Полтора года назад я писала отзыв на 100%-хлопковую бумагу от АО «Гамма» 300г/м ² крупное зерно (ссылку на первую статью прикрепляю внизу). В этом году я продолжила исследование свойств данной бумаги, и готова дополнить информацию о ней.
В какой-то момент для меня стало открытием, что производители художественных материалов заботятся о совместимости производимых продуктов только внутри собственного ассортимента. То есть если берёшь бумагу какого-либо одного бренда, то имеет смысл использовать на ней краски того же самого бренда.
Скорее всего, это из-за отсутствия возможности (или желания) проверять на своей бумаге краски других производителей, ведь всегда проще взять собственные, которые под рукой.
А значит, краски других брендов, пусть даже самых продвинутых и популярных, могут на этой бумаге работать хуже.
И для каких-либо отдельных красок данная бумага может оказаться не хороша.
Совершенно очевидно, что акварельные краски «от разных мам» могут существенно отличаться. Например, использован другой гуммиарабик, и вот пожалуйста, краски ведут себя иначе.
Значит, у акварелиста возникает ещё одна проблема задача, подбирать краски не только под свою руку, вкус и технику, но и под бумагу, которая в данный момент используется. Или же бумагу подбирать под имеющиеся краски.
А подбирать-то как?
Три варианта:
1)подбирать методом проб и ошибок;
2)использовать привычные материалы;
3)предпочесть бумагу и краски одного производителя, так сказать комплектом.
Лично мне интересен первый вариант, потому что именно в нём случаются открытия и находки.
Вот я и попробовала на крупнозернистой «Студии» использовать японские краски Kissho, убранные в дальний ящик и практически забытые.
Краски ложились мягко и сочно, я была в полном восторге от процесса рисования.
У акварели Kissho плотные насыщенные краски, состав непонятен, даже поясняющих иероглифов маловато, но очевидно, что многие содержат белила. Краски Kissho идеально подошли для «Студии» Гаммы.
В этот самый момент я додумалась до всего того, что написала выше.
И достала набор акварели «Старый мастер» (опять же от Гаммы).
Смена художественных материалов всегда даёт пищу для развития, и я неожиданно совершила то, на что не могла решиться несколько лет, впустить в свои работы чёрный пигмент, а вместе с ним акварельные белила для замеса с остальными красками.
✅Действительно, бумага и краски от одного производителя прекрасно взаимодействуют между собой.
Вторая работа с использованием красок Гаммы, и вновь акварель ложится ровно и плотно:
Я пробовала вновь и вновь, пытаясь обнаружить хотя бы одну «паршивую овцу», краску, которая «провалится» в бумагу или создаст непрошеную рябь. Не нашла.
Мало того, в очередном сюжете мне не хватило шершавой грануляции, и в конце для обобщения я добавила Moonglow Daniel Smith:
Ну надо же, раньше я жаловалась на то, что эта бумага не позволяет делать ровные чистые заливки, что она создаёт грануляцию из негранулирующих красок. А оказывается, всё дело в совместимости.
Для следующей работы я поставила задачу добиться максимальной «шершавости» акварелью Гаммы.
Здесь нет проблем. Особенно, если ещё и побрызгать красками.
Однако у каждого из нас уже имеются любимые краски, купленные ранее, и мы не понесём их внезапно выбрасывать, если захотим работать на новой бумаге. Значит нам нужна бумага, которая дружит с имеющимися красками. Для этого мои сегодняшние исследования, я пытаюсь изучить совместимость художественных материалов.
Теперь в очередной работе на крупнозернистой хлопковой «Студии» Гаммы 300г/м ² я использую краски других производителей.
А то вдруг мне всё это померещилось, и остальные краски ложатся так же ровно, как и «Старый мастер» Гаммы.
Беру зимний сюжет, чтобы быть готовой к «шершавым эффектам».
Использованы краски PWC ShinHanart , в том числе Опера (она выдала заметную грануляцию); Daniel Smith и Pinax.
Почувствуйте разницу.
Руки и мозги те же, бумага та же, зато краски другие.
И в завершение серии экспериментов я взяла сюжет со стеклом. Получится ли передать его материальность, прозрачность и лёгкость, использовав краски Гаммы «Старый мастер» на этой же бумаге?
Для таких задач я обычно беру бумагу не шершавее среднего зерна.
Нет, всё имеет свои границы. Для стеклянных предметов лично мне лучше брать бумагу fin или satin.
Однако для художников, работающих по сухой бумаге или с использованием техники сухой кисти, крупнозернистая бумага подойдёт.
Итак.
Крупнозернистая 100%-хлопковая бумага «Студия» от АО «Гамма» 300г/м ² хорошо подходит для насыщенных по цвету, плотных работ, с использованием акварельных белил и гранулирующих красок.
Краски можно взять любые от Гаммы, либо плотные укрывистые других производителей (с маркировкой «кроющие»- это полностью закрашенный квадратик или треугольник), в том числе содержащие белила.
Всем творческих успехов и нескучных акварельных экспериментов.
Предыдущий отзыв на тестируемую бумагу:
Что не умеет крупнозернистая «Студия» Гаммы
Видеоролики процесса рисования можно посмотреть по ссылкам: