В ноябре мы совместно с книжным клубом «Pro-книги» читаем научно-фантастический роман Станислава Лема «Солярис». Для меня фантастика — новое направление, и я решила разобраться в этом жанре.
В этой статье хочу поделиться с вами чем же фантастика отличается от фэнтези и где здесь научная фантастика.
Информации очень много, но я постаралась быть краткой и придала тексту структуру для более легкого восприятия. А еще я привела примеры произведений (не только книги, но и фильмы, игры) — сохраняйте себе, если хотите поглубже ознакомиться с каждым направлением.
Итак, фантастика — это литература, кинематограф и другие виды искусства, в которых сюжет основан на научных или сверхъестественных допущениях, невозможных или недоказанных в реальном мире.
Всю фантастику можно условно разделить на два огромных лагеря:
- Научная фантастика (НФ) — пытается быть логичной и правдоподобной. Её элементы теоретически могут быть объяснены наукой (даже если сейчас это невозможно).
- Фэнтези — основана на чуде и магии, которые не требуют научного объяснения и являются частью мира.
Научная фантастика
Главный принцип: «Что, если?..» Основой сюжета является какое-то научное или технологическое допущение. Мир фантастичен, но логичен и подчиняется внутренним, рациональным законам.
Ключевые поджанры НФ.
Твёрдая научная фантастика
Здесь главное научная точность и достоверность. Автор старается не нарушать известные законы физики или детально прорабатывает одну-две фантастические технологии.
Примеры: «Марсианин» Энди Вейра (выживание на Марсе с использованием реальной науки), романы Артура Кларка, например «2001: Космическая одиссея», «Солярис» Станислава Лема.
Социальная научная фантастика
В центре внимания таких произведений не технологии, а их влияние на общество, человека, мораль, политику. Наука служит фоном для изучения социальных проблем.
Самые яркие представители: «451° по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, «Рассказ служанки» Маргарет Этвуд, «Дюна» Фрэнка Герберта.
Киберпанк
В киберпанке важна атмосфера. Мрачное будущее, где правят корпорации, а общество погрязло в нищете и технологиях. Частые темы: кибернетические импланты, виртуальная реальность, хакеры.
Примеры: «Нейромант» Уильяма Гибсона, фильм Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» (1982).
Посткиберпанк и трансгуманизм
Главное отличие от киберпанка: более оптимистичный или, по крайней мере, не настолько мрачный взгляд на будущее. Исследует, как технологии изменят саму природу человека.
Примеры: Романы Чайны Мьевиля, сериал «Видоизменённый углерод» (2018-2020).
Космическая опера
Здесь мы увидим масштабные приключения, межзвёздные войны, эпические битвы и романтику космоса. Научная точность часто приносится в жертву зрелищности и драме.
Самые известные представители жанра: «Звёздные войны», «Вавилон-5», сериал «Звёздный путь» и мой любимый фильм «Пятый элемент» Люка Бессона.
Апокалиптика и постапокалиптика
В жанре апокалиптики автор показывает момент самой катастрофы (ядерная война, эпидемия, падение астероида). А вот в постапокалиптике описывается жизнь выживших после катастрофы.
Примеры: «Дорога» Кормака Маккарти, «Метро 2033» Дмитрия Глуховского, игры серии Fallout.
Фэнтези
Главный принцип: Чудо, магия, мифология. Мир фэнтези существует по своим, часто иррациональным законам, где волшебство — неотъемлемая часть.
Ключевые поджанры фэнтези.
Эпическое фэнтези
Это направление фантастики сопровождает масштабный сюжет, часто — борьба добра со злом, вымышленный мир, вроде Средиземья, наличие магии, мифических существ и чёткое разделение на «хороших» и «плохих».
Эти примеры тоже многим известны: «Властелин Колец» Дж. Р. Р. Толкина, «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса, «Ведьмак» Анджея Сапковского.
Героическое фэнтези
Отличие от эпического - фокус на одном герое или небольшой группе, их личных приключениях и битвах, а не на судьбе всего мира.
В пример тут хочется привести: рассказы о Конане-Варваре Роберта Говарда.
Тёмное фэнтези
Представители этого направления заставляют холодок пробегать по коже. Атмосфера этих произведений наполнена смесью фэнтези и хоррора. Мир мрачен, жесток, наполнен ужасами, а магия часто имеет зловещий оттенок. Поэтому, если вы любите мрачное и готическое, то это направление для вас!
Ярким примером будет вселенная игры Bloodborne, а также многие произведения Говарда Лавкрафта (хотя это ближе к ужасу).
Историческое фэнтези
Действие происходит в нашем реальном мире в прошлом, но с добавлением элементов фэнтези (магии, драконов и т.д.).
Примеры: «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» Сюзанны Кларк (Англия XIX века с магией), сериал «Игра престолов» (условное Средневековье с драконами и магией).
Городское фэнтези
Здесь же наоборот магия и мифические существа существуют в нашем современном мире, скрываясь среди людей или открыто.
Примеры: «Ночной дозор» Сергея Лукьяненко, «Сумерки» Стефани Майер.
Пограничные и смешанные жанры
Научное фэнтези
Смешивает элементы обоих жанров. Здесь высокие технологии могут соседствовать с магией, а космические корабли — с драконами.
Примеры: «Звёздные войны» (Сила — это по сути магия), «Хроники Амбера» Роджера Желязны.
Антиутопия
После того как я стала разбираться с направлениями фантастики, могу сказать, что это мое любимое.
Антиутопия может быть поджанром как научной фантастики, так и социальной сатиры. Описывает общество, доведённое до тоталитарного идеала, где «счастье» достигается ценой свободы, правды и индивидуальности.
Примеры многим известны: «1984» Джорджа Оруэлла, «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, «Мы» Евгения Замятина.
Стимпанк
Этот жанр основан на эстетике паровых машин XIX — начала XX века. Мир, где технология пошла по пути развития паровых двигателей, шестерёнок и механизмов.
В этом жанре смотрите фильм 2003 года «Лига выдающихся джентльменов», снятый Стивеном Норрингтоном.
Поделитесь в комментариях, какое направление фантастики ваше любимое.
Подписывайтесь на мой телеграм-канал, там еще больше заметок про книги и не только.