Творчество Алексея Ивановича Стрелковского (1819–1904) занимает особое место в истории русского искусства XIX века. Будучи виртуозным акварелистом, он не стремился к монументальным формам и громкой славе, найдя своё истинное призвание в камерном, «домашнем» жанре, который ценился современниками не менее высоких материй.
Путь Стрелковского в искусстве начался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). В 1844 году талант молодого художника был отмечен Императорской Академией художеств в Санкт-Петербурге, которая присвоила ему звание неклассного художника за «работы по акварельной живописи народных сцен».
Вершиной официального признания стал 1857 год, когда за серию работ — «Голова старика», «Голова старухи», «Девушка в финляндском костюме» и «Автопортрет» — Стрелковский удостоился редкого и почётного звания «академик портретной акварельной живописи». Это звание подчёркивало не только его мастерство, но и высокий статус, который в то время имела акварельная техника.
В эпоху, когда фотография была ещё дорогой и малодоступной диковинкой, именно такие художники, как Стрелковский, становились хранителями семейной памяти. Он прославился как виртуозный мастер небольших по формату, так называемых домашних портретов.
«Кто не знает в Москве Алексея Ивановича Стрелковского? <…> числа портретов, сделанных им, мы думаем, он и сам не помнит», — писала газета «Современная летопись» в 1863 году.
Его акварели, филигранные по исполнению и тонкие по цветопередаче, высоко ценились современниками. Они бережно хранились в семейных архивах как настоящие реликвии, передавая из поколения в поколение не только черты лиц, но и дух времени.
По своему мастерству специалисты ставят Стрелковского в один ряд с такими признанными акварельными портретистами, как П. Ф. Соколов и В. И. Гау.
Творческое наследие художника не ограничивалось портретами. С неизменной любовью он обращался к жанровым сценам из крестьянской жизни, запечатлевая её в буднях и праздниках. Среди его известных работ — «Сельская школа», «Счастливица», «Отдых после сенокоса», «Рыболов», «Малороссиянка».
Особой популярностью у публики пользовались написанные маслом и акварелью детские «головки». Эти образы, полные чистоты и непосредственности, находили горячий отклик в сердцах зрителей.
О том, каким был Алексей Иванович в жизни, мы можем судить по замечательному портрету работы Владимира Маковского (1889), хранящемуся в Третьяковской галерее.
Маковский изобразил уже пожилого, начинающего слепнуть, но не утратившего бодрости духа художника. Современник, коллекционер Алексей Ланговой, вспоминал: «Портрет этот я считаю чрезвычайно удачным: лицо жизни очень добродушное, характерно русское, исключительно симпатичное». Эта характеристика идеально совпадает с теплотой, которую мы чувствуем в работах самого Стрелковского.
Сегодня акварели Стрелковского украшают собрания ведущих музеев России, включая Государственную Третьяковскую галерею, Государственный Эрмитаж и многие региональные музеи от Севастополя до Тюмени. Его творчество — это не просто часть истории искусства, это живая память об эпохе, когда рука художника и его чуткое сердце были единственным инструментом, способным остановить время и сохранить для потомков дорогие лица и простые радости жизни.
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий.
👉 Поддержка канала донатом