The Washington Times | США
Мнимая свобода стоила американцам грамотности, пишет The Washington Times. Согласно последним исследованиям, только треть школьников США способны понять элементарный текст. Но вместо того, чтобы мотивировать детей, библиотечная ассоциация подсовывает им книги о гендере, окончательно отбивая тягу к чтению.
Розалинда Хэнсон (Rosalind Hanson), Хорхе Мартинес (Jorge Martinez)
Худшая форма цензуры
Настоящая цензура в Америке происходит отнюдь не в школьных библиотеках. Ее эпицентр — обычные классы, где миллионы детей не в состоянии прочесть даже названия книг, стоящих на полках.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Каждый октябрь Американская библиотечная ассоциация устраивает "Неделю запрещенных книг" под лозунгом защиты "интеллектуальной свободы". Однако реальная угроза этой свободе — безграмотность, а вовсе не озабоченность родителей или запреты литературы. Можно ли говорить о реальной свободе ребенка, если он не умеет читать?
Последние результаты Национальной оценки образовательного прогресса шокируют: лишь 31% четвероклассников, 38% восьмиклассников и 35% выпускников школ читают на должном уровне. Фактически, около 2/3 американских школьников не способны усвоить элементарный текст. Иными словами, миллионы детей малограмотны, но вместо того, чтобы учить их читать, Американская библиотечная ассоциация предпочитает оправдывать целесообразность материалов откровенного содержания.
Данная тенденция формировалась десятилетиями. С 1984 года — момента запуска "Недели запрещенных книг" — процент девятилетних детей, заявляющих о ежедневном чтении, достиг исторического минимума. В образовательной среде это явление получило название "Спад к девяти годам".
Вместо борьбы с падением интереса к чтению, Американская библиотечная ассоциация 40 лет занимается продвижением социально-ангажированных текстов под прикрытием борьбы с цензурой. Ее ежегодная кампания не о защите свободы слова, а о продвижении определенных идеологий и раскрутки книг, которые в противном случае дети бы даже не заметили.
Продвигая литературу о сексуальности, гендерной идеологии и взрослых темах, Американская библиотечная ассоциация занимается отнюдь не распространением грамотности, а разжиганием споров. Это чистой воды маркетинг — причем весьма успешный. Стоило откровенной книге "Gender Queer" стать главным предметом обсуждения во время Недели запрещенных книг, как ее продажи взлетели на 130%. А тем временем все меньше детей вообще берут в руки книги.
В 1982 году, одновременно с началом кампании библиотечной ассоциации, Pizza Hut представила программу BOOK IT! — незатейливый, но эффективный читательский челлендж с системой поощрений, созданный в ответ на стремление Рейгана привлечь бизнес к участию в процессе образования. Каков итог? 75% учеников стали читать лучше обычного, 67% классов полностью включились в инициативу, 97% учителей хотели продолжать программу. BOOK IT! доказала: чтение может быть увлекательным.
А теперь оцените современный подход. Американская библиотечная ассоциация и ее сторонники считают родительское участие актом цензуры, а детскую невинность — разменной монетой. Они рьяно защищают "свободу чтения", но забывают о свободе понимать прочитанное. Родителей, выступающих против откровенного контента, клеймят "цензорами", замалчивая при этом, что миллионы выпускников школ не умеют читать на должном уровне.
В 2025 году США направят на государственное образование свыше 870 миллиардов долларов, опережая большинство стран мира по расходам на ученика, однако занимают лишь 36-ю позицию в мировом рейтинге грамотности чтения. Проблема — не в нехватке книг в библиотеках, а в искаженных приоритетах и культуре, в рамках которой предпочтение отдается идеологии, а не качеству обучения.
Зацикленность Ассоциации библиотек на так называемых "запрещенных книгах" стала дымовой завесой, маскирующей крах системы образования, не способной выпускать грамотных и мыслящих граждан.
А ведь вместо противостояния с родителями ассоциация могла бы объединить усилия с местным сообществом и бизнесом, чтобы вернуть детям удовольствие от чтения. Вообразите: "Неделя запрещенных книг" превращается в "Неделю „Чтение к успеху“", где школьников поощряют не за содержание книг, а за сам процесс чтения. Представьте, если IT-гиганты, рестораны быстрого питания и издательства совместно вдохновят миллионы ребят — по аналогии с тем, как сработал проект BOOK IT! Это вполне реально — нужна лишь смелость признать, что корень зла не в запретах, а в несостоятельности.
Опыт показывает, что чтение заразительно. Дети, наблюдающие за читающими родителями и сверстниками, с большей вероятностью последуют их примеру. Автор этих строк, работая над текстом, видит рядом на диване свою 13-летку, погруженную в книгу — не по заданию, а по собственному желанию. Именно так проявляется подлинная свобода.
Если Америка действительно стремится вернуть людям грамотность, а вместе с ней и свободу, пора прекратить лицемерную войну с мнимыми "запрещенными книгами". Истинный запрет исходит от невежества. Нам нужны не новые ограничения, а новые читатели.
У Ассоциации библиотек два пути: либо и дальше охотиться за хайпом, либо дать детям возможность понимать написанное.
Розалинд Хэнсон — мама, защитник прав родителей и образования, председатель отделения организации "Матери за свободу" в округе Монтгомери, штат Мэриленд. Хорхе Мартинес — национальный директор по работе с испаноязычным населением и директор специальных проектов в America First Policy Institute.