Найти в Дзене

Михаил Рубцов: переселенец, давший городу имя

У всего в жизни есть свое начло, своя история. Есть она у сел, деревень и у нашего с вами города Рубцовска. Нам неоднократно доводилось слышать или читать историю о том, как некий отставной солдат Михаил Алексеевич Рубцов пришёл на земли между селами Оловянишниково и Половинкино, дабы заселить эти места своими переселенцами. Откуда он пришел мы тоже все знаем: из деревни Баженовка, Усманской волости, Бузулукского уезда, Самарской губернии. Но больше никаких сведений об отце города у нас не осталось. До этого года мы даже не знали точной даты рождения Михаила Рубцова. Одни краеведы утверждали, что он родился примерно в 1850 году, другие говорили о долголетии переселенца, дожившего до 112 лет. Этот возраст Рубцова даже указывается в «Энциклопедии Рубцовска». Пришла пора воздать дань уважения и поведать об истории рода и прошлом доме того, кто дал имя нашему городу. Тянулись обозы, растянувшись в далекую цепь, сковавшую путь из Тамбовской губернии в далекую, неизвестную дикую Сибирь. Ма

Михаил Рубцов
Михаил Рубцов

У всего в жизни есть свое начло, своя история. Есть она у сел, деревень и у нашего с вами города Рубцовска. Нам неоднократно доводилось слышать или читать историю о том, как некий отставной солдат Михаил Алексеевич Рубцов пришёл на земли между селами Оловянишниково и Половинкино, дабы заселить эти места своими переселенцами.

Откуда он пришел мы тоже все знаем: из деревни Баженовка, Усманской волости, Бузулукского уезда, Самарской губернии. Но больше никаких сведений об отце города у нас не осталось. До этого года мы даже не знали точной даты рождения Михаила Рубцова. Одни краеведы утверждали, что он родился примерно в 1850 году, другие говорили о долголетии переселенца, дожившего до 112 лет. Этот возраст Рубцова даже указывается в «Энциклопедии Рубцовска».

Пришла пора воздать дань уважения и поведать об истории рода и прошлом доме того, кто дал имя нашему городу.

Тянулись обозы, растянувшись в далекую цепь, сковавшую путь из Тамбовской губернии в далекую, неизвестную дикую Сибирь. Малоземелье в своих родных деревнях заставило работных мужиков собрать все свои пожитки и отправиться с семьями на привольные, богатые землей просторы. Некоторые из них шли в ближайший путь на освобожденные от кочевых племен Заволжские степи, не видавшие еще в своей жизни косы и сохи русского крестьянина. Путь их был долог и труден. Многие не доходили намеченный ими путь из-за различных передряг, случавшихся в дороге. Подобные ситуации заставляли переселенцев осесть на ближайших доступных землях.

Таким образом крестьянин Беломестной слободы Тамбовской губернии Михаил Чулков (1781-1848 гг.) с семьей из 5 душ, ехавший в Омскую губернию, по расстройству хозяйства, не смог путешествовать дальше и осел близ речки Безымяновки, что в Оренбургской губернии протекала (впоследствии в Самарской губернии после ее образования в 1850 году). Вырыв землянку на южном склоне долины реки, он прокопал ров под огород, дабы обозначить свои владения и остался жить на новых землях. Это место и по сей день имеет след, указуя, где жил первопоселенец. Впоследствии, правнук Михаила Чулкова Егор Петрович (1859 г.р.) отправится за Рубцовым в Сибирь, завершив далекий путь своего предка.

Позднее к землянке Чулкова присоединились и другие семьи: Кузнецовых, Смагиных, Тиньковых, Баженовых Федора Ильича (1764-1837 гг.) и Василия Ильича (1754-1841 гг.), давших название деревне.

Почему именно Баженовы дали имя деревне ответить просто. Их недалекий предок Егор Алексеевич Баженов был коллежским асессором, секретарем Придворной конторы, жалованный дипломом на потомственное дворянство. Скорее всего Федр и Василий Баженовы могли быть не безграмотные и безденежные крестьяне, а попросту обедневшие дворянские потомки, знавшие грамоту и имевшие вес среди первопоселенцев.

Время шло, обживался хозяйством люд, деревня росла и в 1838 году на новые места из Пензинской губернии Городищенского уезда прибывает семья Рубцовых. Окопавшись на новых местах, семья впоследствии разделилась. У прадеда Михаила Рубцова Романа Трофимовича (1768-1840 гг.) было двое сыновей: Григорий Романович (1797-1853 гг.) и Степан Романович (1804-1861 гг.). Последний женился на Прасковье Ивановне (1803 г.р.), у них родился первый сын Алексей (1821 г.р.), который впоследствии женился на Дарье Архиповне (1820 г.р.) и у них родились дети: Егор Алексеевич (1840 г.р.), Алексей Алексеевич (1820 г.р.) и 18 мая 1852 года родился известный всем нам Михаил Алексеевич Рубцов. Крестными ему избрали Егора Сергеевича Кузнецова (1827 г.р.) и Ирину Михайловну Левину (1842 г.р.). Также у Михаила были еще младший брат Ефим Алексеевич (15.02.1853 г.р.) и сестра Акулина, прожившая всего три года (1857-21.02.1860 гг.).

Сами Рубцовы были мордвинцами племени эрзя, что обрусели и исповедовали христианство. Род их процветал и множился. На момент реформ 1861 года семья Рубцовых не состояла в крепостной зависимости. Михаил рос и пришел тот день, когда ему предстояло послужить Царю и Отечеству. Не отбыв на военной службе положенных двадцать пять лет, по окончании русско-турецкой войны, он вернулся в родную деревню билетным отставным солдатом. Билетными в те времена называли тех военных, которые находились в статусе отпускного от военной службы и могли призваться снова в любой момент. Землю, являвшуюся главной кормилицей, билетным не выделяли и такие семьи несли огромную бедность, когда те решали отделиться от родительского дома и жить единолично. В Баженовке на тот момент было 9 таких солдат.

В 1831 году в Баженовку прибыла семья Евдокима Смагина, идущая в Омскую губернию. Как и многие семьи того далекого пути, она остановилась в Баженовке, где и продолжила свой земной путь. У Евдокима был потомок по имени Иван. Возможно он являлся ему сыном или внуком, но главный смысл в том, что впоследствии у Ивана Смагина появилась дочь Евдокия, которая 3 октября 1879 года стала женой двадцатисемилетнего Михаила Рубцова. Торжественное венчание проходило в соседнем селе Покровка в церкви Иконы Божией Матери Казанской. В Баженовке на тот момент храмов не было.

Тяжела оказалась жизнь для молодой семьи — неизвестно, а только в середине 80-х годов XIX столетия образовался сход крестьян ближайших деревень, на котором решался вопрос малоземелья. Итогами этого схода стало прошение у местных властей на переселение. Разрешение было одобрено на переход в Сибирь. На новом сходе жители деревень избирали человека, который отправится в сибирские земли для поисков подходящего места. Таким человеком стал отставной рядовой седьмого кавказского линейного батальона Михаил Рубцов, имевший военный опыт, смекалку, а также прозорливость и твердый пробивной характер. Была лишь одна проблема: Рубцов знал грамоту недостаточно, чтобы писать важные документы. Для решения данной проблемы с ним пошел Никифор Беляев, умевший хорошо писать различные бумаги.

В 1886 году Рубцов и Беляев достигают юго-западных границ современного Алтайского края, пересекают Касмалинский, Барнаульский и, существовавший тогда Склюихинский ленточные боры, подходя к приалейским степям. Вольные, богатые земли вблизи Алея понравились друзьям, и они решили временно обосноваться в здешних местах. Дабы не тревожить жителей соседнего села Оловянишниково, они перебираются на пароме через реку и роют землянки на правом берегу, богатом множеством стариц. Однако, не зная местных природных условий, они вскорости вернулись обратно на левый берег, где и решили остановиться.

Местные красоты очаровали душу Рубцова, и он принимает решение строить будущий заселок именно здесь. В этих местах было все, что нужно простому русскому крестьянину: большая рыбная река Алей с множеством стариц, которые полнились рыбы, дикого зверья и птиц, далее сочные луга, а за ними — бескрайние степные просторы.

Существует версия, что Михаил Рубцов сразу отправился в Томск с прошением от 85 семей на разрешение поселиться семьям в Коростелевской степи, а по пришествии обратно ставит деревянный дом на месте современной улицы Пролетарская 67 (69). Все это с точки зрения логики не является действительным. Даты, указанные в исторических документах, а именно 1891 и 1892 годы, опровергают это. Если бы Рубцов прибыл на Алтай и подал прошение в эти сроки, то и никаких крестьян с ним бы не было на тот момент. К тому же в отчете сборщика податей Михельсона указывается, что изначально семей было 58, а затем к ним присоединились новые переселенцы. В подтверждение этому также может служить рождение в 1888 году первого рубцовчанина — Захара Максимовича Долгих или приход в заселок Коростылевой Саввы Ивановны в 1889 году, жившей судя по всему после смерти Рубцова в его доме. (Ее фотокарточка, сидящей с ветхой старинной книгой на крылечке первого дома М.А. Рубцова сохранилась в музейном фонде.) Все это говорит о переселении крестьян в Коростелевскую степь раньше. О постройке дома по пришествии и говорить не стоит потому как Рубцов отправился за переселенцами в Баженовку и соседнее село Покровка. Оставлять в такой близости от Оловянишниково свои постройки просто глупо. Михаил Алексеевич был прозорливым человеком и навряд ли сделал бы подобное. Оставить своего земляка Беляева охранять дом тоже в своем роде не совсем логично т.к. старожилы могли с легкостью «разобраться» с Беляевым, а дом уничтожить.

По другой версии, Рубцов, подыскав нужное место для поселения, отправил прошение и, оставив своего спутника Никифора, на месте вырытых ими землянок, вернулся в Баженовку. Пройдя долгий путь, самарские крестьяне селятся вдоль Алея на месте под названием «Песьяны» (По Далю — связанный с песком, песчаный), что находилось против «Широкой Луки», окруженной покосами с трех сторон, а с четвертой рекой. Жителей села Оловянишниково и деревни Половинкино это не устраивает, от чего они предпринимают попытки выдворения крестьян.

На тот момент прошение еще не было удовлетворено и, Рубцов, будучи главой заселка, понимает, что просто так Оловянишниковцы от него не отстанут. Необходимость узаконить права переселенцев встали сами собой. В 1891 году он строит себе дом на границе с селом.

Дом Михаила Рубцова на улице Пролетарская. Фото 1955 год.
Дом Михаила Рубцова на улице Пролетарская. Фото 1955 год.
Коростылева Савва Ивановна, жительница Рубцовска. Фото 1955 год.
Коростылева Савва Ивановна, жительница Рубцовска. Фото 1955 год.

В декабре 1891 года Михаил Рубцов едет в Томск с доверенным письмом от 85 семей на выделение аренды земли в Коростелевской степи между Оловянишниково и Половинкино.

24 февраля 1892 года чиновник по сбору аренды Михельсон выделяет Рубцову и Беляеву 50 десятин земли при урочище «Песьяном».

Немного позднее поступило разрешение на аренду земли и другим переселенцам. 1892 год официально вошел в историю как основание заселка Рубцова, а впоследствии города. В это время Михаил Алексеевич уверен — деревне быть!

Старожилы не успокаиваются в своих попытках выдворить переселенцев и расколоть их общество. Михаил Рубцов всячески пресекал это и действовал с умом. В отличие от Оловянишниковцев, не желавших принимать кого-либо в свое общество, Рубцов понимал, что приход новых крестьян может только увеличить шансы на узаконивание заселка. Он берет с пришлых крестьян плату в размере 6-10 рублей (большие деньги на тот момент) для дачи взяток чиновникам и прочие расходы. Также он мотивирует в своих прошениях, что места, имеющие спуск к воде для водопоя, могут привлечь куда большее количество крестьян и тем самым увеличить денежные сборы, которыми и занимался Михельсон. Этот факт подтверждал необходимость о выделении арендной земли переселенцам вблизи села Оловянишниково, супротив воли старожилов, пользующихся этой землей незаконно. Понимая, что юридические меры никак не смогут выгнать пресловутых крестьян, они переходят к физическому устранению.

Много раз топтали землянку Рубцова, угрожали расправой всем, били нещадно до полусмерти. От таких потасовок у него остались рваные ноздри, напоминавшие в старости о прошлых делах.

Не смотря на серьезное сопротивление соседних деревень, Рубцов всегда находил выход из сложившейся ситуации. Неоднократно ездил в Томск и Барнаул, отправлял письма с различными прошениями на выделение земли вновь прибывшим, решал местные вопросы.

Все больше появлялось домов в Рубцовом заселке. Они сильнее уходили на юг (современная улица Пролетарская примерно до пересечения с улицей Маяковского, по другой версии с перуелком Алейским или Мельничным), а затем пошли и на север, вплотную подступив к домам жителей Оловянишниково, постепенно переходя на запад, тем самым окружая их. Не смотря на возведенный поклонный крест, для разделения деревень и ограды, переселенцы продолжали строить дома.

В 1900 году Томское Губерноское Управление велело перевести заселок Рубцова по переименованию того же названия в разряд деревень. На тот момент он уже превышал село Оловянишниково вдвое. Михаил Рубцов, выполнив возложенную на него задачу, отошел от дел, дав место другим на должность деревенского старосты.

Не утруждаемый сельским хозяйством, Рубцов жил за счет шорничества, шитья на дому шуб, барчаток и тулупов. У него была ножная машинка, которую жители деревни переносили из дома в дом. Заказчики щедро одаривали его мукой, мясом и прочими товарами. Когда образовался железнодорожный поселок, работы прибавилось. Сын Гавриил помогал отцу в шитье. Дома трудились жена Евдокия Ивановна с дочерями Варварой и Анной. Анисья вышла замуж за земляка Рубцова — Арсентия Максимовича Долгих.

Сын Рубцова Гавриил Михайлович родился в 1894 году. Был машинистом станции в Рубцовске. Женился на Евдокии Макаровне, у них родилась дочь Нина. После крушения поезда полностью ослеп. Умер на 61 году жизни.

Рубцов Гавриил Михайлович. Фото 1956 год.
Рубцов Гавриил Михайлович. Фото 1956 год.
Гавриил Михайлович Рубцов с женой Евдокией Макаровной и дочерью Ниной.
Гавриил Михайлович Рубцов с женой Евдокией Макаровной и дочерью Ниной.

Михаил Алексеевич, кроме умения шить, обладал даром целительства и пользовался авторитетом рубцовчан и жителей окрестных сел и деревень как лекарь. Он знал различные травы, заговоры и молитвы. Как поговаривали некоторые — был он человек от Бога.

Отойдя от дел деревни, Михаил Рубцов занялся полностью делами семейными. Все больше времени проводил он с внуками и рассказывал им истории, как когда-то привел к Алею обозы крестьян; вражду переселенцев и жителей соседнего села за земли в Коростелевской степи; как сплел волосяную веревку и запугивал ей нападающих Оловянишниковцев, после чего те стали говорить, что Рубцов колдун и знается с нечистой силой; рассказывал, как ходил по большим и малым начальникам для договоренности об аренде земли переселенцами. Много мог поведать отставной солдат своим потомкам об одном из самых тяжелых переходов крестьян по необъятной Руси.

Даже в старости он не переставал быть сильным и предприимчивым. В памяти у современников Рубцова остался случай, когда в 20-е годы по улицам проезжал трактор, державший путь в село Саввушка. Через мост ему запретили ехать под предлогом хлипкости и тогда трактор направился прямиком по мартовскому льду. По итогу затонувший трактор вытаскивали четырьмя лошадьми, а в ледяную воду привязывать тросы лазил сам Рубцов. На тот момент ему было уже больше 70 лет.

Годы шли и путь Михаила Рубцова подходил к своему завершению. Не стало любимой жены Евдокии Ивановны, и отставной солдат поселился у своего зятя железнодорожника (Современный адрес Ленина 96). Остатки дней он провел в окружении внуков и правнуков.

Умер основатель города 23 сентября 1938 года в возрасте 86 лет. И по сей день память о нем не угасает в жителях Рубцовска. Все больше нового становится известно о первопоселенце. Выполнив свой долг перед крестьянами, Михаил Алексеевич не только нашел обетованную землю для них, но и отстоял право на поселение. Не даром первый храм города был назван в честь Михаила Архангела, а город носит гордое имя Рубцовск.

Даже сейчас, спустя почти 140 лет после основания заселка, дух Михаила Рубцова поддерживает всех нас, не давая слиться с памятью вечности, а жители помнят о нем, называя себя — рубцовчане.

Из Коростелевской степи слышатся песни идущих переселенцев. Впереди всех отставной солдат 7-го кавказского линейного батальона шагает твердой уверенной походкой на новые земли, а из степи и по сей день слышится его имя — Михаил Рубцов.

16-17.11.2025г.

Рубцовск — Барнаул.