В 1824 году в Санкт-Петербурге был опубликован сборник образцовых проектов церквей — «Собрание планов, фасадов и профилей для строения каменных церквей...». В сборник вошли 31 проект храмов, выполненных в стиле классицизма. Авторами этих работ выступили архитекторы А. А. Михайлов и И. И. Шарлемань.
Рассмотрим три примера Церквей выполненных по "образцовым проектам", которые исследовались в рамках проектов Национального исследовательского института культурного наследия https://ниикн.рф/.
Первый пример - объект культурного наследия регионального значения «Церковь Воскресенская», 1812 года, расположенный в селе Большие Угоны Льговского района Курской области.
Объект был возведен в камне в первой половине XIX в. в селе Большие Угоны (Угоны, Козьи Угоны) и освящен в честь Воскресения Христова. Согласно Справочной книге о церквах, приходах и причтах Курской епархии за 1908 г. датой строительства каменного храма является 1848 г. Проект на постройку церкви в стиле классицизма подготовил И.И. Гайворонский, строительство велось на личные пожертвования шталмейстера двора Его Императорского Величества графа Александра Николаевича Толстого.
Кирпичное здание крестообразное в плане, принадлежит к типу однокупольных трехчастных храмов, оштукатурено и окрашено. Центральный четверик увенчан куполом по световому барабану, который заканчивается луковичной главкой с крестом на тонкой шее. Центральный и боковые входы выполнены в виде портиков, треугольный сандрик, опирающийся на четыре круглые колонны. Стены фасадов выполнены под руст, декорированы пилястрами, гармонично повторяющими расположение колонн портика. Колокольня многоярусная, восьмерик на трехчастном четверике, увенчан малым куполом со шпилем. Верхняя часть здания опоясана двойным молдингом с консолями, тимпаны фронтонов декорированы лепными украшениями. Вокруг Объекта возведена ограда. Церковь выступает архитектурно-градостроительной доминантой. Вся последующая застройка представляет собой ряд индивидуальных жилых домов.
Второй пример - объект культурного наследия федерального значения «Петропавловский собор», 1848 год, расположенный в городе Севастополь, улица Луначарского дом 37.
В 1792 году на городском холме была освящена и открыта Петропавловская церковь. Это была небольшая деревянная церковь.
Уже в 1837 году командующий флотом адмирал М.П. Лазарев занялся вопросом восстановления разрушенной к тому времени церкви и настоял на том, чтобы строительство нового здания Петропавловской церкви было предоставлено морскому ведомству.
Новая церковь «в лучшем архитектурном виде» была освящена архиепископом Гавриилом в 1844 году (по другим сведения 5 октября 1843 года). По периметру храм украшали 44 колонны, при входе стояли мраморные статуи апостолов Петра и Павла скульптора Пеличчио (похищены в Крымскую войну). К Петропавловской церкви была приписана кладбищенская Всехсвятская церковь.
В период Крымской войны Петропавловская церковь была сильна разрушена, по сведениям благочинного церквей Севастопольского округа протоиерея Арсения Лебединцева от церкви уцелели лишь стены, в фундаменте были трещины, «крыши, потолка, полов, дверей ничего нет, все это, как видно из оставшихся деревянных огарков сгорело».
После освобождения Севастополя в 1944 году, здание было восстановлено и с 1946 по 1957 гг. в нем располагался драматический театр им. А.В. Луначарского, а затем городской Дом культуры.
В 2006 году здание передано верующим.[1]
Церковь выстроена в строгом классическом стиле, по типу периптера, западный и восточный фасады завершаются треугольными фронтонами, над которыми возвышаются кресты. Декор выполнен в дорической ордерной системе. На Восточном фронтоне размещён скульптурный рельеф в виде всевидящего ока. По обе стороны главного входа расположены мозаики со святыми Петром и Павлом.
Конечно, нельзя утверждать, что проект был полностью взят из каталога, первоисточником также можно назвать «Парфенон», но любом случае это редкий пример решения православного храма.
[1]https://sevzakon.ru/view/istoriya_goroda_sevastopolya/istoriya_kultovyh_sooruzhenij_centra_sevastopolya/petropavlovskaya_cerkov/
Третий пример - объект культурного наследия регионального значения «Церковь», 1830 г., расположенный по адресу Липецкая область, Чаплыгинский район, село Урусово, улица Центральная, д. 27
Первая деревянная церковь с. Урусово «в честь Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» упоминается в Ряжских окладных книгах 1676 г.
Только в начале 1820-х гг. вместо пришедшей в полную ветхость деревянной Воскресенской церкви была начата стройка каменного храма. Каменная церковь в Урусово окончена постройкой уже в 1830 г.[2], а освящена в 1831 г. во имя святителя Николая Чудотворца.
Храм двухсветный, крестообразный в плане, увенчанный крупным полусферическим куполом на высоком цилиндрическом световом барабане и четырьмя малыми восьмигранными главами, поставленными на углах основного объема.
Фасады храма выполнены симметрично, в пять световых осей в двух ярусах (за исключением западного фасада, где в первом ярусе присутствуют лишь три световые оси из‑за того, что фланговые окна были заложены).
Центральную часть фасадов, охватывающую три оси, подчёркивает четырёхколонный портик, выполненный в тосканском ордере. Колонны круглого сечения, оформленные базами и капителями, несут на себе антаблемент, который венчает треугольный фронтон.
В основной плоскости фасадов, непосредственно за колоннами и строго на их осях, размещены пилястры, также оформленные капителями тосканского ордера. Портики установлены на пьедесталах.
Перед западным портиком расположено полукруглое крыльцо (в плане), оборудованное широкими и пологими ступенями.
[2] ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 10. Св. 113. Л. 126.
Все Объекты не являются точными копиями проектов из сборника, авторы вносили свои правки и придавали постройкам неповторимый вид.