаций, только тогда ему удаётся брать себя в руки и решать их. Также здесь можно проследить и принцип стоицизма — не переживай о том, что не можешь контролировать.

«Некоторым просто необходим кайф»

Кадр из фильма «Трасса 60» / реж. Боб Гейл
Кадр из фильма «Трасса 60» / реж. Боб Гейл

Город Бентон. Город абсолютного кайфа от опасного синтетического наркотика «Эйфории». Нил попадает в это место волею случая, а точнее — неизбежности, чтобы помочь материа отыскать сбежавшего сына. Оказывается, Бентон был самым преступным городом у трассы 60, с неконтролируемым потоком наркотических веществ. Но власти решили проблему радикально:

«У нас была серьёзная проблема с наркотиками. Мы всё перепробовали. «…» Но итог один — некоторым просто необходим кайф. И мы придумали радикальное решение — «Эйфория». Одна доза, и они наши. Город контролирует поставки, так что мы были в состоянии сделать его доступным для всех. Живите в наших лагерях, и выполняйте кое-какую работу и получите «Эйфорию»…»

Здесь прослеживается зеркало нашего мира. Выполняй кое-какую работу, и получи своё вознаграждение. Но в действительности — это просто зона комфорта, выход из который невозможен, ведь жизнь без «эйфории» трудна. При просмотре этого отрывка невольно задаешься вопросом — а может и я метафорический житель этого города?

«Говори, что думаешь и думай, что говоришь»

Кадр из фильма «Трасса 60» / реж. Боб Гейл
Кадр из фильма «Трасса 60» / реж. Боб Гейл

Следуй все этому правилу, проблем было бы меньше. Сколько вопросов можно было бы решить, следи человек за своими словами? Эта мысль намного глубже. Часто говорят «Думай, что говоришь», однако забывают — отстаивать собственную точку зрения тоже необходимо. Именно эту философию представляет персонаж мистера Коуди. Всю жизнь он работал в рекламе — сфере лжи. Но серьезная болезнь заставила его поменять свою жизнь и не только жить по правде, но и требовать её от других. И такой подход действительно помогает жить лучше. Когда говоришь, что думаешь, то легче выражать эмоции и защищать свои границы, при этом важно и думать о том, что ты говоришь, иначе последствия могут быть необратимыми

Всё это — лишь малая часть всей крутости фильма. «Трасса 60» — чрезвычайно остроумное кино для тех, кто устал от голливудских формул. Это фильм-настроение, фильм-мечта, фильм-вопрос. Он заставляет смеяться, удивляться и, что самое главное, думать. О выборе, об ответственности, о том, что иногда самый важный путь — это не дорога к цели, а само путешествие.

Автор: Вадим Назаров