Найти в Дзене
Владимир Шишкалов

Ассоциации и абстрактные понятия

— Давайте начнем с простых ассоциаций. Я говорю — день, а вы... — Прошёл зря. Ассоциации — это результат того, как мы воспринимаем информацию, понимаем существующие связи между объектами, оцениваем происходящие события и сопоставляем факты, опираясь на своё восприятие, свои знания, опыт и воспоминания. «Понимаем существующие связи» – то есть связи формируются не только на основе правил и законов, а могут возникнуть случайным образом. Что общего у ботинка и карандаша? Между молоком и ежиком? «Оставляют следы» и «сворачиваются». Это тест на что? Ассоциации различают по внешнему сходству, в противопоставлении, по расположению, по времени и другим обобщающим признакам: груша выглядит как лампочка; очень тепло для осени; поплавок от удочки; маленькая пуговица – значит, от рубашки; это было очень давно. Что мы представляем в своём воображении в связи с жёлтым цветом и солнцем? «Моё ты солнышко»! «Моё ты золотце»! А почему король-солнце, Аполлон Лучезарный, Владимир Красное Солнышко, жёлты

Ассоциации и абстрактные понятия

— Давайте начнем с простых ассоциаций. Я говорю — день, а вы... — Прошёл зря.

Ассоциации — это результат того, как мы воспринимаем информацию, понимаем существующие связи между объектами, оцениваем происходящие события и сопоставляем факты, опираясь на своё восприятие, свои знания, опыт и воспоминания.

«Понимаем существующие связи» – то есть связи формируются не только на основе правил и законов, а могут возникнуть случайным образом. Что общего у ботинка и карандаша? Между молоком и ежиком? «Оставляют следы» и «сворачиваются». Это тест на что?

Ассоциации различают по внешнему сходству, в противопоставлении, по расположению, по времени и другим обобщающим признакам: груша выглядит как лампочка; очень тепло для осени; поплавок от удочки; маленькая пуговица – значит, от рубашки; это было очень давно.

Что мы представляем в своём воображении в связи с жёлтым цветом и солнцем?

«Моё ты солнышко»! «Моё ты золотце»! А почему король-солнце, Аполлон Лучезарный, Владимир Красное Солнышко, жёлтый император? Блестящая карьера! Золотая середина? Очевидно, у прошлых поколений ассоциативный ряд отличался от нашего.

«Подставить левую щёку»! Щека реки, щёчки у тисков, щека запорного механизма, а как вам из рекламного буклета: «Щечки, комплект – две штуки, является комплектующей частью пельменных аппаратов серий JGL, JBL»? «Развесил пельмени!» (в смысле «губы»).

Часы стоят или идут, время летит, можно умыть лицо или кого-то умыть в совершенно другом смысле. Мы слышим запах, нам режет слух чья-то речь. На окне стоит квас и бродит, но скоро подойдёт. Такие выражения мы используем на основе ассоциаций? Нет.

«Священная война» — патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая гимном защиты Отечества. Очевидно, выражение в смысле «религиозная война» и близкие ему понятия нельзя отнести к времени написания песни.

«Благодарить не за что»; «тебе не за что винить себя»; «не за что держаться, я чуть не упал». Подобных примеров широкого по смыслу использования слов и выражений множество. А фигуральные выражения? Каждый из нас подберёт сотни примеров. Что так?

Но ещё хуже, когда мы «находим» ассоциации, которые формируют неточное восприятие и блокируют наше сознание, ведя наше мышление по неверному пути. Нам объясняют, мы это понимаем, как смогли понять, обобщаем с чем ненужно обобщать, делаем вывод и на своём стоим.

Известное стихотворение М.Ю. Лермонтова:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Правило из начальных классов: «прилагательное может быть образовано от существительного при помощи суффиксального способа», но смысловое ядро при этом сохранится. «Мыто» (сущ.) – плата за пересечение границы и проезд по территории страны иностранными купцами.

«Мытник» и сегодня в белорусском и украинском языке – это таможенник. Мытенка и Мытная – известные исторические названия улиц, на которых когда-то располагались управления таможней, как и город Мытищи. «Немытая Россия» – страна, не имеющая четкой политики в структуре таможенного и логистического контроля.

По этой причине в русском литературном языке правильно говорить: лицо у нас или окно не «немытое», а «не вымыто».

А как понимать «страна рабов»? Кому предан народ? Рабам, господам или мундирам голубым? Рабами называл своё окружение Иван Грозный, а славянские рабы, как отмечено во многих источниках, стали военной элитой на Ближнем Востоке, в Египте.

У нас существовало (в современном смысле) рабство? Нет. Почему статуи, изображающие рабов, имеют тела атлетов? Что означает выражение «раб Божий»? Почему говорят: «Венчается раб божий»? Очевидно, что мы снова что-то не в состоянии понять.

А однокоренные слова? «Кот» и «кошка»? «Конь» и «кобыла», «медведь» и «медведица». Они не в смысле «от одного корня», а в старых учебниках: «близкие по смыслу слова». А не «кусочки», из которых «выросли» «слова одного корня».

«Корень слова неделимая и неизменяемая часть слова»: значит были причины дать разные названия животным одного вида в зависимости от пола. А противоречивые надуманные правила про чередующиеся гласные и согласные в корне слова – это творчество.

Отсутствие определённых знаний вынуждает нас искать общее: не понимая смысла сказанного, на основе наших неверных ассоциаций мы начинаем представлять что-то, чего нет. А «сделав запись», мы это воспринимаем как часть реального мира.

Это главная особенность восприятия информации на основе ассоциативно-образного мышления. Мы понимаем только то, о чём у нас уже есть сведения, опыт и знания, а если этого нет, то «не о чём с нами и разговаривать, коль в голове не хватает».

Но, повторимся, благодаря воображению мы можем представлять мир, которого нет и принимать его как реальность. И в этом нам прекрасно помогают ассоциации. Осталось к этому добавить эмоциональную окраску и пытаться понять друг друга по мере роста гормонов в крови.

Психологи утверждают, что если в речи негативно настроенного человека присутствует нецензурная лексика, то слова «милая» и «дорогая» воспринимаются, как ругательство.

Как мы вообще понимаем друг друга?

Значит, необходимо наше ассоциативно-образное восприятие привязать к некой сетке точного и однозначного описания предмета разговора и дать нам алгоритм для поиска верных ответов, но при этом сохранить возможность творческого подхода.

Для точного описания объектов по схожим и принимаемым однозначно признакам используют абстракции.

Абстракции — это начальные понятия, которые могут использоваться универсально для описания любого объекта или процесса. Они применимы в любых областях человеческой деятельности и дают возможность описать общими едиными средствами совершенно различное.

Абстракции основаны на точных и однозначных определениях, они исключают варианты или различные трактовки. Самый простой пример: геометрические фигуры. Они не существуют как объекты в природе, но с их помощью можно найти и объяснить общее.

Введена система определений: «Круг — простейшая геометрическая фигура, все точки на границе которой равноудалены от центра. Иными словами, это часть плоскости, лежащая внутри окружности».

Все выделенные слова – также абстрактные понятия, связанные единой системой связей и определений, они вытекают из самых начальных определений и вместе представляют чёткую систему с однозначно устанавливаемыми связями.

Абстрактное понятие мы используем с максимально возможным творческим подходом. Солнце и колесо у нас круглые, у нас свой круг друзей и знакомых, а в поговорке о том, что земля круглая, мы принимаем, что, двигаясь в противоположном направлении, всё равно ещё пересечёмся.

Ещё пример: наша голова овальной формы, но это условно, а поверхность стола плоская. Но «плоская» и «плоскость» – различные понятия, мы объединили их на основе ассоциаций. «Плоская грудь» и «плоская земля» – это не равнозначно понятию «плоскость».

Следующий пример абстрактного мышления — это деление слов на группы по чётко определённым признакам. Например, «кто» и «что». В первом случае это живое существо, животное, а во втором – неживой предмет. Так? А что означает «живое» и «неживое»?

Стол, стул — это предмет, стена — объект. Но стена может быть стать предметом разговора или стул – объектом желаний! Если мы в этом видим противоречия, значит, мы ещё не покинули область ассоциативно-образного восприятия сказанного.

Мы постоянно во многом опираемся на абстрактные понятия, с помощью которых группируем и классифицируем слова, определяя их по некоторым признакам, и таким образом упрощаем процесс запоминания и поиска нужной информации. Это основа в формировании нашего сознания.

В естественном языке систему принятых абстрактных понятий называют азбучными истинами или железной логикой языка.

Снова по кругу!

Слово и предложение в целом у нас служат в качестве основы для ассоциативно-образного мышления. Со словом, рядом звуков, которые мы произносим, у нас связаны образы – картинки в памяти и ассоциативный ряд, который у нас сформировался.

По этой причине части слова (морфемы) не несут самостоятельного смыслового значения. А все законы и правила, принятые в лингвистике, служат для фиксации и точной передачи информации в устной и письменной форме на основе слова в целом.

На основе пространственно-аналитического мышления точка, отрезок, дуга несут самостоятельный смысл. Это ярко проявляется в междометиях, предлогах, местоимениях и союзах. Буквально понять смысл этих частей речи можно только в области азбуки.

Всё до звука, до знаков, обозначающих оттенки речи, в азбуке несёт отдельное смысловое значение. А как правильно сказать? Знак имеет самостоятельное или отдельное смысловое значение? Ассоциации нам помогут?

Абстрактные понятия исключают многозначность и являются основой формальных языков. Формальный язык — язык, в котором значение каждого выражения или знака, правила построения предложений и понимание их смысла однозначны.

Примеры формальных языков — языки схем, нотная грамота, чертежи, математическая символика, языки программирования, химических формул и подобное. Это универсальная знаковая система, которая используется во всех сферах человеческой деятельности и способна выразить любое содержание.

Поэтому все языки имеют единую основу. С помощью общепонятных знаков описаны символы, на их основе созданы буквы, правильное использование которых закреплено нормами железной логики. На этом построена смысловая основа азбуки и не только.

Жесты и мимика, алфавиты, тамга и руны, дорожная разметка, математическая символика и орнамент национального костюма, элементы архитектуры — все создано на единой знаковой системе.