Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

Самое старое судно в России. Где находится и почему сохранилось?

"Святитель Николай", лежащий на набережной в Красноярске - ни много ни мало, старейшее судно в России! Его построили в 1886 году по заказу крупнейшего иркутского купца Александра Сибирякова в Тюмени, на Жабынском судозаводе старовера Ивана Игнатова, и в следующую навигацию он принял на борт первых пассажиров. Тогда это было самое крупное, мощное и комфортабельное судно Енисея 58 метров длиной, 8,5 метров шириной и 125 сантиметров осадкой. Да вдобавок с туерной лебёдкой, насквозь проходившей вдоль корпуса - закрепив начало и конец троса, "Св. Николай" мог пройти любой порог без посторонней помощи. Прославили это судно его пассажиры. 1 июля 1891 по пути из Азиатского вояжа на своём железном тёзке пересекал Енисей цесаревич Николай, будущий последний император. 30 апреля 1897 года же услугами "Святителя Николая" воспользовался Владимир Ульянов, в шушенскую ссылку ехавший за свой счёт со всем комфортом. Именем Ленина списанный в 1960 году "Святитель Николай" и был сохранён, а в 1970 году с

"Святитель Николай", лежащий на набережной в Красноярске - ни много ни мало, старейшее судно в России!

Его построили в 1886 году по заказу крупнейшего иркутского купца Александра Сибирякова в Тюмени, на Жабынском судозаводе старовера Ивана Игнатова, и в следующую навигацию он принял на борт первых пассажиров. Тогда это было самое крупное, мощное и комфортабельное судно Енисея 58 метров длиной, 8,5 метров шириной и 125 сантиметров осадкой. Да вдобавок с туерной лебёдкой, насквозь проходившей вдоль корпуса - закрепив начало и конец троса, "Св. Николай" мог пройти любой порог без посторонней помощи.

-2

Прославили это судно его пассажиры. 1 июля 1891 по пути из Азиатского вояжа на своём железном тёзке пересекал Енисей цесаревич Николай, будущий последний император. 30 апреля 1897 года же услугами "Святителя Николая" воспользовался Владимир Ульянов, в шушенскую ссылку ехавший за свой счёт со всем комфортом. Именем Ленина списанный в 1960 году "Святитель Николай" и был сохранён, а в 1970 году стал музеем.

-3

В целом, интерьеры парохода не впечатляют, тем более деревянные надстройки воссозданы - в 1927-60 годах "Николай" (уже не "Святитель...") служил наливной баржей.

-4

В каюте Цесаревича в день моего визита шёл ремонт, а вот каюта Вождя воспроизведена довольно уютно, но надо понимать, что по тем временам это был класс "люкс":

-5

Самая аутентичная часть - паровая машина на 150 "лошадей". Её, как и туерные лебёдки, Сибиряков заказал не в Тюмени, а в Гётеборге.

-6

Но особенно впечатляют гребные колёса - как снаружи, так и изнутри:

-7