- Всего же в Александро-Невском кафедральном соборе находилось около 10 000 произведений и предметов, представляющих историко-художественную ценность.
- Снос производился в 1924–1926 гг. и потребовал около 15 000 взрывов. Фрагменты мраморных плит были использованы для строительства других зданий в Варшаве.
- Эскизы Виктора Михайловича Васнецова из собрания ГИМ представлены на выставке «Виктор Васнецов. Радость праведных. Религиозная живопись и графика» в нижегородском Манеже. Выставка открыта с 25 октября 2025 года по 25 января 2026 года.
Православный кафедральный собор в Варшаве был задуман в конце царствования императора Александра III. Идею его строительства впервые высказал генерал-губернатор Привисленского края, герой Русско-турецкой войны Иосиф Ромейко-Гурко. В записке Александру III он отметил, что существовавшие в Варшаве храмы православной конфессии могли вместить лишь десятую часть из проживавших в городе 42 000 православных.
В конкурсе, организованном Особым Комитетом по строительству собора, лучшим был признан проект Леонтия Николаевича Бенуа, утвержденный императором в январе 1894 года.
К работе по убранству храма были привлечены лучшие художественные силы России во главе с В. М. Васнецовым. Выполненные по его эскизам 16 огромных мозаичных композиций стали украшением нового православного храма. Мастером были написаны работы на следующие мозаики: «О Тебе радуется, Благодатная», «Евхаристия» (ранее «Христос с апостолами»), «Спаситель в терновом венце» («Страждущий Христос»), «Отечествие», «Сошествие во ад», «Ангелы» и другие.
На выделенные Александром III, Павлом Третьяковым и другими меценатами деньги Васнецов создал полторы сотни подготовительных картин и росписей.
Построенный в центре просторной Саксонской (позже Соборной) площади, собор стал самым высоким зданием города. Крупнейший из 14 колоколов звонницы весил 25,6 тонны и был пятым по величине в империи. В оформлении собора использовались драгоценные и полудрагоценные камни, уральские самоцветы, каррарский мрамор, гранит.
Всего же в Александро-Невском кафедральном соборе находилось около 10 000 произведений и предметов, представляющих историко-художественную ценность.
Средства на возведение храма жертвовались со всей Российской империи представителями различных сословий: протоиерей Иоанн Кронштадтский внес 13 500 рублей, император Николай II подарил колонны из яшмы для убранства алтаря собора. Общая стоимость строительства и отделки составила около 3 миллионов рублей.
Работа над интерьером велась в течение 12 лет. Храм был построен в соответствии с новейшими технологиями своего времени: в нем было центральное отопление и электричество.
2 июня (20 мая) 1912 года храм был освящен во имя Святого Благоверного князя Александра Невского. Собор стал самым высоким зданием в Варшаве, благодаря величественной 70-метровой колокольне, напоминающей внешнем обликом колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. В соборе, вмещавшем 2,5 тысячи человек, отмечались важнейшие торжества: юбилей Отечественной войны 1812 года, празднование 300-летия Дома Романовых.
Во время Первой мировой войны собор был превращен в гарнизонный католический костел Св. Генриха. Вскоре после того, как в конце 1918 года Польша стала независимым государством, варшавский магистрат вынес постановление о ликвидации в городе большинства православных церквей, в том числе грандиозного храма на Саксонской площади. Решение о сносе выдающегося образца православной архитектуры вызвало волнение в обществе, однако отстоять храм не удалось. Почти одновременно со сносом храма скончался и Виктор Васнецов — он умер 23 июля 1926 года в Москве.
Снос производился в 1924–1926 гг. и потребовал около 15 000 взрывов. Фрагменты мраморных плит были использованы для строительства других зданий в Варшаве.
До наших дней дошли лишь фрагменты нескольких мозаичных панно из собора. Лики апостолов из композиции «Евхаристия», располагавшейся в центральной апсиде собора, сейчас находятся в храме Марии Магдалины в Варшаве.
Живописные эскизы мозаик варшавского собора имеют большую ценность для истории новой русской религиозной живописи начала XX века.
Виктор Васнецов начал, как он писал, эту «большую и очень ответственную работу» осенью 1910 года, создав графический эскиз. «Эскиз исполнен несколько в характере „Евхаристии“ Киевского Софийского собора», отмечал художник в письме в Комитет по сооружению собора в Варшаве.
Евхаристия — с греческого «благодарение, благодать» — основа православного богослужения. В этом проявилась вечное напоминание о таинстве особого освящения Иисусом Христом хлеба и вина среди своих учеников-апостолов, накануне Его ареста и распятия.
Современники видели в религиозных работах Васнецова и психологизм, и отблески русского средневекового искусства, и высокий эстетизм, который сам художник сформулировал так:
«Красота составляет основу всех форм мироздания».
Эскизы Виктора Михайловича Васнецова из собрания ГИМ представлены на выставке «Виктор Васнецов. Радость праведных. Религиозная живопись и графика» в нижегородском Манеже. Выставка открыта с 25 октября 2025 года по 25 января 2026 года.
Литература: