Найти в Дзене
Николай Цискаридзе

«Мне так и хочется сказать, что у него более великий голос, чем у Карузо»

«Я впервые услышала о Марио от Иды Коверман, секретаря господина Майера, главы студии MGM. Годом ранее Ида слушала «Трио бельканто» и предложила нам сходить на концерт в Hollywood Bowl, чтобы специально познакомиться с этим новым, тогда еще неизвестным нам, молодым тенором. Мы последовали ее совету – Ида Коверман, господин Майер, мой муж Джонни Джонстон и я – и провели замечательный вечер. Услышав этот великолепный голос, господин Майер был чрезвычайно впечатлен. Я даже не могла представить, что всего через год мы будем выступать вместе на одной сцене. Естественно, господин Майер пригласил Марио в MGM, как когда-то пригласил меня. Тогда собрался весь коллектив – продюсеры, режиссеры, музыканты и звукотехники (кажется, все, кроме охраны), и Марио пел… И как же он пел! Все были в восторге. Он исполнил арии и популярные песни, а затем мы пели дуэтом. Звукорежиссеры сказали, что наши голоса были почти на одной волне, словно сливались в единый поток. Контракт с Марио подписали в тот же день
Марио Ланца и Кэтрин Грэйсон
Марио Ланца и Кэтрин Грэйсон

«Я впервые услышала о Марио от Иды Коверман, секретаря господина Майера, главы студии MGM. Годом ранее Ида слушала «Трио бельканто» и предложила нам сходить на концерт в Hollywood Bowl, чтобы специально познакомиться с этим новым, тогда еще неизвестным нам, молодым тенором.

Мы последовали ее совету – Ида Коверман, господин Майер, мой муж Джонни Джонстон и я – и провели замечательный вечер. Услышав этот великолепный голос, господин Майер был чрезвычайно впечатлен. Я даже не могла представить, что всего через год мы будем выступать вместе на одной сцене.

Естественно, господин Майер пригласил Марио в MGM, как когда-то пригласил меня. Тогда собрался весь коллектив – продюсеры, режиссеры, музыканты и звукотехники (кажется, все, кроме охраны), и Марио пел… И как же он пел! Все были в восторге.

Он исполнил арии и популярные песни, а затем мы пели дуэтом. Звукорежиссеры сказали, что наши голоса были почти на одной волне, словно сливались в единый поток.

Контракт с Марио подписали в тот же день – так началась наша совместная история. Мы работали вместе почти каждый день: пели, гуляли, узнавали друг друга. Когда начались съемки «Полуночного поцелуя», мы с Марио уже успели выступить на концерте в Hollywood Bowl – мой ребенок родился через 11 дней после концерта, а у Марио и его жены Бетти вскоре появилась дочь Коллин.

В тот период Марио похудел до здоровых 74 килограммов после девяти месяцев дисциплинированных тренировок, которые мы проходили вместе. Мы придерживались строгой диеты и много гуляли пешком – это стало нашим ежедневным ритуалом, и Марио быстро сбросил вес.

Хотя мы снялись вместе всего в двух фильмах – «Полуночный поцелуй» и «Любимец Нового Орлеана» – для меня петь с Марио было как петь с родными братьями. Марио стал для меня еще одним братом, а Бетти – сестрой. Мы радовались совместной работе, иногда даже соревновались: кто споет ниже, тише, дольше или громче всех. Ни с одним другим певцом или актером мне не было так легко и весело.

У Марио было удивительное чувство юмора, он был очень веселым человеком и настоящим другом. Когда он пел, его голос словно разговаривал с каждым слушателем, и его красота навсегда останется непревзойденной. Я до сих пор скучаю по Марио и Бетти...»

Так вспоминала свое знакомство и дружбу с Марио Ланца известная актриса и певица Кэтрин Грэйсон.
А мы продолжаем путешествовать по истории жизни Марио Ланца, которую рассказал Муслим Магомаев. Предыдущие части можно почитать по ссылке:
Марио Ланца | Николай Цискаридзе | Дзен

... После небывалого успеха фильма «Великий Карузо», известность Ланца достигает самой высокой точки в его карьере. Теперь Марио Ланца – самый известный певец в мире. Таковым он возвращается в Голливуд для съемок фильма «Потому что ты моя». И опять изрядно располневший. И вновь его принуждают к лечению диетой. Скрипя зубами, на голодный желудок, он бегает, поднимает тяжести и, в конце концов, вновь сбрасывает лишние килограммы.

Но Марио уже не такой «послушный мальчик», каким он был. Прочитав сценарий фильма, он в дикой ярости бросается к продюсеру Джо Пастернаку: «Что вы мне подсовываете какую-то дрянь! И это после моего успеха в «Великом Карузо». Я не буду сниматься в какой-то «дешевой» ленте».

Его протест был вполне обоснован. Сценарий фильма был состряпан кое-как, на скорую руку, в надежде на пение и обаяние Ланца. Но ему грозит неустойка, и Марио приходится смириться.

Как и следовало ожидать, фильм проходит с успехом, но критики сравнивают его с предыдущим и явно не в его пользу. И все же из-за имени популярнейшего певца, картина полностью окупает себя и даже приносит огромный доход. В фильме опять прозвучали отрывки из опер «Риголетто», «Трубадур», «Норма», «Сельская честь»…

Cavalleria Rusticana: Addio alla madre

Кроме работы в кино, Ланца записывался на радио, выпускались пластинки, он разучивал новые партии. И все это при диете. Он не чувствовал себя, ни здоровым, ни довольным, поэтому случалось так, что в какой-то момент он мог быть добродушным, веселым, но вдруг мог впасть в ярость и истерику. Его здоровый организм бунтовал, потому что не получал того, что ему требовалось. Кроме того, эти радикальные курсы «лечения» поколебали его уверенность в своем голосе. Появились головные боли, головокружения, его охватил страх за «золото» в горле...

Киностудия MGM задумала экранизировать популярную оперетту Ромберга «Старый Гейдельберг», переименовав ее в «Принц студент». Музыкальная часть фильма увлекла Марио, и он записал всю музыку, как говорится, на одном дыхании.

Drink, drink, drink

15 августа 1952 года должны были начаться съемки фильма, но вместо съемок развернулась ожесточенная дискуссия из-за разногласий в трактовке предложенной Ланца, который должен был сыграть принца Карла Франца.

Ланца несогласный с мнением режиссера, который хотел показать высокое благородство, холодность и светскую манерность немецкого принца, самым решительным образом воспротивился такой трактовки. Которая к тому же не позволяла ему проявить свой главный козырь – темпераментную и страстную игру.

Дебаты разгорелись до предела, Ланца продолжал сопротивляться, но консервативно мыслящий режиссер также настаивал на своем. Так что после одного из очередных споров, Ланца вне себя покинул студию. Контракт был расторгнут, и в качестве штрафа студия арестовала записи Ланца к этому фильму, взяв на его роль актера, который должен был просто двигать губами под эти записи.

Так «качели Голливуда» опустили на землю и изгнали человека, прирнесшего миллионы долларов прибыли кинокомпании. Финансовое положение Ланца пошатнулось, так как на его гонорары, в звукозаписывающих фирмах, концертных организациях, на радио и телевидении, на все был наложен арест, как должнику MGM.

Несмотря на трагичность возникшего положения, лично я с восхищением поддерживаю сторону артиста. Ведь этот случай говорит о том, что Марио Ланца не продает свое искусство, он дорожит своей репутацией известного певца и не хочет даже ради огромных денег пойти на компромисс со своей совестью, и он не сдался. Марио Ланца не пел нигде почти четыре года, он сидел на своей вилле, в окружении семьи и двух-трех близких друзей, все глубже погружаясь во мрак сомнений, разочарований, угрызения совести и самобичевание.

Его жена Бетти проявила тогда невиданный героизм. Терпеливо, с нежностью, любовью и лаской, старалась она вернуть мужа вновь к нормальной жизни. Еще его поддерживали и поднимали ему настроение тысячи писем от поклонников и поклонниц, его не забыли, напротив, по нему скучали и жаждали новых встреч с любимым певцом.

Serenade

15 декабря 1952 года у Марио и Бетти родился сын Деймон. Но даже радость, в связи с рождением сына, не смогла вернуть Марио его душевного равновесия. Тяжкая обида, боль, частые и резкие сбрасывания веса перед съемками, полностью истощили нервную систему Ланца. Тогда уже появились боли в сердце. И Бетти пришлось прибегнуть к помощи психиатра – доктора Бигелоу.

Появления врача в доме Марио принял в штыки. Но доктор оказался прекрасным психологом и мгновенно сумел расположить к себе пациента, которого признал вполне нормальным, но безмерно уставшим человеком. Вскоре они стали близкими друзьями. Ланца надо было излить свою душу, поделиться с кем-то, исповедаться. И он уже с нетерпением ждал прихода врача, и тогда они беседовали часами. Глаза Марио уже светились прежним блеском, а вместе с этим появилась надежда на светлое будущее.

Как только пронесся слух, что Марио вновь может петь и истекли сроки обязательств перед студией MGM, другая студия Warner Bros. решила рискнуть снять с певцом новый фильм под названием «Серенада». В основу картины был положен известный в Америке одноименный роман Джеймса Кейна.

В 1955 году начались съемки картины. Записи к фильму Ланца провел блестяще. За четыре года молчания голос его, как ни странно, стал еще крепче и красивее. Пресса пишет, что в фильме «Серенада» Ланца еще раз доказал, что его место на оперной сцене, куда его неминуемо должна привести судьба.

Dio! mi potevi scagliar

Партнершей Ланца в оперных отрывках была солистка Метрополитен-опера, выдающаяся певица Личия Альбанезе. Она увидела, как одинок Ланца в этом чужом ему мире. И хотя певица слышала много всяких слухов, сплетен и даже явных клеветнических измышлений, она без всяких предубеждений сблизилась и подружилась с Ланца.

Марио не мог не почувствовать это и после рабочего дня часто приходил к певице и робко спрашивал, можно ли ему поговорить: «Все люди думают обо мне дурно, вы такого же мнения?», – опасливо спрашивал Ланца. Альбанезе, которая уже знала, что скрывается за часто грубыми внешними поступками Ланца, часами беседовала с ним. После таких разговоров он вновь обретал спокойствие. «Я чувствовала, что он был тяжелобольным, измученным человеком», – говорила после певица.

Марио Ланца и Личия Альбанезе во время записи (1955 год)
Марио Ланца и Личия Альбанезе во время записи (1955 год)

В финале фильма «Серенада» Марии Ланца совершенно потрясающе исполнил Ave Maria Шуберта. В одном из дублей Альбанезе увидела, как вдруг певец отвернулся и бросился прочь. Она последовала за ним и нашла его возле двери своей артистической уборной. Он вытирал платком слёзы, что-то мучительно исказило его черты. Неподвижно он смотрел в одну точку, руки тряслись, губы дрожали. Альбанезе подошла к нему и спросила: «Может, вам нездоровится?», на что он ответил несвойственным, чужим голосом: «Я боюсь, что мне осталось жить недолго. Я скоро умру». «Я была потрясена от услышанного», – говорит Личия Альбанезе, – «Хотя и пыталась разуверить его, но у меня, у самой в душе зародились страшные предчувствия».

Перед своим возвращением на сцену Метрополитен-опера певица сказала:

«Я счастлива, что могу снова выступать на моей любимой сцене. Мир кино – это не мой мир. Но дни работы с Марио Ланца навсегда сохранятся в моей памяти. Его голос – это голос его сердца. Мне так и хочется сказать, что у него более великий голос, чем у Карузо. Но мое мнение может быть очень субъективным, потому что этот человек и этот голос слишком уж покорили меня».

Ave Maria

Продолжение следует...