Найти в Дзене
Сделай игру

Краткая история рассвета и заката ИТ

К концу подходит 2025 год и в обществе всё ещё витает ощущение, что "айтишник" - это такой высокооплачиваемый специалист, который нужен всем, хоть это уже давно не так. Не так, но с нюансами. Однако та ситуация, в которой мы находимся сейчас, в каком-то смысле, уникальна. Поэтому хочется пройтись по всем (или хотя бы по большинству этапов) взросления ИТ и понять, как так вышло, что мы оказались там, где оказались. Хотел бы я написать, что всё начали энтузиасты, которые хотели создать что-то уникальное, новое, доброе, светлое, но это было бы ложью, в которую я не верю. Всё началось, банально, с денег: была некоторая система, внутри которой были производственные силы и издержки. И в какой-то момент выяснилось, что издержки можно сократить, но для этого требовалось нечто новое. Позже, это назовут "информационные технологии" или "computer science" по-буржуйски. Проблема была проста: шли 50-е годы двадцатого века, было много информации, которой надо было обмениваться, а пропускная способно
Оглавление

К концу подходит 2025 год и в обществе всё ещё витает ощущение, что "айтишник" - это такой высокооплачиваемый специалист, который нужен всем, хоть это уже давно не так. Не так, но с нюансами. Однако та ситуация, в которой мы находимся сейчас, в каком-то смысле, уникальна. Поэтому хочется пройтись по всем (или хотя бы по большинству этапов) взросления ИТ и понять, как так вышло, что мы оказались там, где оказались.

Мёртвый капитализм
Мёртвый капитализм

Всё началось с денег

Хотел бы я написать, что всё начали энтузиасты, которые хотели создать что-то уникальное, новое, доброе, светлое, но это было бы ложью, в которую я не верю. Всё началось, банально, с денег: была некоторая система, внутри которой были производственные силы и издержки. И в какой-то момент выяснилось, что издержки можно сократить, но для этого требовалось нечто новое. Позже, это назовут "информационные технологии" или "computer science" по-буржуйски.

Проблема была проста: шли 50-е годы двадцатого века, было много информации, которой надо было обмениваться, а пропускная способность каналов была крайне мала. Так жы было много информации, которую надо было обрабатывать, но и на это не хватало ресурсов. Ведь как известно, девять женщин не родят ребёнка за месяц. Так и любые, даже самые толковые математики, диспетчеры, аналитики, инженеры, планировщики и прочий рабочий люд не был способен перерабатывать информации больше чем мог.

А было нужно. Даже не так - необходимо! На дворе капитализм и социализм сошлись в смертельной схватке (и капитализм постепенно проигрывал, хоть сегодня нам это кажется удивительным).

Компьютер - детище капитализма

Если отбросить сантименты и рассуждения о всём хорошем и прогрессе, то появление компьютера - было естественным ответом на запрос доминирующей на западе модели капитализма, который вместе с сетями передачи данных позволял значительно сократить издержки и повысить качество продукции.

Если бы арифмометр вместе с телеграфом могли бы решать те задачи, которые решали компьютеры, сегодня вы вряд ли бы могли прочесть эту статью на своём устройстве: их бы попросту не появилось. Либо же они сильно отличались бы от того, к чему мы привыкли.

Итак, компьютер - сперва огромный, занимающий по несколько комнат, но постепенно уменьшающийся в размерах - становится частью производственных, научных и чуть позже и финансовых направлений.

Сложно сказать, что тут было первично, но именно появление компьютеров, благодаря их вычислительной мощности, дало резкий толчок к развитию возможностей моделирования и расчётов, что позволило и в космос слетать, и большие урожаи собирать, и сложную технику создавать. Короче говоря, выиграли все.

Интересные 80-е

Хотя история компьютеров к началу 80-х уже была довольно продолжительной, именно в это время начали широко распространяться персональные компьютеры (например, ZX Spectrum, построенный на процессоре Z80 - улучшенной версии процессора Intel 8080, если верить некоторым источникам).

К этому времени, капиталистическая модель мира, всё же, начала превосходить социалистическую. И хотя до заката соцблока ещё было более 10 лет, тенденция была уже намечена: капитализм побеждал.

Тогда же начала зарождаться ИТ-культура, пока ещё возможная в рамках больших компаний, способных решать большими силами лишь узкоспециализированные задачи (то, на что сегодня нужно пару дней работы одного человека, в 80-х могло потребовать нескольких недель, а то и месяцев работы целого коллектива).

Начали появляться небольшие студии, производившие и выпускавшие компьютерные программы для домашних ПК, которые к тому времени уже активно использовались (чаще всего - для игр), но до избытка программного обеспечения ещё было далеко.

И в 90-х, когда распался СССР и соцблок прекратил своё существование, ознаменовалась победа капитализма над социализмом.

Причём тут капитализм

Наверное, непросто провести прямую связь между компьютерами и общественным строем, в котором мы всё ещё живём. Однако связь эта есть, хоть она и не очевидна.

Дело в том, что, пожалуй, основным краеугольным камнем капитализма - является постоянный рост и захват новых рынков вместе с неэквивалентным обменом.

Как это работает. Есть фирма А в стране Икс, которая производит некоторый товар из сырья, поставляемого фирмой Б из страны Игрек, а потом продаёт свой же товар в ту же страну Б. Сырьё покупается сильно дешевле, чем оно покупалось бы в стране Икс, к сырью добавляется прибавочная стоимость и получается цена товара, приемлемая для страны Икс, но в стране Игрек, куда экспортируется товар, он продаётся, во-первых, дороже, чем в стране Икс, а во-вторых, сильно дороже для покупателя благодаря курсовой разнице.

Немного непонятно? Простой пример:

Автомобиль Mazda CX-5 производится в Китае и для покупки человеку, зарабатывающему среднюю медианную зарплату, потребуется работать 4,4 месяца. В США ту же машину, привезённую из Китая, можно купить примерно за 2 месяца работы. В России на эту же машину придётся работать 66 месяцев.

Поняли, да? Благодаря неэквивалентному обмену, некоторые страны получали что-то задёшево, а продавали задорого. Проще говоря грабили.

Однако, как было сказано ранее, у капитализма есть одна существенная уязвимость: необходимость постоянного роста. Модель строится таким образом, что если сегодня ты не продашь больше чем вчера, а завтра больше чем сегодня - компания гибнет. Я, разумеется, упрощаю, но смысл примерно таков: рост требует денег, деньги получаются в долг и под проценты, чтобы отдать проценты сегодня, надо заработать больше, чем вчера. Долговая пирамида, короче говоря. Но там всё немного сложнее.

ИТ - просто бизнес

Описанная модель непрерывного роста (или устойчивого развития) распространилась на весь бизнес. Иначе было просто не выжить. Это коснулось и ИТ, которое в 90-х в капиталистических странах уже активно развивалось, а до нас добралось где-то в начале 2000-х.

Сперва, безусловно, затыкались дырки, писался какой-то софт, который был необходим для повышения эффективности работы команды: свои базы данных для учёта клиентов, отгрузок со склада и тому подобное. Постепенно, начали появляться крупные игроки с готовыми решениями, которые не оставляли надежду одиночкам и энтузиастам "сделать что-то своё в гараже".

Да и не стоит забывать, что все те, кто писал и ратовал за "свободное ПО" и даже распространял вполне себе хорошие его образцы, как-то монетизировали свою работу. Проще говоря, кто-то за неё платил, имея свои собственные потребности. Они также участвовали в капиталистических цепочках, просто многие не до конца понимали как именно.

Но я отвлёкся: ИТ развивался как обычный бизнес. Набрать денег в долг, написать продукт, продать его как можно большему количеству пользователей, выпустить обновление, продать его снова. И так до бесконечности.

Практически все крупные техногиганты именно этим и занимались: продавали своё программное обеспечение и на этом росли.

Начало кризис ИТ

Я хорошо помню интервал с 2010 по 2019 - это было время просто взрывного роста ИТ. Тогда я уже ушёл в веб-разработку и регулярно боролся с раздражением, что новый фреймворк или библиотека для работы с чем-либо выходит чуть ли не каждую неделю, а потом все вакансии требуют знания его.

Чтобы оставаться на месте, надо было бежать изо всех сил, а чтобы двигаться вперёд - ещё быстрее. И так было везде: фронтенд, бэкенд, разработка для смартфонов, системное программное обеспечение.

Порой я открывал Google Store на телефоне и удивлялся, зачем столько версий одинаковой программы. Но так было везде. ИТ буквально пух от денег и стартапов, где каждый стремился сделать что-то своё, как уже было, но лучше.

Наверное все или большинство к тому времени понимали, что не нужно столько игр про зомби-ферму или аналогов злых птиц, но они появлялись и появлялись и какие-то инвесторы за это платили и платили. Но были ли покупки?

И грянул кризис

Когда мы говорим про кризис, то представляем себе графики обваливающихся фондовых бирж, людей на улицах. Но чаще всего это происходит плавно, постепенно. Начинаю закрываться ещё вчера, казалось бы, процветающие кофейни, потом магазины, торгующие приятными мелочами, потом из обычных магазинов исчезают деликатесы, а то, что остаётся, хранится в холодильниках в специальных коробах с маячками (чтоб не спёрли).

Кризис в ИТ наступил примерно в то же время, как появился ИИ. Не сразу, но постепенно. Однако после не значит в следствии.

ИТ пузырь, ИИ пузырь и прочие пузыри

Капитализм - это не просто строй, это грызня пауков в банке, когда те что побольше стремятся сожрать тех что поменьше, чтобы потом пожрать друг друга и, в конечном итоге, сдохнуть.

Пища для капитализма - деньги. А значит надо любыми способами взять их оттуда, где они есть.

Любая мало-мальски крупная компания имеет систему планирования, то есть располагает сведениями о том, что будет на горизонте, скажем, 5 или 10 лет. Если, например, станет ясно, что через 10 лет нефть иссякнет, эти крупные игроки уже сегодня будут одной рукой вкладывать деньги в зелёную энергетику, а другой скупать подчистую по любым ценам оставшуюся нефть, с тем, чтобы продлить своё существование. И тут же надуются пузыри: в смежные направления зелёной энергетики вдруг пойдут колоссальные вливания, что позволит внезапно разбогатеть хозяевам маленьких компаний, работающих в этой области и перейти в средний класс их сотрудникам. Нефть тоже начнёт демонстрировать удивительный рост.

С ИТ случилась подобная история. Однако, ИТ само по себе было хорошо в том числе и тем, что оно позволяло создавать нечто, что можно использовать много раз (копировать) практически бесплатно, при этом продукт возможность влиять на капитализацию компаний.

Сильно упрощённый пример: есть завод, выпускающий туалетные ёршики. И стоит он 10 миллионов условных единиц. Тут руководство приглашает экспертов, ставит на производство и в офис SAP R3, сертифицируется - и вот уже капитализация завода составляет 100 миллионов. Почему? Потому что. Просто так.

Прелесть программного обеспечения состояла в том, что это был рынок "ничего". Крупные компании могли взять копеечное решение и сказать - это стоит многих миллиардов. После чего внедрить себе в продукт. И то, что стоило рубль, начинало стоить сто. Но ведь всё, вроде бы, честно, да?

ИТ добавлял стоимость продукту. При изначально низких затратах на него (специалисты и техника), он мог создать (и создавал) значительную прибавочную стоимость. Акции росли в цене, правильные инвесторы богатели.

Беднели лишь неправильные инвесторы: те, кто поверил в сказки.

Впрочем, было бы нечестным сказать, что это только в ИТ. Так было во всех направлениях капиталистической системы. ИТ был лишь одним из удобных инструментов.

И вот на сцену выходит ИИ

Появление ИИ стало очередным пузырём, который надувался несколько лет. Думаю, он был изначально спланирован, хотя не исключаю, что кое-что в нём случилось спонтанно.

По факту, никакого ИИ у нас нет, а есть нейросети, которые могут выполнять довольно быстро и довольно хорошо какой-то тип работ. Однако легко могут налажать или сделать всё не так, если исходные данные были отравлены. Проще говоря, это колосс на глиняных ногах, который, однако, справляется с возложенной на него миссией: сбор новых денег.

Сам же псевдо ИИ, несмотря на всю шумиху, складывающуюся вокруг него, ничего не может делать достаточно хорошо. Написать стих, рассказ или код, переделать или нарисовать картинку - безусловно. Но всё это будет выполнено невероятно посредственно. И часто - неприемлемо.

Например код, написанный нейросетью может работать, а стих быть срифмован. Однако результат рабочего кода становится всё хуже и хуже, чем больше надо сделать и всё сильнее и сильнее отдаляется от задумки. Со стихами та же беда: вроде стихи, но какая-то фигня.

Нет, нейросети не плохи, они просто могут посредственно выполнять небольшой набор задач. Но в ряде направлений этого достаточно. Например, мне не помешает картинка в блог, ну а то, что у человека на ней недостаёт (или переизбыток) конечностей - вторично и малозаметно.

И вот, близится развязка

Ранее, я упоминал, что крупные компании смотрят на годы, а то и на десятилетия вперёд. И существующие методы аналитики позволяют вполне чётко спрогнозировать основные тенденции. Стопроцентного совпадения, конечно, не будет, но понимание существующих сценарий вкупе с тем, как надо действовать - будет.

Деньги - кровь экономики. И единственный смысл и способ существования крупных платформ. Нейросети, или как их торжественно называют ИИ, собрали свой урожай инвестиций, втянули в себя деньги людей, которые ими обладали и хотели приумножить, но были игроками внешними, а, значит, которых не жалко.

И на фоне того, как крупные ИТ- компании, демонстрирующие огромные прибыли, вдруг начинаются массовые сокращения.

ИИ нас всех заменит

Да, именно такие мысли появляются у тех, кто ещё не попал под сокращение, но вот-вот попадёт. Давайте просто посмотрим новости:

  • Компания Salesforce сократила 4000 сотрудников службы поддержки — их ИИ-агенты теперь обрабатывают более 1 миллиона клиентских разговоров.
  • Klarna уменьшила штат на 40% — с 5000 до 3000 человек — благодаря ИИ. Один чат-бот заменил работу 700 операторов поддержки.
  • Duolingo объявила о стратегии «AI-first» и прекратила нанимать подрядчиков для работы, которую может выполнять ИИ.
  • Microsoft в 2025 году уволила более 15 000 сотрудников (большинство уволенных — программисты), при этом CEO Сатья Наделла признал, что 30% кода компании теперь пишет ИИ. .
  • Amazon сократила 14 000 корпоративных сотрудников. CEO Энди Джасси предупредил: по мере внедрения ИИ штат будет продолжать сокращаться.
  • Intel проводит крупнейшую реструктуризацию в истории — сокращение 24 000 сотрудников (22% штата).
  • В России Сбербанк стал флагманом этого тренда. Герман Греф на конференции AI Journey объявил, что до 1 января 2026 года банк завершит сокращение 20% сотрудников, которых мультиагентная ИИ-система признала неэффективными. При том что с начала 2025 года Сбер уже уволил более 13 500 человек.
  • МТС также проводит реорганизацию с сокращением 20-25% персонала в две волны.

Появилась ненависть к ИИ? Не торопитесь.

Тренды проявлены

И всё же, несмотря на тоскливые заголовки, ИИ тут не при чём. Да, нейросети могут автоматизировать часть задач, но компании не от хорошей жизни идут на сокращения. Это, разумеется, удобно - свалить всё на ИИ, мол, нам теперь просто столько людей не нужно. Но это не так.

Мир стремительно меняется и в нём не осталось места для непрерывного устойчивого роста. Все негры в Африке, как потенциальные потребители, давно посчитаны по головам. Некуда более расширяться.

Так что ждёт ИТ

Увы, мы находимся в точки заката ИТ. Не смерти, а именно заката. Былые жирные деньки - прошли. Объективно, со всеми сервисами и возможностями, ИТ попросту не может решать тех задач, необходимых для общества, оправдывающие те средства, которые она потребляла ещё недавно.

Новая ОС Windows 11, с приколоченным ИИ, попытки подсадить пользователя на подписки, стремления компаний поменьше везде просунуть свой ИИ-сервис - всё это отчаянные попытки остаться на плаву в грядущем цунами.

Объективно, пользователю не нужен ИИ. Да, с ним удобно, он может заказать еду или забронировать билеты на самолёт. Но положа руку на сердце - такое ли это важное дело для пользователя.

Или отсортировать файлы. Да кому какое дело до файлов. У каждого из нас есть папочка с фоточками 10-летней давности, которые мы просто ленимся рассортировать, но не отдадим на откуп ИИ даже если не из-за опасений приватности данных, то хотя бы потому, что это личное и только хозяин должен решать, что сохранить, а что удалить.

По большому счёту, ИТ (как и многие смежные области) уже давно не предлагает ничего нового, прорывного. Существующие вычислительные мощности - избыточны. Да, они позволяют с меньшим энергопотреблением лучше выполнять те же задачи, что 10 лет назад стоили больше процессорного времени, но высвобожденная мощность не будет загружена ничем.

ИТ сделал всё, что хотел, ему больше нечего сказать. По крайней мере пока что.

Безусловно, есть огромный простор узкоспециализированных задач, которые ИТ могут решать и решать, но это уже не массовое явление. Также огромный простор для оптимизации того, что уже есть. Недавно какие-то израильские ребята сделали нейросетку (а для этого, как утверждается, писали свой софт для работы с CUDA), способную практиески без задержек менять изображение с камеры. Можете попробовать. Но это улучшение, а не нечто новое, прорывное.

Заключение

Капитализм мёртв. Или скоро будет мёртв. Расширяться больше некуда, пределы роста достигнуты, а, значит многие компании, которые до этого жили в парадигме постоянного роста (кредит, продажа за дорого, покупка ресурсов за бесценок) - обречены на стагнацию или даже гибель.

По крайней мере мне попадалось много экспертных мнений, подтверждающих эту теорию.

Ну конечно капитализм не корова и мгновенно не исчезает. Гибель может растянуться на десятилетия. А может агония и продлится, если какие-то крупные страны смогут ограбить другие крупные страны. Например, США ограбит Китай или Европу. Хотя Европу сейчас и так грабят.

Однако тенедеции проявлены.

Крупные компании сокращают персонал и сворачивают программы просто чтобы выжить. ИИ тут не при чём.

Раздутые пузыри позволили относительно законно изъять деньги у доверчивых частных лиц и перераспределить их в пользу нужных людей или организаций. Это капитализм. Хоть и подыхающий, но ещё не дохлый.

ИТ всё время своего существования жила в той же капиталистической парадигме, что и остальные компании. Однако всё схлопывается и ИТ возвращается к своим актуальным делам. Да, больше не будет каждый месяц выпускаться по два десятка новых калькуляторов, но и тех что есть, хватит всем.

Безусловно, описанный сценарий не предполагает мгновенной кончины. Это растянется на года, быть может даже десятилетия. Однако сегодня я бы на программиста учиться ради денег не рекомендовал бы: перспективы сомнительные.

Да, ИТ подарила нам много чего интересного. Но подобно вышедшей из реке во время разлива, ей пора вернуться в свои берега. И она туда, явно, возвращается.

Но ИТ, в том виде, в каком мы его знаем, всё же является продуктом той системы, в которой направление выросло и сформировалось - в капитализме. Да, капитализм мёртв. По крайней мере в той изначально редакции, как он был ещё 30 лет назад. Возможно, на его месте появится что-то другое. Но покуда мы можем взять попкорн и наблюдать, что же из этого выйдет.