Согласно ФЗ №54 «О применении ККТ», все предприниматели обязаны выбрать оператора фискальных данных — ОФД — и заключить с ним договор. Также они обязуются использовать онлайн-кассу при проведении расчетов с покупателями и передавать информацию о чеках в Федеральную налоговую службу, чтобы она могла отслеживать доходы каждой организации. В статье разберем, какой ОФД лучше выбрать.
Оператор фискальных данных — это компания, которая получает, обрабатывает и передает данные о чеках в налоговую по защищенным каналам связи.
Онлайн-касса формирует не только чеки, но и различные отчеты (о регистрации или перерегистрации ККТ, об открытии и закрытии смены) — все эти документы называются фискальными. Оператор обязан сохранять конфиденциальность и обеспечивать их защиту при передаче.
Перечень операторов, которые полноправно могут получать и обрабатывать информацию, размещен на интернет-портале налоговой. Все ОФД, находящиеся в списке, имеют разрешение на работу и соответствуют всем требованиям закона.
Чтобы определиться, какой ОФД выбрать для работы, сначала нужно разобраться, как он работает, какие функции выполняет и чем еще полезен для бизнеса. В статье расскажем все об операторах фискальных данных, чтобы знать, на что ориентироваться при выборе.
Изменения в работе ОФД
В 2025 году введены новые правила оформления кассовых чеков. Некоторые из изменений:
- Используются новые стандарты печати чеков. Символы должны быть высотой не менее 2 мм, а интервал между строками — не менее 0,5 мм. QR-код на бумаге должен быть размером 20×20 мм с контрастностью 40%, а на экранах — 20×20 мм, контрастность 250:1, время отображения — не менее 40 секунд.
- Введены обязательные теги для маркировки товаров. В чеках должны быть теги 1011 (часовая зона), 2040 (номер ФД) и 2107 (результат проверки маркировки).
- Действуют новые параметры для онлайн-продаж. В чеках должен быть тег 1125 (признак интернет-оплаты), тег 1187 (адрес сайта в «Месте расчетов») и тег 1008 (контакт покупателя, email или телефон).
- Требуется детализация безналичных платежей. Введены четыре новых реквизита: 1235 (сведения об оплате), 1236 (способ оплаты), 1237 (идентификаторы), 1238 (дополнительные данные).
Изменения в работе онлайн-касс в 2025 году
Александра Кадынцева
Основные задачи операторов — это бесперебойная отправка фискальных данных с онлайн-касс в налоговую и обеспечение защищенной передачи, чтобы никто не мог вносить в них изменения или украсть. Поэтому ОФД шифрует информацию, передает ее по специальным каналам связи и хранит копии документов на серверах в течение 5 лет.
Можно выделить три основные функции оператора фискальных данных:
- Проверяет корректность передачи чеков в налоговую, чтобы снизить риск нарушений.
- Передает данные по каждому поступившему чеку без исключения.
- Отслеживает отправку данных в ФНС вовремя — сразу после выдачи чека или в течение 30 дней с момента оплаты, если у продавца возникли проблемы с подключением к серверу.
Дополнительно сервис ОФД передает данные о проверке каждого кода маркировки в налоговую и систему «Честный ЗНАК». Может отслеживать состояние ККТ, работу кассиров, когда они открывают и закрывают смены.
В личном кабинете виден анализ продаж и выручки, можно подбирать товары и услуги по заданным параметрам, составлять необходимые отчеты. Сервис ОФД предоставляет возможность скачать данные в формате XLS, где имеется поиск по заданным параметрам: по точкам продаж, отделам, продавцам и кассирам.
Эти возможности помогают в решении бизнес-задач по управлению продажами, составлению отчетности, работе с маркированными товарами. Предприниматели экономят средства на подключении сторонних сервисов.
Выбор ОФД должен соответствовать нужным параметрам: если предприниматель работает с маркированными товарами, то передача информации от оператора в систему маркировки товаров «Честный ЗНАК» для него будет важна.
Какие ТОП-платформы ОФД бывают
Какие есть платформы ОФД и где их найти? Для этого нужно знать, какие именно операторы получили разрешение на работу.
Сравним функциональность и удобство самых популярных операторов ОФД.
Операторов фискальных данных достаточно много, полный их список представлен на официальном сайте ФНС. Реестр ОФД на сайте ФНС со списком операторов и информацией о них регулярно обновляется.
Официальные операторы фискальных данных: кого выбрать в качестве компании ОФД
Как выбрать ОФД? Стоит обращать внимание не только на отзывы о работе, но и на следующие параметры, которые могут охарактеризовать компании как лучших операторов фискальных данных:
- Цены. Посмотрите на основные услуги и дополнительные предложения, сервис. Имеются ли специальные условия, акции и скидки.
- Дополнительные сервисы — прежде всего помощь с покупкой, доставкой и подключением онлайн-касс, а также с регистрацией в системе «Честный знак».
- Гарантия безопасности. Очень важно, чтобы ОФД имел систему шифрования данных. Это поможет не потерять информацию, а также не столкнуться с кражей информации об операциях.
- Техподдержка. Лучше, чтобы работала круглосуточно и быстро решала проблемы с оборудованием — простой компании даже на несколько часов может сильно ударить по репутации и выручке предприятия.
- Программное обеспечение. Собственное ПО оператора фискальных данных — хороший знак. Так, можно добавить в систему дополнительные возможности, недоступные конкурентам.
- Сервер и провайдер ОФД. Надежный оператор использует систему серверов-дублеров, которые не дадут перебоям на стороне ОФД остановить передачу данных клиентов в налоговую службу.
- Обучение и консультации персонала после подключения ОФД и онлайн-касс.
- Наличие базы данных оператора (видеоинструкции или шпаргалки), в которую сотрудники могут зайти в любое время для уточнения информации.
- Разнообразие форматов.Для более удобной работы лучше, чтобы у вас под рукой был доступный Личный кабинет. Если у ОФД есть мобильное приложение – это большой плюс.
- Работа с маркировкой. Если вы работаете с товаром, который требует нанесения специальных кодов, важно подключиться именно к такому сервису ОФД, который обеспечит услуги передачи информации в ЕГАИС, «Честный ЗНАК» и т.д.
- Интеграция с другими ПО. Выгрузка отчетности и статистики – важный пункт для предпринимателей. Поэтому большим преимуществом будет, если сервис ОФД предоставляет услуги взаимодействия с другими программами.
Сервис «Астрал.ОФД» входит в утвержденный ФНС список операторов. Он передает данные, чеки в ФНС и ЦРПТ в соответствии с требованиями законодательства. Функции личного кабинета позволяют проводить мониторинг и аналитику данных. Сервис бесплатно передает информацию в систему маркировки товаров «Честный ЗНАК». Имеется возможность отправки копии электронного чека по SMS / Email со статусом доставки.
«Астрал.ОФД» имеет круглосуточную поддержку клиентов, чтобы оперативно решать вопросы, которые касаются бесперебойной работы онлайн-касс.
Что нужно для начала выбора и работы с ОФД
Для заключения договора с оператором фискальных данных понадобится:
1. Онлайн-касса стационарная или переносная. Кассу можно купить или взять в аренду.
2. Фискальный накопитель. Может быть как компонентом кассы, так и отдельным прибором. Чек, распечатанный без ФН, недействителен. Вся информация об операциях на кассе хранится в фискальном накопителе 5 лет и ее невозможно отредактировать.
Можно подобрать различные модели онлайн-касс и фискальных накопителей, подходящие по цене и функциональным возможностям.
3. Договор с ОФД на прием, хранение и передачу данных о чеках в налоговую службу.
Для заключения договора организации с ОФД потребуется УКЭП (усиленная квалифицированная электронная подпись), которая служит аналогом личной подписи и придает документам юридическую значимость. После заверения электронной подписью в договор нельзя вносить никакие изменения, что подтверждает его подлинность и неизменность.
Подпись ИП или руководителя юридического лица получают только в удостоверяющем центре ФНС или у его доверенных лиц. УКЭП физлица можно получить в любом аккредитованном удостоверяющем центре.
Юрлица и ИП для оформления подписи могут воспользоваться услугой Получение КЭП в ФНС под ключ. Получить подпись физлица можно через сервис Астрал.Подпись или 1С-ЭТП, если уже работаете в программе 1С.
Онлайн-сервис «Астрал.ОФД» — один из лидеров отрасли передачи фискальных данных. Компания «Калуга Астрал» участвовала в разработке проекта ОФД под руководством налоговой и учла все нюансы и требования законодательства. «Астрал.ОФД» соответствует необходимым критериям для удобной работы пользователя, работает со всеми моделями кассовой техники из официального реестра Федеральной налоговой службы России.
Как заключить договор с Астрал.ОФД
Александра Кадынцева
После заключения договора и покупки всей необходимой кассовой техники ее нужно подключить к интернету и зарегистрировать на портале ФНС, чтобы получить регистрационный номер и ввести его в личном кабинете сервиса оператора.
Туда же нужно внести информацию об организации, добавить номера онлайн-касс и настроить отправку чеков.
Как настроить отправку чеков в Астрал.ОФД
Яна Иванова
Если не получается самостоятельно, обратитесь за помощью к сотрудникам ГК «Астрал». Когда все будет настроено, чеки начнут автоматически отправляться на сервер оператора фискальных данных АО «Калуга Астрал» и далее в ФНС.
Выбор тарифов ОФД
Договор с «Астрал.ОФД» можно заключить на 1, 3, 6, 13, 15 и 36 месяцев. От этого зависит его стоимость. Сервис имеет широкую тарифную сетку. Тарифы ОФД начинаются от 375 рублей. Услуги с различным сроком действия подойдут для знакомства с сервисом, сезонного бизнеса и крупных компаний.
В некоторых случаях клиентам предоставляются бонусные дни, которые позволяют абоненту активировать код тарифа и ФН в один день. Для постоянных клиентов и пользователей сразу нескольких пакетов услуг в ГК «Астрал» действуют персональные акции и скидки.
Операторы ФД: какой сервис лучше выбрать
У всех ОФД одинаковые функции, различаются они только стоимостью, перечнем дополнительных услуг и качеством. Так какой ОФД выбрать для ИП? Здесь стоит опираться на потребности своего бизнеса. Некоторым, помимо основных услуг, важна работа с маркировкой, кому-то больше важна статистика или товароучет.
Какой сервис ОФД выбрать для розничной торговли
Крупному или сетевому магазину нужно учесть, сколько касс можно подключить к ОФД. Также нужно обратить внимание на возможности личного кабинета.
Для мелкой торговой точки может быть важно выгружать отчеты в формате XLS, устанавливая фильтры по торговым точкам, по периодам и продавцам.
У некоторых ОФД есть функция анализа поведения покупателей (определение покупательской способности, в какие дни выручка больше и т. д.).
Какой сервис ОФД лучше выбрать для работы ИП с онлайн-кассой
В продаже можно найти разнообразные виды онлайн-касс: портативные и стационарные, подключенные к интернету через сеть Wi-fi или сим-карту — производители касс учли все нужды бизнеса.
Как ИП работать с онлайн-кассой
Александра Кадынцева
При выборе следует учитывать функционал сервиса оператора. Важно отслеживать работу ККТ и ФН, чтобы отображались неотправленные чеки (при их наличии) и сроки замены накопителя.