Найти в Дзене

«Чудик». Образ, который живет среди нас.

Вы когда-нибудь наблюдали за своим коллегой, другом, одноклассником, сокурсником или даже мужем или женой, братом, сетрой, сыном или дочерью и замечали, что они ведут себя странно. Ну, какие-то немного прибабахнутые. Себе на уме, идеи у них странные, а еще ко всему еще они очень неловкие, постоянно хотят сделать что-то хорошее, но выходит через одно место, и они очень раздражают вас своим существованием. Если вы замечали таких странных людей, то сначала разберитесь, почему вы их считаете странными (и вообще, что вы считаете нормальным. Разведите у себя в голове эти два понятия), а во-вторых, если вас такие люди раздражают, то хотя бы не не наносите этим людям травму и не создавайте им комплексы, а то они и так зашуганные. Образ подобного человека есть в литературе. Очень ярко он проявлен в рассказха Шукшина. В этой статье мы разберем три его рассказа и трех разных «чудиков» Черты литературного типа «Чудик» По-детски открытый, простодушный и наивный человек; Добрый, честный, отзы
Оглавление

Вы когда-нибудь наблюдали за своим коллегой, другом, одноклассником, сокурсником или даже мужем или женой, братом, сетрой, сыном или дочерью и замечали, что они ведут себя странно. Ну, какие-то немного прибабахнутые. Себе на уме, идеи у них странные, а еще ко всему еще они очень неловкие, постоянно хотят сделать что-то хорошее, но выходит через одно место, и они очень раздражают вас своим существованием.

Если вы замечали таких странных людей, то сначала разберитесь, почему вы их считаете странными (и вообще, что вы считаете нормальным. Разведите у себя в голове эти два понятия), а во-вторых, если вас такие люди раздражают, то хотя бы не не наносите этим людям травму и не создавайте им комплексы, а то они и так зашуганные.

Образ подобного человека есть в литературе. Очень ярко он проявлен в рассказха Шукшина. В этой статье мы разберем три его рассказа и трех разных «чудиков»

Черты литературного типа «Чудик»

  • По-детски открытый, простодушный и наивный человек;
  • Добрый, честный, отзывчивый и не жадный;
  • Не уверен в себе, постоянно боится, что его осудят;
  • Страдает от своей неуклюжести и чудаковатости, но не может ничего поедлать
  • По-особому воспринимает мир, старается внести красоту в обыденность.
  • Обычно это сельский житель, профессия простого рабочего (слесарь, тракторист);
  • По какой-то причине они не получили образование, и поэтому их тянет к науке (как в рассказе «Микроскоп» и «Забуксовал»);

К «чудикам» автор относится сочувственно, так как они не поняты окружающими и часто сами переживают из-за того, что непохожи на окружающих.

Далее, мы рассмотрим этот тип на основе трех рассказов («Забуксовал», «Чудик» и «Микроскоп»), где яснее всего этот тип проявлен.

«Забуксовал»

Сюжет этого рассказа примитивно прост. Там всего три героя:

  • Роман Звягин - савхозный механик;
  • Валерка - сын Романа;
  • Николай Степанович - школьный учитель.
-2

Отец заставляет сына вслух учить уроки, а сам лежит рядом и внимательно его слушает. Однажды сыну задали выучить отрывок из поэмы «Мертвые души» про «русь-тройку». Роман не понял, почему перед этой тройкой все расступаются, если там едет Чичиков, который по факту-то жулик. Спросил у сына, тот ему не ответил. Отец, конечно, его осудил.

— С толком надо учить, а у тебя одна улица на уме. Куда она денется, твоя улица? Никуда она не денется. А время пропустишь…(Роман)
— Хо-о, ты чего?
— Ничего, не хокай — учи.
— А я что делаю?
— Повнимательней, говорю, надо, а не так!.. лишь бы отбрехаться.

А затем пошел к учителю, которому часто машину чинил, и у него спросил:

— Так это Русь-то — Чичикова мчит? Это перед Чичиковым шапки все снимают?

А учитель ему объясняет, то это сравнение такое, Русь с тройкой сравнивает, метафора такая, движение Руси и т.п. и т.п. А этот все чешет про жулика, как перед жуликом расступаются и др. И твердит об этом долго, а потом до него доходит смысл и он успокоился. Учитель конечно прокомментировал это:

— Надо сказать, что за всю мою педагогическую деятельность, сколько я ни сталкивался с этим отрывком, ни разу вот так вот не подумал. И ни от кого не слышал, — Николай Степаныч улыбнулся.

Вот и все.

Здесь Роман - «чудик». Он обычный сельский житель, добрый (помогает учителю починить машину), тянет к науке (слушает как сын уроки учит, пошел к учителю уточнять смысл сравнения «русь-тройка»)

Смысл рассказа заключается в том, что по одной и той же теме могут разные мнения. Это как раз касается именно литературы. Ведь, нам в школе всегда вкладывают только одну какую-то трактовку произведения и заставляют считать только ее единственной правильной. А Роман допустил, что может быть другая трактовка той же «руси-тройки». То есть, он посмел иметь собственную точку зрения, несмотря даже на то, что он могла показаться глупой. «Забуксовал» - это метафора, означающая непонимание, сомнение. И тут как раз раскрывается ещё одна черта «чудика» - они по-другому смотрят на мир и он не понят окружающими (тем же учителем). Вот такие дела.

«Чудик»

-3

Это рассказ немного длиннее предыдущего и героев в нем побольше.

  • Василий Князев или «чудик» - 39 лет, сельский киномеханик;
  • Зоя - его жена;
  • Дмитрий - брат Василия;
  • Софья Ивановна - жена Дмитрия.

Этот рассказ ярко иллюстрирует тип «чудика». Главный герой, Василий, очень неорвкай и рассеянный человек.

Он собрался в отпуск к брату на Урао, который живет в городе. Перед отъездом он решил зайти в магазин, купить что-нибудь племянникам. Вдруг он увидел купюру крупного номинала и сначала громко говорил:

— Хорошо живете, граждане!- сказал он громко и весело.

Никто не обратил на него внимание. Тогда он поднял бумажку и отдал продавцу, чтоб тот кто потерял забрал свои деньги. А потом он вышле из магазина и понял, что это его деньги были! Но возвращаться было бы неловко.

Затем он сел на самолет и полетел к брату на Урал. В те времена телефонов не было, чтобы как-то занять время, поэтому Василий хотел поговорить с соседом (чувствуете это деревенский вайб?), но тот читал газету и игнорировал Васю. Еще очень смешной момент, это когда у человека выпала челюсть (ну бывает), а «чудик» поднял ее, хотел помочь человеку. Ну тот и начала возмущаться, ведь челюсть нужно прокипятить, а тот ее грузными руками берет. Ну, «чудик» только плечами пожал. Когда он приземлился, то он хотел написать жене телеграмму:

«Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша меня не забудь. Васятка».

Телеграфистка стала ругать его за такую несерьзную и детскую телеграмму и исправила до слова «приземлились», хотя это был такой прикол мужа к жене.

А когда он приехал к брату, то брат был его очень рад видеть, а жена брата, Софья, очень властная женщина, которая заела всю семью:

Детей замучила, дура одного на пианинах замучила, другую в фигурное катание записала. Сердце кровью обливается, а — не скажи, сразу ругань.

Она очень не взлюбила Василия. Тот хотел ее задобрить и раскрасил дорогую детскую коляску. Он хотел как лучше, ведь он хорошо рисовал, но она ещё пуще разоралась и требовала выгнать его из дома. Вот такие дела.

В Василии мы видим почти все черты «чудика»: он открытый, простодушный, пытается помочь всем, но его не понимают, неуклюжий, боится осуждения окружающий (например, он не рассказывает жене, что потерял деньги, чтобы она его не ругала). Он пытается внести красоту в мир (раскрасил коляску), но все у него выходит через одно место.

Этот рассказ очень ярко показывает образ «чудика». Но в последнем рассказе мы рассмотрим ещё одну черту «чудика», которая ярко выражена в рассказе «Микроскоп»

«Миксроскоп»

Здесь всего 4 героя. Андрей, столяр, его жена, Зоя, сын и коллега по работе Андрея.

Рассказ начинает тся с намека:

На это надо было решиться. Он решился.
-4

А затем повествуется о том, как домой приходит муж и говорит, что он потерял большую сумму денег (почти трехмесячную зарплату). Жена жалуется, бьет мужа сковородкой и обзывает его «скважиной». Она хотела потратить эти деньги на новые пальтишки детям, а тут не на что их покупать.

Через несколько дней муж приносит домой микроскоп и говорит, что это ему премию такую дали. И вот он стал микробов вместе с сыном в нем смотреть. Жена крутит пальцем у виска, мол сумасшедшие. Муж приходит с работы и каждый вечер смотрит в этот микроскоп на микробов. Даже пить перестал. И обычную воду смотрели, и дождевую, и даже кровь рассматривали. Вот Андрей мечтает, что уже станет великим учёным, избавит мир от микробов. По району уже ходят слухи, что вот какой у них сосед ученый, и жена этим гордиться.

Но тут в гости пришел его коллега в пьяном виде. Жена стала говорить, что вот какой микроскоп выдали ее мужу за хорошую работу, а коллега давай говорить, что им премии никогда не выдают, даже за переработки. И тут жена все поняла. Андрей ушел с коллегой бухать, и вернувшись на следующий день домой обнаружил, что микроскопа нет. Сын сказал, что жена повезла его сдавать и покупать детям пальтишки.

Вот так и закончилась карьера великого ученого. Здесь ярко проявлена одна черта «чудика» - это стремление к образованию и знаниям. Видимо в детстве у Аднеею не удалось его получить, поэтому, обманом, но он немного до него дорвался, но его не поняла и не поддержала в его стремлениях собственная жена.

Самое интересное, и что мне очень не нравится, это то, что в роли «чудика» у Шукшина чаще всего выступают мужчина, а угнетающие «чудиков» общество - это женщины, которые думают только о практичных, земных вещах и постоянно пилят мужа.