Найти в Дзене

Нужно ли готовить учеников к ВПР?

Официальный ответ — нет. Всероссийские проверочные работы проводятся, чтобы проверить качество знаний школьников и убедиться, что обучение соответствует государственным стандартам. Следовательно, если ученик занимался старательно, то справится с ВПР без специальной подготовки. Но практика показывает, что на деле всё гораздо сложнее. Учитель отвечает не только за организацию, но и за результаты ВПР. Существует несколько причин, по которым учителя всё-таки берут на себя подготовку к ВПР. Вывод очевиден: учителям волей-неволей приходится помогать ученикам с подготовкой к ВПР, чтобы избежать негативных последствий. Вот несколько советов. Примеры заданий для подготовки к ВПР по русскому языку 5 – 6 классы Задание НЕ в формате ВПР. Расставьте ударения в словах. Установите соответствия. К каждому утверждению из правого столбика подберите соответствующее слово из левого столбика. Соедините их стрелками. 1 столбик Торты, добра, дефис, звонить, силос, сливовый. 2 столбик Ударение на первом слог
Оглавление

Официальный ответ — нет. Всероссийские проверочные работы проводятся, чтобы проверить качество знаний школьников и убедиться, что обучение соответствует государственным стандартам. Следовательно, если ученик занимался старательно, то справится с ВПР без специальной подготовки. Но практика показывает, что на деле всё гораздо сложнее. Учитель отвечает не только за организацию, но и за результаты ВПР.

Почему без подготовки не обойтись?

Существует несколько причин, по которым учителя всё-таки берут на себя подготовку к ВПР.

  • Проблемы с самостоятельной работой: современные ученики, как это ни грустно, разучились готовиться самостоятельно. ГДЗ, репетиторы, искусственный интеллект — все средства хороши, лишь бы не делать задания самому. Родители зачастую тоже не могут помочь своим детям..
  • Формат заданий ВПР: если не вводить в обычную практику учеников задания с формулировками из ВПР, то ребята могут не понять, что от них требуется, и выполнить неверно. Кроме того, в КИМах содержатся задания на темы, которые ещё не были изучены на уроках, что создаёт дополнительные трудности.
  • Внешние факторы: учителя и администрации школ подвергаются давлению со стороны местных чиновников, которые требуют высоких результатов. Но при этом за “необъективно высокие показатели ВПР” (иначе говоря — за списывание) школы наказывают, а учебные заведения с низкими результатами вносят в особые списки и берут на контроль.

Вывод очевиден: учителям волей-неволей приходится помогать ученикам с подготовкой к ВПР, чтобы избежать негативных последствий.

Как готовить учеников к ВПР?

Вот несколько советов.

  1. Составьте задания в соответствии с форматом ВПР. Для этого изучите материалы прошлых лет и актуальные демоверсии. Это поможет разработать задания, максимально приближенные к тем, что встретятся в проверочной работе.
  2. Используйте не только формулировки заданий из ВПР. Для подготовки можно давать и другие упражнения — на установление соответствия, распределение, выбор, классификацию и др.
  3. Разработайте систему подготовки. Оптимальный вариант — выделить на уроке 5-7 минут (не менее 2-х раз в неделю) для работы над заданиями ВПР. Часть упражнений можно давать на дом.
  4. Приучите ребят к формату ВПР. Важно постепенно знакомить учеников с заданиями, формулировками и структурой проверочной работы, чтобы они не терялись во время её выполнения.
  5. Поддерживайте психологически. Не стоит давить на детей, создавая излишнее напряжение. Лучше заранее объяснить систему оценивания и перевода баллов в отметку, чтобы ученики понимали, как будет проходить работа и как станут оценивать их знания.
  6. При возможности проведите пробную ВПР.

Примеры заданий для подготовки к ВПР по русскому языку

5 – 6 классы

Задание НЕ в формате ВПР. Расставьте ударения в словах. Установите соответствия. К каждому утверждению из правого столбика подберите соответствующее слово из левого столбика. Соедините их стрелками.

1 столбик

Торты, добра, дефис, звонить, силос, сливовый.

2 столбик

Ударение на первом слоге.

Ударение на последнем слоге.

7 класс

1. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

(1) Мирский замок стари(н/нн)ый памятник архитектуры ставший одной из визитных карточек Беларуси. (2) Офиц…альной датой основания замка счита…тся 1520 год. (3) В конце XV века эти земли были частью Великого Литовского княжества пр…надлежали они молодому барину Юрию Ильи́ничу. (4) Он построил один из первых каме(н/нн)ых замков в княжестве. (5) До сих пор точно неизвестно, почему помещик решил возвести эту (не) пр…ступную крепость. (6) Даже самые богатые люди в то время довольствовались деревя(н/нн)ыми укреплениями. (7) Основных причин могло быть (не) сколько враждебные отношения с Московским княжеством набеги крымских татар или желание князя получить графский титул Свяще(н/нн)ой Римской импери….

(8) Стены крепости т…лщиной три метра и высотой 13 метров образов…вали относительно ч…ткий квадрат. (9) По углам возвели обор…нительные башни, высота которых достигала 25 метров. (10) Каждая башня имела восьмигра(н/нн)ый купол, сужающийся3 кверху. (11) Под замком прол…жили сложную систему подземелий.

(12) За четыре десятилетия семья Ильи́ничей не смогла закончить строительство, и в 1568 году замок переш…л во владение Николая Радзиви́лла.

2. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Мирский замок был построен в 1568 году.

2) В конце XV века земли, на которых был построен замок, являлись частью Великого Литовского княжества.

3) Враждебные отношения с Римской империей – одна из причин постройки замка из камня.

4) Замок был выполнен в виде квадратной постройки с выступающими по краям мощными башнями высотой около 25 метров.

5) Спустя три десятилетия владельцем замка стал Николай Радзиви́лл.

3. Найдите многозначное слово в 9 предложении 2-го абзаца. Составьте и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

4. Выполните морфологический анализ слова, обозначенный в тексте цифрой 3.

8 класс

1. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

(1) Елагин остров самый северный из островов в дельт… Невы. (2) В старину его называли Мишиным. (3) Считалось что в его лесах об…тали медведи.

(4) (На) протяжени… XVIII столетия остров (не) однократ(н/нн)о менял хозяев. (5) В его историю вписа(н/нн)ы им…на г…нерал прокурора П. И. Ягужинского действительного статского советника А. П. Мельгунова князя Г. А. Потёмкина. (6) Обер гофмейстер Екатерины II И. П. Елагин, ч…ё имя (в) последстви… закр…пилось за островом, пр…обрёл угод…е в 1777 году став пятым по сч…ту собстве(н/нн)иком.

(7) Елагин задался целью пр…вратить остров в райский уголок. (8) При нём на острове ра(з/с)били англий…кий парк постро…ли оранж…рею для экзотических р…стений соорудили изящ…ные гроты мостики бесе…ки. (9) По…вились рук…творные водоёмы соединё(н/нн)ые каналами а на во(з/с)выше(н/нн)ости выр…с бел…каме(н/нн)ый дворец в стиле ампир. (10) Каждый гость мог насл…жда(т/ть)ся (з/с)десь великолепной пр…родой и изыска(н/нн)ой арх…тектурой.

2. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них тип подчинительной связи.

1) в стиле ампир

2) самый северный

3) менял хозяев

4) райский уголок

3. Из предложения 4 выпишите грамматическую основу.

Однако вовсе не обязательно тратить время на разработку заданий. Можно воспользоваться уже готовыми ресурсами: печатными сборниками, сайтами для подготовки к ВПР, авторскими вариантами “Учительской мастерской"

А если хотите подробнее узнать, как готовить учеников 5 – 8 классов к ВПР по литературе, то посмотрите наш вебинар: https://teach-workshop.skillspace.ru/l/vebinar-podgotovka-k-vpr-po-literature-iz-opyta-raboty-3f49b5

Другие материалы и идеи для ваших уроков на сайте "Учительская мастерская" и в группе ВК.