Найти в Дзене
РГГУ

Виртуальный музей: студент РГГУ воссоздаёт Россию в Minecraft

Студент Исторического факультета ИАИ РГГУ Николай Стоцкий использует современные цифровые технологии для популяризации архитектурного наследия России. С помощью виртуального моделирования в Minecraft он создаёт точные копии памятников архитектуры. О том, как этот подход привлекает внимание молодёжи к сохранению культурного наследия и выстраивает диалог между академической средой и обществом — в нашем интервью. — Николай, с чего начался ваш интерес к истории и, в частности, к архитектурному наследию? — С детства я был любопытен и постоянно задавал вопрос «почему так?». Это, наверное, и есть главная причина, по которой я стал историком. А выбор в сторону работы с наследием пришёл ко мне не так давно — в широком смысле я занимаюсь этим лет 6–7. Мне всегда казалось, что в архитектуре скрыто очень многое, что может дать точные ответы на разные вопросы о нашей истории. Я увлекался историей усадеб, доходных домов, даже самых, по мнению некоторых, неказистых построек. Но именно в этом, как м

Студент Исторического факультета ИАИ РГГУ Николай Стоцкий использует современные цифровые технологии для популяризации архитектурного наследия России. С помощью виртуального моделирования в Minecraft он создаёт точные копии памятников архитектуры. О том, как этот подход привлекает внимание молодёжи к сохранению культурного наследия и выстраивает диалог между академической средой и обществом — в нашем интервью.

Фото: Григорий Кузнецов, Клуб молодых историков РГГУ
Фото: Григорий Кузнецов, Клуб молодых историков РГГУ

— Николай, с чего начался ваш интерес к истории и, в частности, к архитектурному наследию?

— С детства я был любопытен и постоянно задавал вопрос «почему так?». Это, наверное, и есть главная причина, по которой я стал историком. А выбор в сторону работы с наследием пришёл ко мне не так давно — в широком смысле я занимаюсь этим лет 6–7.

Мне всегда казалось, что в архитектуре скрыто очень многое, что может дать точные ответы на разные вопросы о нашей истории. Я увлекался историей усадеб, доходных домов, даже самых, по мнению некоторых, неказистых построек. Но именно в этом, как мне кажется, и кроется их подлинная ценность.

В рамках своей деятельности по освещению архитектурного наследия, а также для привлечения внимания широкой общественности к проблеме сноса исторических памятников, я ищу новые методы работы, в частности с молодёжью, которая находится вне исторической науки.

— Вы говорите о важности донесения истории до тех, кто «вне науки». Как вы нашли свой метод?

— Меня очень вдохновила мысль академика РАН Николая Андреевича Макарова о том, что историк должен находить способы трансляции истории тем, кто находится вне её. Я долго искал инструмент и понял, что одним из самых простых и эффективных может стать видеоигра Minecraft. Она невероятно популярна среди российской молодёжи, и для меня это был чёткий сигнал к действию.

Я очень уважаю саму концепцию Minecraft, но в данном случае игра для меня — это яркая форма, которая заключает в себе не менее яркий смысл. Речь не обязательно о Minecraft, важна общая мысль: наше наследие нужно сохранять, и с ним можно и нужно работать, используя современные и понятные методы.

— Расскажите о ваших проектах. С чего всё началось?

— Сейчас я работаю над двумя основными проектами. Первый — мой личный — Realm 2.1. Его идея зародилась давно: мне хотелось продемонстрировать всё разнообразие русской архитектуры, вместив его в единую систему в рамках одного виртуального города. Так появился Николаевск-на-Гречихе — город, которого не существует, но в котором я постарался органично показать стили со всей страны.

Ради этого проекта за последние 5–6 лет я много путешествовал: был в Нижнем Новгороде, Казани, Санкт-Петербурге, Твери, Великом Новгороде, Екатеринбурге и многих других городах. И понял, что самое большое влияние на меня оказала Москва — её дух больше всего чувствуется в моём виртуальном городе. Но мой проект не о точном повторении, а скорее о памяти, о том, как можно интересно продемонстрировать архитектурное разнообразие в одном месте.

Я очень верю в свой личный проект, но понимаю, что он получится более камерным и будет доступен в качестве виртуального музея либо ролевой игры, участники которой будут разыгрывать ситуации из повседневной городской жизни.

— А в чём заключается второй проект — BTE CIS?

— BTE CIS — это часть глобального проекта Build the Earth, цель которого — воссоздать Землю в масштабе 1:1 в Minecraft. Поначалу я думал, что это безумная идея, но потом понял: суть здесь не только в результате, а в самом процессе. Ведь многие вещи мы любим именно за процесс.

Я присоединился к проекту ещё в 2022 году, но полноценно вернулся в него в 2025-м. Я осознал, что он идеально передаёт мои принципы: я хочу показывать молодёжи красоту нашей страны через знакомые им образы из игры. И у меня, вроде бы, стало получаться. Я знаком со многими ребятами из проекта и благодарен всем, кто помог мне освоиться.

— Как вам удалось наладить сотрудничество с музеями-заповедниками?

— Я начал напрямую связываться с представителями музеев, отправляя им виртуальные копии тех мест, где они находятся в реальности. Я мало что понимал в пиаре, но чётко руководствовался своими принципами: как историк, я брал определённые вещи из прошлого и пытался донести до людей, что это актуально и сегодня.

О нашей работе уже писали РИА Новости и «Российская газета», а в портфолио уже более десятка сотрудничеств, включая Тверскую картинную галерею, музей-заповедник «Кижи», Ростовский кремль, Псковский музей-заповедник и многие другие.

— Какие у вас планы на будущее?

— Прямо сейчас я планирую два новых проекта: воссоздание Рязанского кремля и работу с активистом Фёдором Савинцевым в посёлке Мстёра. Я верю, что такая работа — это мост между академической наукой и широкой аудиторией. И я рад, что могу строить этот мост, будучи студентом РГГУ.

— Ваша работа — яркий пример того, как можно применять историческое образование в цифровой среде. Поддерживает ли вас РГГУ в этих начинаниях? Возникали ли идеи совместных проектов с университетом?

— Пока что моя активность в стенах вуза в основном ограничивается публичными выступлениями, где я представляю свои инициативы. Если же говорить о потенциальных совместных проектах, то интересной идеей может стать воссоздание комплекса зданий РГГУ на Миусской площади в цифровом пространстве. На сегодняшний день такой модели не существует, а её создание могло бы значительно усилить присутствие университета в виртуальной среде.

— Чувствуете ли вы, что Исторический факультет становится для вас не только местом учёбы, но и профессиональной площадкой? Планируете ли вы представить свои проекты университетскому сообществу?

— Сейчас я как раз готовлю материалы для презентации своих проектов в РГГУ. Признаюсь, предстоит ещё много работы — нужно не только завершить текущие задачи, но и грамотно представить результаты и планы развития.

— Замечали ли вы интерес к своей деятельности со стороны других студентов или преподавателей? Есть ли у вас последователи, которые тоже хотят заниматься цифровыми реконструкциями?

— Да, я замечал! Ещё на первом курсе, в рамках дисциплины «Менеджмент», я рассказал о своём проекте преподавателю Наталье Владимировне Брюхановой. Впоследствии она предложила мне участие в программе «ДНК России» — сейчас я прохожу отбор и надеюсь на дальнейшее сотрудничество.

Что касается последователей — прекрасный пример это работа с усадьбой «Останкино». В начале ноября я посетил Египетский павильон с ознакомительной целью. Меня давно привлекала эта усадьба, и появилась идея: как привлечь больше молодёжи к посещению таких исторических мест? После визита я поделился материалами с коллегами, и вместе мы создали цифровую модель усадьбы и прилегающей территории. Следующим шагом станет воссоздание интерьеров — чтобы в виртуальном пространстве можно было осмотреть не только внешний облик, но и внутреннее убранство.

Кижский погост
Кижский погост
Ростовский кремль
Ростовский кремль