Фильм Андрея Зайцева («14+»), показанный в основной программе 47-го Московского международного кинофестиваля, сразу вызвал интерес. И хотя критики в прессе некоторое время обсуждали, место этой камерной картине на ММКФ или нет, лента получила приз зрительских симпатий, а позже собрала пучок наград и на других смотрах. Все потому, что буквально с первых минут фильм цепляет зрителя какой-то особой внутренней тишиной.
Старики-интеллигенты из Ленинграда
Главные герои — супружеская пара из Санкт-Петербурга: блокадник, инженер Игорь Николаевич (Александр Адабашьян) и преподаватель актерского мастерства Людмила Павловна (Светлана Крючкова) — те самые люди, рядом с которыми хорошо и соседям, и студентам, и детям. Ведь жизнь их до сих пор полна, пусть события теперь сменяют друг друга не так резво, как раньше.
За готовкой Людмила Павловна слушает сложные лекции, а Игорь Николаевич в часы досуга перерисовывает картины китайских художников, просто чтобы разобраться, «как они это делали». Невзирая на возраст, оба мало в чем нуждаются: в бытовом плане есть необходимый минимум, а в духовном они сами способны обогатить окружающих. Из проигрывателя в их квартире постоянно доносятся итальянские арии, супруги читают друг другу стихи (к слову сказать, довольно смелый режиссерский ход — наполнить современную картину поэзией, от хокку до более крупных, то есть занимающих значительное экранное время, текстов), обсуждают с гостями современный театр и искусство. В общем, как вы уже поняли, типажи (ленинградские старички-интеллектуалы, доживающие свой век) угаданы режиссером в этой ленте стопроцентно. У всех нас были такие бабушки с дедушками, соседи или просто знакомые (читайте — люди из прошлой эпохи), в чей дом хотелось возвращаться, потому что из-за тихой и в то же время какой-то внутренне напряженной жизни домочадцев он не походил на все остальные.
Но эта история не только про уходящую натуру. Она и об одиночестве. Несмотря на взаимную любовь и уважение друг к другу, которые супруги смогли пронести через время, оба периодически ощущают пустоту. Во-первых, потому что единственный сын и его дети живут не в России. Редкие звонки — это все, чем Андрей балует пожилых родителей. Но счастья от этих диалогов — на минуту. А потом только разговоры о том, как больно от того, что маленькая Наденька говорит по-русски с сильным акцентом. (К слову, в финале картины звучит голос внучки Светланы Крючковой, которая живет во Франции и с трудом выговаривает слова на родном языке.)
Во-вторых, обособленное существование двух полноценных людей из иного времени мало совпадает с днем сегодняшним. У кого-то из окружающих эта трогательная пара вызывает умиление, а у кого-то — вполне серьезное раздражение. Ведь многое в отношениях Людмилы Павловны и Игоря Николаевича современному человеку, потребляющему тик-ток, сериалы и тру-крайм, непонятно. И поэтому способно вызывать злость.
Собака Пуля и Ко
Однако режиссеру не всегда удается соблюсти как раз баланс внутренней тишины и внешнего шума. Так выходит с вечно пьяным соседом (Александр Замураев), словоохотливым мошенником (Дмитрий Блохин) и в принципе неплохо сыгравшей чиновницу, пришедшую торжественно поздравлять Игоря Николаевича «с началом блокады», Анной Уколовой. Но то ли эти актеры, глядя на старших коллег, пытаются «дать больше драматизма», то ли просто в какой-то момент не чувствуют своей роли, и поэтому там, где главных героев напряженно слушаешь, второстепенных персонажей хочется попросить закончить побыстрее. Из-за неровной игры иногда возникают и сюжетные диссонансы — истории, рассказанные Блохиным, Уколовой и Замураевым, уводят зрителя в сторону. И тот задается вопросом: а точно ли я смотрю все то же кино?
Конечно, главное в фильме — драматическая игра Адабашьяна и Крючковой, но интересны в эпизодах и Полина Гухман, исполняющая роль соседской девочки, находящей в доме старичков убежище от домашних скандалов, и Илья Дель (студент Людмилы Петровны).
Особой милоты картине добавляет дрессированная собачка Пуля. Она и яблочко носит, и «стыдится», прикрыв лапой голову, и звонко лает, и вообще, кажется, отвечает за основной юмор в ленте.
Некинематографичные виды Петербурга
Однако больше всего смущают съемки. Не всегда получается у команды правильно выставить свет — в одной из драматичнейших сцен лампочка периодически бьет зрителю в глаза, отвлекая от важного монолога Крючковой. Скучные склейки и перебивки напоминают приемы кино 1990-х. Иногда все актеры в принципе говорят по-театральному слишком много там, где можно было придумать интересный операторский ход или решить что-то монтажом. Конечно, особого экшена в жизни пожилых людей нет, но это вовсе не значит, что и снимать про них нужно так же скучно, как в средних телевизионных сериалах.
Питер как фон и действующее лицо показан неинтересно. Город будто бы стерт. Из визуальных развлечений — лишь плавное течение реки и прогулка на кораблике.
Однако основная цель — заставить взглянуть на пожилых людей, живущих рядом, другими глазами — все же достигается. Кино получилось не только по-настоящему социальным, но и местами весьма пронзительным.
Специально для блога SHOT TV — Алёна Бондарева.
Не забудьте подписаться на наш канал в Telegram, а также на группу в VK, чтобы быть в курсе актуальных событий в мире кино.