Найти в Дзене

В Крапивне работает единственный Музей земства

Слово провинция здесь синоним слова неспешность. Эта неспешность проявляется в Крапивне во всём. Как заметил коллега – даже собаки тут лают лёжа. И мысли в голове текут плавно, как облака по небу. Здесь всё соразмерно человеку – невысокое, неширокое, не быстрое. Чувствуешь себя не маленьким, а нормальным человеком, которого ничто не подавляет. Это внутреннее ощущение очень важно для жителей Крапивны, которые не оставляют своё село, делают всё для того, чтобы оно не просто жило, а процветало, и слава о нём простиралась далеко. Маленький, да удаленький Село Крапивна (в недавнем прошлом уездный город), в этом году вошло в топ «100 самых красивых деревень и городков России». Здесь сберегли целостную историческую среду с регулярной планировкой. Этому способствовал тот факт, что в начале ХХ века Крапивну обошла стороной железная дорога. В результате в 1928 году город переводится в разряд сельского поселения по причине «отсутствия крупной промышленности и пролетарского элемента». Это помогло
фото: Алексей Коляскин
фото: Алексей Коляскин

Слово провинция здесь синоним слова неспешность. Эта неспешность проявляется в Крапивне во всём. Как заметил коллега – даже собаки тут лают лёжа. И мысли в голове текут плавно, как облака по небу. Здесь всё соразмерно человеку – невысокое, неширокое, не быстрое. Чувствуешь себя не маленьким, а нормальным человеком, которого ничто не подавляет. Это внутреннее ощущение очень важно для жителей Крапивны, которые не оставляют своё село, делают всё для того, чтобы оно не просто жило, а процветало, и слава о нём простиралась далеко.

Маленький, да удаленький

Село Крапивна (в недавнем прошлом уездный город), в этом году вошло в топ «100 самых красивых деревень и городков России». Здесь сберегли целостную историческую среду с регулярной планировкой. Этому способствовал тот факт, что в начале ХХ века Крапивну обошла стороной железная дорога. В результате в 1928 году город переводится в разряд сельского поселения по причине «отсутствия крупной промышленности и пролетарского элемента». Это помогло уникальной Крапивне сохраниться: 43 исторических квартала, порядка 30 объектов культурного наследия, Никольский собор, построенный по проекту Ивана Бланка, сделавшего проекты для нескольких петергофских фонтанов, 200 исторически ценных зданий рядовой застройки, среди которых здания уездного училища, полицейского управления, больницы, почты и бывшая гостиница, где, судя по всему, останавливался Лев Николаевич Толстой.

фото: пресс-служба Музея-усадьбы «Ясная поляна» и бюро музейной сценографии «Метаформа»
фото: пресс-служба Музея-усадьбы «Ясная поляна» и бюро музейной сценографии «Метаформа»

Писатель был мировым посредником в Крапивенском уезде, к которому в то время относилась Ясная Поляна, и часто бывал в городе по общественным делам. В честь земской деятельности Толстого в Крапивне и решили создать Музей Земства и градостроительной истории – первый и единственный в России! Маленький, но достаточно масштабный. Редко кто из малых городов может похвастаться таким объёмным проектом. Крапивна – может! И заявляет о себе как современное музейно-культурное пространство с экспозиционными площадками высокого уровня.

Толстой-мотиватор

Музей Земства открыли в здании, построенном в начале ХIХ века и переданном в 2002 году на баланс Музея-усадьбы «Ясная Поляна». Здешние жители называют его «Дом с колоннами». Чего в этом доме только не было! Полицейское управление, уездное казначейство, школа… Лев Толстой неоднократно бывал в этом доме по земским делам.

фото: пресс-служба Музея-усадьбы «Ясная поляна» и бюро музейной сценографии «Метаформа»
фото: пресс-служба Музея-усадьбы «Ясная поляна» и бюро музейной сценографии «Метаформа»
«Важно, что этот музей полностью предназначен для самостоятельного посещения. Это очень интересно, когда внутри пространства формируется собственная траектория познания, а не та, которую задаёт экскурсовод, – рассказывает творческий директор бюро музейной сценографии «Метаформа» Виктория Тарасова.

Путешествие во времени

Виктория и её коллеги из «Метаформы» – ребята креативные, талантливые. Над проектом экспозиции музея работали вдохновенно, кропотливо, с огромным желанием. Часами размышляли и спорили, каким должен быть музей, какую тему поднять в первую очередь.

«Красная шапочка» может быть приключением, может быть семейной драмой, а может быть триллером, и всё это будет разное кино, – говорит Виктория Тарасова. – В результате музей получился суперактуальным с точки зрения всех музейных технологий, живым, современным, пульсирующим».
фото: пресс-служба Музея-усадьбы «Ясная поляна» и бюро музейной сценографии «Метаформа»
фото: пресс-служба Музея-усадьбы «Ясная поляна» и бюро музейной сценографии «Метаформа»

Вместе с командой «Метаформы» над созданием музейного пространства работала Ольга Венёвцева, заведующая крапивенским филиалом музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», в структуру котороговходит и Музей Земства. Также Ольга с коллегами работали в архивах, собирая и восстанавливая по крупицам жизнь уездного городка, консультировались со специалистами, перечитывали русскую литературу.

Сегодня здесь каждая комната – шаг в отдельный мир. И каждый – захватывающее путешествие во времени. Экспозиция на первом этаже посвящена истории города – от крепости Засечной черты до исторического поселения. Здесь представлены археологические находки, макеты и чертежи зданий, геодезические инструменты XIX века, различные документы. Читаешь их, всматриваешься в лица людей на фотографиях, фасады старинных купеческих домов, за которыми протекала жизнь, и в какой-то момент тебе кажется, что ты сделал сальто во времени.

Поехали в Крапивну!

Экспозиция на втором этаже разделена на блоки, посвящённые земской реформе, как на общероссийском уровне, так и работе локальных земских учреждений. И каждый зал – это новый ракурс на страну, город и общество, охваченныхземской реформой. Третий раздел посвящён исключительно деятельности Толстого, который был одним из видных представителей дворянства Крапивенского уезда, участвовал в работе земского самоуправления и мировых судов, способствовал открытию школ для крестьянских детей. Он любил ходить пешком из Ясной Поляны в Оптину Пустынь, по пути останавливаясь в Крапивне. В дневнике лета 1881 он записал: «2-й час после полудни. Крапивна. Дошёл хуже, чем я ожидал. Натёр мозоли, но спал и здоровьем чувствую лучше. Здесь купил чуни пенечные, и в них пойдётся легче».

фото: пресс-служба Музея-усадьбы «Ясная поляна» и бюро музейной сценографии «Метаформа»
фото: пресс-служба Музея-усадьбы «Ясная поляна» и бюро музейной сценографии «Метаформа»

Сегодня в чунях надобности нет, а в душевном покое – очень даже. Потому и едут за тридевять земель в маленькую Крапивну люди из больших городов – в поисках гармонии, возможности заглянуть в прошлое, а кто-то в поисках себя. Это сельское поселение с колючим названием и открытым характером как раз для таких людей. Ну, что, поехали?

PROСЦЕНИУМ