Найти в Дзене
По ту сторону книги и театра

Такого вы точно не видели: тихая опера в Ленинке

Как вы относитесь к понятию перфоманс? Честно признаюсь, я — настороженно. Я весьма аккуратна с современным искусством, от чего-то в восторге, но чего-то искренне не понимаю, а наслаждаться зрелищем «голого короля» не в моих правилах. Поэтому когда мне предложили пойти на иммерсивную оперную инсталляцию-перфоманс, я пожала плечами и пошла без каких бы то ни было ожиданий. Как же я ошибалась! Всё мероприятие, которое прошло на одном дыхании, я вонзала ногти в ладони и покрывалась мурашками от осознания того, что могла такое пропустить! «Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень не столь различны меж собой» А. Пушкин Третий зал РГБ (Российская Государственная Библиотека — в народе Ленинка), имя которому, как и всей знаменитой библиотеки — Молчание, впустил в себя красочные изображения и необыкновенные звуки. Какие же? Пастиччо — барочная опера, музыка которой составлена из фрагментов произведений нескольких композиторов, в нашем случае XVII–XVIII веков: Клаудио Монтеверди
Оглавление

Как вы относитесь к понятию перфоманс? Честно признаюсь, я — настороженно. Я весьма аккуратна с современным искусством, от чего-то в восторге, но чего-то искренне не понимаю, а наслаждаться зрелищем «голого короля» не в моих правилах. Поэтому когда мне предложили пойти на иммерсивную оперную инсталляцию-перфоманс, я пожала плечами и пошла без каких бы то ни было ожиданий.

Как же я ошибалась! Всё мероприятие, которое прошло на одном дыхании, я вонзала ногти в ладони и покрывалась мурашками от осознания того, что могла такое пропустить!

Создать карусель
Создать карусель

Что же это было?

«Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень не столь различны меж собой»
А. Пушкин

Третий зал РГБ (Российская Государственная Библиотека — в народе Ленинка), имя которому, как и всей знаменитой библиотеки — Молчание, впустил в себя красочные изображения и необыкновенные звуки. Какие же? Пастиччо — барочная опера, музыка которой составлена из фрагментов произведений нескольких композиторов, в нашем случае XVII–XVIII веков: Клаудио Монтеверди, Георга Фридриха Генделя, Генри Перселла, Антонио Вивальди, Анри дю Байи, Николая Попова.

Каждая композиция — это Книга. Книга — это ситуация. Каждая ситуация — это выбор. И он зависит от вас.
Создать карусель
Создать карусель

Выбор

Из тишины рождаются музыка, мысль, история

Начался с гардероба. Банально, но очереди были громадные, поэтому стратегию каждый выбирал сам. Неловко мяться в конце очереди, безнадежно опаздывая на перфоманс. Ужом ввинтиться в пространство и обнаружить, что очередей-то несколько, и есть те, в которых народу совсем немного. Применить волшебный амулет — читательский билет, и попросту оставить вещи без очереди в просторной камере хранения.

Но шутки в сторону.

Создать карусель
Создать карусель

На входе предлагали партитуры — слева и справа. Слева — героя, а справа — антигероя. Конверты выглядели совершенно одинаково, и разница стала понятна только в зале, когда оказалось, что у одних таблетки красные, а у других синие листы партитуры белые, у других — чёрные, а ещё внезапно и разное содержание.

Так кто же вы? Герой или антигерой? Случаен ли выбор?

Организаторы подсказывают, что

суть одна.
Создать карусель
Создать карусель

Но мы идём дальше.

В зале каждый выбирает себе место. И это место тоже будет иметь значение. Потому что

Десять счастливчиков получат шанс стать героями на экране, все остальные получат возможность разобраться в себе.

Джедаи со световыми мечами хранители света подходили и выбирали зрителя, а затем торжественно вели его туда — на пьедестал, сцену. Там герой получал свои атрибуты — венок, меч, перчатки, повязку на глаза или плащ. А дальше он стоял и олицетворял собой ещё один аспект перфоманса, а его изображение транслировалось на потолок.

Потолок превратился в огромный мультимедийный экран.

Создать карусель
Создать карусель

Весь перфоманс — путешествие героя. Но не того, которого выбрали. А каждого зрителя. Да-да, именно вас.

Создать карусель
Создать карусель

Партитуры/либретто

Я не могу себе отказать в удовольствии подробнее познакомить вас с либретто. Выше уже сказала, что либретто было представлено в двух видах — героя и антигероя.

Всего десять произведений, десять книг:

  • Книга снов
  • Книга плена
  • Книга выбора
  • Книга льда
  • Книга наваждений
  • Книга триумфа
  • Книга горизонтов
  • Книга мести
  • Книга предательства
  • Книга силы
Создать карусель
Создать карусель

На каждом листе указана музыка, что почитать (книга), фрагмент арии, описание героя/антигероя, и важный раздел: «Спросите себя».

К примеру, в «Книге снов» в партитуре героя в последнем разделе написано:

Не мы слушаем музыку,
а музыка слушает нас.
Вспомните первый услышанный звук.
Был ли это крик? Колыбельная? Тишина?
Вспомните первый сон. Всё это сон? А что, если да?

А вот что в партитуре антигероя:

Сон— это форма веры в то,
что мир продолжится без тебя.
Представьте, что вы можете
закрыть глаза и перестать быть нужным.
Вы уснёте —
или останетесь бодрствовать, чтобы доказать собственную необходимость?

Какая партитура вам ближе?

Создать карусель
Создать карусель

И что же это означает?

Привожу вам аннотацию с сайта проекта:

Ключевая тема инсталляции – анатомия героя.

Перформанс фиксирует разрыв между внутренним импульсом и внешним образом, вскрывает неуверенность, страх, амбицию, которые маскируются под желание стать героем
Перед зрителем возникают вопросы: что происходит с теми, кто не вписывается в образ, и почему иногда безопаснее оставить героизм на уровне фантазии.
Символизмом наполнено место, выбранное для оперной инсталляции: библиотека – пространство тишины. Из тишины рождается музыка, мысль, история.
История о поиске героя и музыкальные сюжеты воплощены в двух типах зрительских партитур, которые будут размещены на столах читального зала. В них содержатся информация о музыке, тексты и инструкции по включению в перформанс. С помощью вопросов и простых психотехник зритель проходит один из путей — героя или антигероя.
Барочная опера выйдет за границы своего жанра и станет перформансом с участием зрителей. В читальном зале появятся два сценария восприятия, видеоинсталляция и живое взаимодействие с теми, кто готов стать частью происходящего здесь и сейчас. Среди 450 зрителей проводники выберут 10 участников, которые буквально «здесь и сейчас» превратятся в героев
Создать карусель
Создать карусель

«Учитель! Перед именем твоим, позволь смиренно преклонить колени!»

С любимой цитата Некрасова перейдём к создателям.

Режиссер-постановщик — Юрий Квятковский.

Лауреат «Золотой Маски», уже ставший культурным героем российского документального театра
Создать карусель
Создать карусель

Драматург — Михаил Дегтярев.

За его плечами работа над спектаклями «Кабала Святош» в МХТ, «Занос» и оперой «Аскет» в театре «Практика», многочисленные работы и перформансы, отмеченные национальными и международными премиями

О них я обязательно расскажу отдельно.

Создать карусель
Создать карусель

Композитор — Николай Попов.

Автор камерных, симфонический, электроакустических и мультимедийных композиций, автор трех балетов, в том числе «О чем молчат камни» и «Свет погасшей звезды»; мультимедийной оперы «Curiosity», мультимедийного действа «Мистерии Высокого Давления» (реж. Ю. Квятковский); автор музыки театра и кино.

И вот что он рассказывает о перфомансе:

Я каждую музыкальную композицию переосмысливаю, то есть я ее обрабатываю, здесь появляется электроника, появляются совершенно другие краски. Помимо того, что я работаю с материалом композиторов эпохи барокко, здесь есть еще и мои сочинения в барочном стиле из других проектов не специально написанные для этого".
Создать карусель
Создать карусель

Всё было идеально?

Редкий случай, когда для меня всё было именно так. Небольшое уточнение — именно с момента, когда я вошла в зал.

Создать карусель
Создать карусель

Даже люди, которые не очень прилично вели себя в коридоре — притихли и преобразились. Мне не мешал даже коптер, который периодически пролетал над головами с громким жужжанием(не часто, но всё же). Говорят, что он шумел громче музыки и оперных певцов. Возможно, я не слышала. Мой мозг отфильтровывал посторонние звуки (хотя обычно это не про меня — я чуткая, мне всё мешает, я просыпаюсь от малейшего шороха).

Создать карусель
Создать карусель

Сакральность любимой библиотеки слилась с настоящим чудом — любимыми произведениями, а близость книг, их постоянное упоминание в контексте — одновременно успокаивало и волновало.

В это вечер я на час погрузилась в настоящее волшебство. То самое, которое пахнет детством, ёлкой и мандаринами, которое излучают ёлочные игрушки (настоящие, а не те, из анекдота). В настроение, которое так сложно поймать во взрослом возрасте.

Создать карусель
Создать карусель

И я бесконечно благодарна создателем перфоманса за это погружение.