Найти в Дзене

КМУ-2025: киноиндустрия и наука объединились, чтобы решить проблему научных фильмов

Наука – популярная тема мировой киноиндустрии. Однако в фильмах, посвященных учёным, важна не только их работа, но и эмоциональный контекст моментов, которые изменили картину мира в глазах людей. На дискуссии в рамках V Конгресса молодых учёных представители киноиндустрии и учёные обсудили проблемы создания фильмов и сериалов о науке. По поручению Президента России для сценаристов организуются конкурсы, которые призваны увеличить количество научных фильмов. Генеральный директор АНО «АВТОР» Алеся Волкова отметила, что авторы сценариев создают материал без учёта актуальности и запросов кинокомпаний.  «Есть разрыв между сценаристом, который создаёт этот материал и подаёт на конкурсы, и востребованностью рынка» — поделилась Алеся Волкова По результатам социологического опроса от АНО «АВТОР» каждый пятый зритель хочет посмотреть фильм об учёных. Однако на рынке киноиндустрии образ учёных представлен сухо, что разочаровывает аудиторию. Александр Гасников, ректор Университета Иннополис, рас

Наука – популярная тема мировой киноиндустрии. Однако в фильмах, посвященных учёным, важна не только их работа, но и эмоциональный контекст моментов, которые изменили картину мира в глазах людей. На дискуссии в рамках V Конгресса молодых учёных представители киноиндустрии и учёные обсудили проблемы создания фильмов и сериалов о науке.

По поручению Президента России для сценаристов организуются конкурсы, которые призваны увеличить количество научных фильмов. Генеральный директор АНО «АВТОР» Алеся Волкова отметила, что авторы сценариев создают материал без учёта актуальности и запросов кинокомпаний. 

«Есть разрыв между сценаристом, который создаёт этот материал и подаёт на конкурсы, и востребованностью рынка» — поделилась Алеся Волкова

По результатам социологического опроса от АНО «АВТОР» каждый пятый зритель хочет посмотреть фильм об учёных. Однако на рынке киноиндустрии образ учёных представлен сухо, что разочаровывает аудиторию.

-2

Александр Гасников, ректор Университета Иннополис, рассказал о работе над выпуском научных фильмов и привел в пример научные среды во ВГИКе (ежемесячные лекции и дискуссии для будущих кинематографов, где обсуждают актуальные темы науки, квантовые технологии, открытия и истории ученых) и киноленту о болезни Бехтерева. У фильма «Феникс» есть личная история: режиссёру картины поставили неизлечимый диагноз – болезнь Бехтерева – и это вдохновило его на разработку киносценария о спортсмене, который страдает от этой болезни позвоночника. Гасников согласился, что отбор лучших сценариев с помощью конкурсов может повысить качество подготовленных киноматериалов.

Главный продюсер кинокомпании «Амедиа Продакшн» Наталья Клибанова отметила необходимость участия в разработке кинопроектов специалистов из разных областей науки. Тесная связь учёных и съёмочной группы позволит устранить фактические ошибки и неточности в киноленте. Также продюсер обратила внимание на отсутствие эмоционального контекста в проектах, что отталкивает аудиторию и не даёт зрителям ассоциировать себя с героями фильма.

-3
«Чтобы получить классные и интересные проекты про Менделеева, Ломоносова или людей, которые не так хорошо известны аудитории и кинокомпаниям, нужно показывать их как героев, которые проходят процесс преодоления. Через синергию – научные достижения и то, что действительно важно, если это пойдёт вторым планом в кино – это пройдёт гораздо эффективнее. Такие проекты смогут набрать большую аудиторию и получить продолжение» — подтвердил Игорь Хомский, директор по развитию студии «КИОН ФИЛЬМ».

Однако современный научный контент не подстроен под мышление молодежи и современные реалии. Георгий Гогаев, ведущий конструктор по изделию опытно-конструкторского бюро имени А.М. Люльки – филиала ПАО «ОДК-УМПО», представитель молодого поколения исследователей, призвал обратить внимание на нехватку историй про молодёжь и свежего взгляда в настоящее и будущее современной науки.

Модератор дискуссии, главный продюсер АНО «Национальные приоритеты» Глеб Федоров по итогам дискуссии сформулировал тезис, который подчёркивает необходимость включения истории в выпускаемый медиаконтент:

«Контент состоит из двух элементов, которые друг без друга не существуют – формат и сюжет. В медиаиндустрии идут постоянные дискуссии по поводу того, что первично. Для меня здесь ответ очевиден, потому что из любой истории можно сделать разные форматы: сериал, игру или что-то другое».
-4

Дискуссия перешла в обсуждение с аудиторией в формате открытого микрофона, где каждый участник Конгресса поделился историей из мира науки.

Текст: Арслан Эрендженов, СГУ им. Н.Г. Чернышевского
Фото: Мария Рыжкова, НГЛУ им. Н.А. Добролюбова
Подготовлено для Студенческого Медиацентра Минобрнауки России в рамках V Конгресса молодых учёных