175 лет назад, 27 (15) ноября 1850 года, родилась Елена Дмитриевна Поленова — художница, график, иллюстратор, сестра художника Василия Дмитриевича Поленова.
Домашние звали её Лиля. Огромное влияние на нее оказала жизнь в имении Имоченицы Олонецкой губернии. Мама, Мария Алексеевна Воейкова, сначала учила всех пятерых детей рисовать, а затем пригласила для их обучения студента Павла Чистякова, будущего великого учителя всех русских художников.
Тем не менее родители требовали, чтобы дети получили «настоящую профессию». В 1875 году Поленова получила диплом домашней учительницы истории и даже немного преподавала в школе, в годы русско-турецкой войны работала в госпитале и посещала женские курсы медсестер.
В 1878 году Елена начала обучение в Рисовальной школе Общества поощрения художников, где её учителем был Иван Крамской.
На экзамене она получила большую серебряную медаль за керамическую пластину «Пир у Иоанна Грозного» по рисунку Вячеслава Шварца и предложение пенсионерской поездки в Европу.
«Какой скандал, Вася, меня посылают в командировку за границу от Общества поощрения. Я думаю, это первый пример в истории, по крайней мере в русской, чтобы особа нашего бабьего сословия получала поручение и отправляема была в командировку с целью изучения и т. д.» — писала Поленова старшему брату в 1880 году.
В Париже Елена изучала керамическое искусство — цветные глазури у Жозефа Теодора Дека, а по возвращении в Санкт-Петербург создала свой класс майолики в школе при Обществе поощрения художеств.
Творчество Елены Поленовой тесно связано с Абрамцевскими мастерскими, ведь сама художница и родственными, и дружескими узами была соединена с абрамцевским кружком. Усадьба Саввы Мамонтова стала для нее источником вдохновения на долгие годы. Художница ходила на пленэры с такими мастерами как Константин Коровин, Валентин Серов, Исаак Левитан, подружилась с женой мецената Елизаветой Мамонтовой. Особое влияние на нее оказал «сказочник» Виктор Васнецов, которому она помогала с костюмами к опере «Снегурочка». Он же первым поддержал идею Поленовой расписывать мебель, а затем и создавать в абрамцевских мастерских столы и шкафчики по дизайну Елены.
Например, в Историческом музее хранится небольшой дубовый столик, украшенный геометрической резьбой. Он был создан в столярных мастерских Абрамцево по проекту Е. Д. Поленовой и предназначен для рукоделия. Под его откидной столешницей находятся отделения для хранения различных материалов, связанных с хобби хозяина. Это могли быть нитки, иглы, бумага, бисер, засушенные растения, ножницы и многое другое, что входило в круг интересов его владельца.
Художественное решение этого предмета выполнено в русском стиле, который в период создания cтолика развивался особенно активно. В творческих изысканиях по формированию стиля национального романтизма внимание художников было обращено, в первую очередь, на предметы крестьянского быта XIX века: их эстетика соотносилась с национальными традициями, как будто сохранившимися с древних времен. Различная утварь внутренней обстановки дома, бытовые приспособления, детали архитектуры, чаще всего, объединялись в группы по территориальному признаку и характеризовали искусство определенного региона России.
Елена Дмитриевна Поленова работала как книжный иллюстратор русских сказок. На многих из них художница изобразила пейзажи Абрамцева. К сожалению, при жизни автора большого успеха они не имели — типографии того времени не могли передать красочные акварели. В конце 1880-х гг. начала работать маслом и даже участвовать в выставках. Так, в 1887 году она получила вторую премию за жанровое полотно «Иконописная мастерская XVI столетия», а в 1889 году представила картину «Шарманщики» на выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Работу Поленовой высоко оценил сам Илья Репин.
Жизнь художницы оборвал случай: в апреле 1896 года попала в аварию на Трубной площади — повозка налетела на рельсы конки и перевернулась. Елена сильно ударилась головой о мостовую, заболела, но продолжала работать — готовить кустарно-прикладной раздел для Всемирной выставки в Париже. Увидеть её она не успела — 19 (7) ноября 1898 года Елена Дмитриевна Поленова умерла в Москве. О самой себе она писала так:
«Мне бы хотелось не потерять двух способностей — способности помогать, воодушевлять, служить опорой и толчком к работе другим художникам. Это свойство во мне есть положительно. <...> Другая способность — это любить, и верить, и увлекаться своей работой. Больше мне ничего не нужно.
Конечно, оценка, поддержка, интерес других людей, особенно тех, мнением которых дорожишь, очень драгоценны, но неизмеримо важнее те силы, которые внутри живут и которые дают питание огню, горящему в душе.
Лишь бы он не потухал...»