Найти в Дзене
Правила жизни

Королева кино дискомфорта: как Линн Рэмси превращает боль в искусство

Шотландка Линн Рэмси вышла из семьи рабочего класса, с детства наблюдая, как непросто родители зарабатывают на жизнь. Они привили ей любовь к кино. Их же опыт преодоления стал базой для ее будущих работ, пропитанных темой скорби, вины, потерянности всех героев в любом возрасте: от детей до взрослых. «Я считаю, где сложности, там кроется самое интересное. А еще никто не говорит то, что думает», — утверждает Рэмси, делая этот подход краеугольным в своем творчестве. К выходу свежей картины постановщицы «Умри, моя любовь» с Дженнифер Лоуренс и Робертом Паттинсоном кинокритик Елена Зархина разбирается в творческом методе Линн Рэмси. В Каннах в этом году было непросто: конкурсную программу смотра наполнили семейные драмы про родителей и детей. Причем душевных травм с лихвой хватало на всех. В миловидном мюзикле «Рецепт счастья» героиня разбиралась с прошлым опытом и с нынешними отношениями, включавшими в себя романтическую линию с не состоявшимся когда-то бойфрендом и с пожилыми родителями,
Оглавление

Шотландка Линн Рэмси вышла из семьи рабочего класса, с детства наблюдая, как непросто родители зарабатывают на жизнь. Они привили ей любовь к кино. Их же опыт преодоления стал базой для ее будущих работ, пропитанных темой скорби, вины, потерянности всех героев в любом возрасте: от детей до взрослых. «Я считаю, где сложности, там кроется самое интересное. А еще никто не говорит то, что думает», — утверждает Рэмси, делая этот подход краеугольным в своем творчестве. К выходу свежей картины постановщицы «Умри, моя любовь» с Дженнифер Лоуренс и Робертом Паттинсоном кинокритик Елена Зархина разбирается в творческом методе Линн Рэмси.

    Королева кино дискомфорта: как Линн Рэмси превращает боль в искусство
Королева кино дискомфорта: как Линн Рэмси превращает боль в искусство

В Каннах в этом году было непросто: конкурсную программу смотра наполнили семейные драмы про родителей и детей. Причем душевных травм с лихвой хватало на всех. В миловидном мюзикле «Рецепт счастья» героиня разбиралась с прошлым опытом и с нынешними отношениями, включавшими в себя романтическую линию с не состоявшимся когда-то бойфрендом и с пожилыми родителями, с которыми хорошо, но только если не задерживаться рядом на долго.

В «Сентиментальной ценности» Йоакима Триера взрослые дочери нащупывали болевые точки в тесном контакте с пожилым отцом-режиссером. Всю невыраженную рефлексию он вложил в свое кино, а дочерям осталось лишь гадать, любил ли он их когда-нибудь и можно ли эту любовь обрести, пройдя долгой тропой боли? В «Альфе» Жюлии Дюкурно родственники искали утешения в объятиях друг друга в мире на пороге апокалипсиса. Человечество накрыл страшный вирус, превращающий людей в мраморные статуи. Нужно успеть наобниматься, наговорить друг другу важных слов, а в главный момент — суметь отпустить, потому что в этом тоже есть акт любви.

Во франко-бельгийской мелодраме «Цвета времени» наследники героини из разных времен делили ее нематериальное наследие — память, которая их всех, таких разных и непохожих, объединяла. В «Нескромных» с Дакотой Джонсон две супружеские пары разбирались в каноне традиционного брака, нарушая правила и множа травмы друг друга. А в «Сирате» отца и сына поглощала бескрайняя пустыня, куда родитель отправился на поиски пропавшей старшей дочери. «Звук падения» Маши Шилински — фильм-фотоальбом про дом, вместивший в себя четыре поколения, и смерть, идущую за ними по пятам. Невероятное и поэтичное кино, в котором звук — особый инструмент погружения в историю о семьях и об их тяжелом багаже, проносимом сквозь эпохи. Но самым радикальным на их фоне выглядел фильм Линн Рэмси «Умри, моя любовь».

   «Умри, моя любовь»Кадр из фильма
«Умри, моя любовь»Кадр из фильма

По сюжету, супруги Грейс (Дженнифер Лоуренс) и Джексон (Роберт Паттинсон) сбегают из шумного Нью-Йорка в тихий пригород у склона гор Монтаны. Там у них свой маленький Эдем: личный дом, в котором рождается маленький сын. Но постепенно Грейс накрывает мучительная послеродовая депрессия, с которой не может справиться ни она, ни ее растерянный и малоинициативный супруг (герой Паттинсона — отражатель душевных мук Грейс, чье имя с английского переводится как «благодать», но благих вестей на протяжении двухчасового фильма особо не будет), ни свекровь (Сисси Спейсек), недавно потерявшая мужа. Комнат в доме не так уж много, но есть ощущение, что каждый забился в персональный угол, откуда страшно выходить. Свекровь переживает утрату любимого, блуждая ночами по лесу с ружьем. Джексон спасается работой, на которую охотно сбегает. Грейс тонет в материнской печали: ребенка она очень любит, но и роль матери оказалась намного тяжелее, чем можно было представить.

   «Умри, моя любовь»Кадр из фильма
«Умри, моя любовь»Кадр из фильма

Линн Рэмси со знанием дела снимает мучительную историю одного помешательства. Но без осуждения и иронии. Мир летит в тартарары, и человек, маленький и хрупкий, просто не в силах этому противостоять. А то, что кинематографисты в 2025-м взялись активно окучивать тему семьи как пространства для рождения травм, отнюдь не совпадение, но закономерный шаг. И там, где, например, мужчина Йоаким Триер осмысляет семейную сентиментальную ценность, примеряя на себя опыт провального отцовства, Рэмси исследует материнство через понятную ей женскую оптику. Материнство — благодать, но какой же это одинокий и немыслимо тяжелый опыт, с ума сойти!

От шотландских задворок до красных дорожек главных кинофестивалей

В Каннах Рэмси давно не редкий гость. Как и в Венеции и много где еще. Более того, бывала по разные стороны фестивального протокола. Как участница и как член жюри — в Каннах в 2013 году, в Венеции в 2015-м. Как участница выигрывала сценарную награду Каннского смотра в 2017 году за драму «Тебя никогда здесь не было» с Хоакином Фениксом. А в 2002-м, увозила два приза фестиваля за картину «Морверн Каллар». Эта же лента принесла постановщице приз фестиваля в Сан-Себастьяне. А еще она трижды брала награды Британской киноакадемии BAFTA: за короткометражные работы «Пловец» и «Врун» и за полный метр «Крысолов». Ее короткий метр «Маленькие смерти» был удостоен приза жюри Канн в 1996 году.

   «Крысолов»Кадр из фильма
«Крысолов»Кадр из фильма

За плечами Рэмси не самая плодотворная с точки зрения количества снятого карьера, но очень насыщенная и по-своему уникальная. Пройдя путь от шотландских задворок до красных дорожек главных киносмотров мира, она не просто обрела статус живого классика, но превратилась в автора, для которого кино морального беспокойства — самая комфортная зона творчества. Она и супертитулованный режиссер, и все еще очень нишевый кинематографист. С ней охотно работают большие голливудские звезды, но ее не готовы поддерживать крупные студии. Ее хорошо знают и любят синефилы, но она по-прежнему мало понятна широкому зрителю.

Кино — коллективный сон, который всматривается в тебя, пока ты его смотришь. И то, что в нем отражается, нравится не всем. Но именно в таланте Рэмси заводить неуютные разговоры о важном скрыт ее особый авторский почерк. Эта твердость проявляется также в умении отстаивать себя. В 2013 году Рэмси со скандалом покинула съемки вестерна «Джейн берет ружье» с Натали Портман и Юэном Макгрегором. Официальная причина — творческие разногласия с продюсерами и студией. После долгих взаимных обвинений и судебного иска дело было урегулировано.

Постановщица настаивала: «У меня репутация человека, с которым сложно работать. Но это полная чушь. Просто режиссер — капитан корабля, и на нем все самые непростые решения». Подтверждением тому, что с Рэмси все же можно комфортно сработаться, служит тот факт, что сыгравшие в ее картине «Что-то не так с Кевином» Тильда Суинтон и Джон Си Райли стали крестными родителями дочери постановщицы.

Дискомфорт, родительство и море вины

Кино Линн Рэмси состоит не только из необходимости оказаться с ней на одной волне. Но и из готовности последовать за ней в максимально неуютное пространство. Свою карьеру постановщица тоже начинала с дискомфортных тем. Дебютный короткий метр «Маленькие смерти», как следует из названия, — это история о том, как что-то гибнет. Картина состоит из трех небольших новелл, в центре которых главная героиня. В детстве она наблюдает за сборами отца, готовящегося покинуть ее, затем наблюдает за смертью коровы, а став постарше, готовится отправиться с бойфрендом в жуткое здание. Рэмси исследовала напряженную палитру неприятных чувств: от физического дискомфорта до морального.

В следующей короткометражной ленте «Врун» Рэмси сняла собственную племянницу и тезку, Линн Рэмси — младшую. Девочка сыграла героиню из Глазго 1970-х, которая в разгар Рождества узнает шокирующую правду про своего отца. Разоблачительная интонация, лишенная морализаторства, — примечательная для стиля Рэмси черта. Ее герои всегда вынуждены сталкиваться с неприятной правдой, с которой не знают как совладать.

Полнометражный дебют «Крысолов» — сюжет про мальчика, случайно ставшего свидетелем и виновником гибели сверстника. К обретенному чувству вины (без него невозможны герои постановщицы) добавляется общий фон неблагополучности мира вокруг: отец мальчика страдает от алкогольной зависимости, ребенок страдает от дисфункциональной родительской фигуры. Жизнь напоминает расстроенный музыкальный инструмент, на котором не сыграть ладной мелодии — все равно получится фальшиво. Настоящими в этом уравнении остаются только люди — противоречивые, откровенные и способные чувствовать во всей полноте проживаемого опыта.

Следующая заметная работа кинематографистки — драма «Морверн Каллар». По сюжету, главная героиня становится свидетельницей смерти парня-писателя и намеревается издать его неопубликованную рукопись под собственным именем. Сюжетная мистификация носит здесь условный характер, а в центре всего по-прежнему сложное устройство человека, оказавшего в «игре», в которой, как ни играй, невозможно выиграть. Считается, что именно на этой картине окончательно выкристаллизовался стиль Рэмси, в котором форма важнее содержания, а прямым ответам она предпочитает загадочный символизм.

Стремление экспериментировать и избегать расхожих клише очень важно для режиссера: «"Морверн Каллар" действительно в какой-то степени очень странное кино, в котором я много экспериментировала. Часть из этого работало, а часть — нет. Со временем я поняла, что стоило направить сюжет в сторону черной комедии. Это сделало бы историю мягче».

   «Морверн Каллар»Кадр из фильма
«Морверн Каллар»Кадр из фильма

«Что-то не так с Кевином» — самая известная лента Рэмси про героиню Тильды Суинтон, которую отчего-то ненавидит весь небольшой городок, в котором она живет. Что еще страннее, она этой внешней агрессии покорно не сопротивляется. Постепенно сюжет раскладывается на сменяющие друг друга флешбэки, в которых раскрываются героиня и подробности ее жизни. Мы видим, как у нее с мужем появляется сын — довольно проблемный ребенок. Как сложно ей в одиночку, пока муж на работе, совладать с домашними делами и материнскими обязанностями. Как непослушен малыш, которого она начинает опасаться. А потом узнаем, к какой трагедии это все привело во взрослой жизни мальчика.

Рэмси одна из первых смахнула гламурный блеск с темы родительства и семьи как таковой, не демонизируя их, но и не романтизируя. Она осмелилась предложить альтернативный взгляд в контексте большой беды: частная трагедия семьи главных героев болезненно срифмовалась с общенациональной (но раскрыть ее — значит разоблачить большой сюжетный спойлер). Рэмси из всех своих героев сочувствует именно персонажу Суинтон, и не только как женщина. «Меня часто спрашивают, что я привношу в кино как женщина-режиссер. Вопрос, который мужчинам не задают. А я не знаю, как на такое отвечать. Мое кино не женское. Это просто кино», — размышляет она.

«Тебя никогда здесь не было» с Хоакином Фениксом — другая важная картина постановщицы. Это история про похищенную маленькую дочь крупного политика, которую продают в сексуальное рабство. Отец ребенка нанимает бывшего агента спецслужб (Феникс), чтобы найти и спасти дочь. Главный герой с самурайским спокойствием и отстраненностью выполняет задачу, оставляя за собой кровавый след и выходя на сеть влиятельных людей при власти, занимающихся человеческим траффиком и педофилией.

Образ главного героя — одинокого, тонущего в чувстве вины и лишенного внешней поддержки — роднит его со спасаемой девочкой. Между ними десятилетия разницы в возрасте, но они словно ровесники. Эта спасательная операция помогает мужчине выбраться из пучины собственных страстей. Хотя в финале Рэмси, оставаясь верна себе, лишает историю ожидаемого хеппи-энда, оставляя зрителю поле для трактовок.

Чувственную, скрытую от окружающих жизнь персонажа Феникса она передает через образы — сложные, поэтичные, многослойные. Работа с видео-артом и видеорядом — основа стиля Рэмси, начинавшей путь в кино с фотографии. Неслучайно в перерыве между «Тебя никогда здесь не было» и «Умри, моя любовь» она выпустила короткометражку «Бриджитт», в которой говорит с легендарным фотографом Бриджитт Лакомб, работавшей за кулисами съемочного процесса известных фильмов. Лакомб всегда оставалась за кадром, фиксируя мир на пленку и даря ему тем самым бессмертие — то, чего лишаются герои Линн Рэмси. Их чувствам — стихийным, бесконтрольным и не поддающимся рациональному объяснению — нет конца. А вот сами они конечны.

«Не старайтесь подстраиваться под других людей. Не бойтесь оставаться собой. Если вы верны себе и своему видению как автор, ваше произведение будет жить. Да, это все очень сложно и часто непонятно людям со стороны. Это одинокое путешествие безумца, но в конечном счете это стоит вложенных усилий», — наставляет следующее поколение кинематографистов Рэмси, хитро улыбаясь, и не обращая внимания на то, сколько из них осмелятся последовать ее совету. Главное, чтобы было неуютно, чтобы выводило из зоны комфорта, потому что именно за его границами начинается самое интересное — в жизни и в фильмах Линн Рэмси.