Мое раннее детство, имеется в виду годы учебы в начальных классах, пришлись на первую половину шестидесятых годов. Время для нас интересное, мы были предоставлены сами себе, особенно летом. Постоянные обязательные работы, такие как полив огорода, встреча коровы из стада и другие мелкие поручения занимали немного нашего времени. Остальную часть дня мы проводили в кругу пацанов – своих сверстников. Пацаны - именно так мы обращались к группе друзей. Развлекали себя сами, различными играми. Было их огромное множество. Некоторые из них, в той или иной форме, дожили до наших дней, но большая часть сохранилась только в памяти старшего поколения. К примеру «Чик».
Игра в «ЧИК».
Чик это одна из немногих наших забав, где игра шла на деньги. Заводилой в этом деле выступал Беляев Леня. Был он старше нас года на три четыре, маленького роста, худой, мягко сказать хитроватый.
Для игры требуется твердая поверхность. Поэтому играли всегда на проезжей части дороги. По случайному стечению обстоятельств именно напротив Лениного дома. Это на нижней улице села. Улица была тихая, изредка нас потревожит проезжающая телега или рыдван и можно продолжать играть дальше.
Перед началом игры чертили поперек дороги две линии на расстоянии пяти метров друг от друга. На первую линию в стопочку каждый игрок клал свою монету решкой вверх. Обычно играли пяти, десяти или пятнадцати копеечными монетами.
Далее бросали жребий очередности в игре. Для этого кто - то брал за нижний конец палку, следующий брался за палку выше и так далее. Последний, кто мог ухватиться за палку и перекинуть ее через плече, был первым в игре. Чей кулак был ниже, соответственно становился вторым и так далее.
Первый игрок со второй линии метал мётку в стопку монет. Мётка это металлическая шайба. Упавшие монеты орлом вверх перекочевывали в карман везунчика. Точный бросок давал ему право быть первым в очереди во второй части игры. Если ему не удавалось попасть в стопку из монет, его результат просто отмечался на дороге. Мётку бросали согласно очереди определенной жеребьевкой. Результат броска каждого отмечался на дороге. При этом лучше перебросить за черту, чем не добросить. Согласно результатам бросков устанавливалась новая очередность продолжать игру. Первыми в игре становились те, чья мётка падала ближе к черте с монетами.
Наступал момент выбивать монеты. Игрок, становился на колени, брался за ребро мётки и бросал ее в монету. Если монета переворачивалась орлом вверх, он ее забирал и продолжал бить дальше. Отсюда и название игры, ударил – чик. Если монета не переворачивалась, ход переходил к следующему игроку. Игра продолжалось пока все монеты не будут выбиты.
Проигрыш в такой игре большим быть не мог, поэтому родители на нашу забаву с деньгами закрывали глаза. Недовольство высказывала только продавец билетов в кино. Монеты от неоднократного использования становились погнутыми.
Игры в ножичек.
Как смартфон в кармане современного школьника является не только непременным атрибутом быта и элементом гордости, так в нашем детстве был перочинный нож. Чем больше лезвий было в ноже, тем он был круче. И не беда, что штаны от тяжести такого ножечка спадали, и их часто приходилось подтягивать. Надо понимать, что в карманах был не только ножичек, а также рогатка, мётка для игры в чик, какие-то безделушки, но без которых жить было пацану не интересно. В разное время года игры в ножичек были свои.
- Весной, когда почва была мягкой мы «делили» землю. Суть игры заключалась в следующем. На земле чертился произвольный круг. Его делили на равные части по количеству игроков. Бросался жребий для определения очередности бросков ножа. Каждый игрок становился на свою часть земли. Обычно в игре участвовало от двух до четырех человек. Первый участник брал нож за кончик лезвия и стоя метал его в землю соперника. По направлению воткнувшегося в землю лезвия он проводил линию от своей границы до внешней границы круга. Отсеченная часть земли переходила ему в собственность.
Если нож после броска не втыкался в землю, или бросавший участник не мог дотянуться до внешней границы, ход переходил к следующему игроку.
Игра продолжалась до тех пор, пока размер земли одного из участников становился меньше его ступни. В этом случае он проиграл.
- Летом во время купания на речке была другая игра. Нагребалась небольшая куча песка, и в нее с разных положений надо было втыкать нож. После жеребьевки первый участник, стоя взявшись за лезвие, втыкал его в кучу песка. Если это ему удавалось следующий бросок, он делал с носа. Держась за кончик лезвия, он подносил его к носу и, не отрывая от лица, делал движение головой, после которого нож должен был воткнуться в песок. Следующий бросок был с зуба, плеча, локтя и так далее, насколько у компании хватало фантазии при обсуждении условий игры. Если в какой-то момент нож не втыкался в песок, ход переходил к следующему игроку. Побеждал тот, кто первым сумел выполнить все броски.
- В непогоду играли, сидя верхом на лавке, у кого ни будь дома. Лезвие ножа складывалось под 90 градусов к ручке. Нож кончиком лезвия втыкался в лавку. Первый играющий, двумя пальчиками подбрасывал нож за рукоятку вверх. Перевернувшись, нож должен был снова воткнуться в лавку. Очки подсчитывались следующим образом. Пальцами замерялось расстояние между ручкой и лавкой. Проходит один палец, это 10 очков, два - двадцать и так далее. Если ручка касалась лавки, это одно очко. Броски делали по очереди. Побеждал тот, кто набирал больше очков. Досрочная победа наступала, если нож падал на спинку ручки с поднятым вверх лезвием и оставался в этом положении.
Небезопасные забавы.
Пушистыми мы не были. При случае могли и в чужой огород залезть, и траву сухую подпалить, ну и в опасную игру поиграть были не прочь.
На берегу речки, за Лукиным садом, было место, где мы собирали небольшие, чуть меньше фасолины, но правильной цилиндрической формы пороховые гранулы. Откуда они там появились неизвестно. Возможно еще с Гражданской войны. Дело в том, что наше село, в те годы, было в зоне влияния армии Дутова, а соседние села, теперешнего Сорочинского района, были в зоне влияния Красной армии. Между войсками было много локальных боев. Спустя шестьдесят лет мы не редко находили следы тех событий в виде патронов от винтовки, штыков, а однажды товарищ нашел даже наган.
Собрав пороховые гранулы, мы запирались у кого-нибудь в бане. Закрываться было важно, чтобы ни кто не струсил и не убежал.
Часть гранул заворачивали в фольгу от конфет. Завернутую гранулу клали поперек на открытую, которую поджигали. Гранула в фольге как ракета начинала хаотично, с большой скоростью летать по бане, оставляя за собой дымовой след. Мы метались в четырех стенах пытаясь увернуться. Надо сказать, было очень весело. Правда, когда такая ракета попадала за шиворот или в штанину было не до смеха.
Хотя таким способом мы развлекались не один десяток раз, но не одной бани не сожгли, и не было выбито ни одного глаза.
Можно предположить, улица и постоянное пребывание в компании где царил дух соперничества, делали нас приспособленными к преодолению стрессовых ситуаций.
Больше информации об истории родного села, о людях, в кругу которых прошло мое детство и юность, на моем канале: