Найти в Дзене
Русская и мировая живопись

Алексей Иванович Стрелковский — мастер «домашнего» портрета

Творчество Алексея Ивановича Стрелковского (1819–1904) занимает особое место в истории русского искусства XIX века. Будучи виртуозным акварелистом, он не стремился к монументальным формам и громкой славе, найдя своё истинное призвание в камерном, «домашнем» жанре, который ценился современниками не менее высоких материй. Путь Стрелковского в искусстве начался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). В 1844 году талант молодого художника был отмечен Императорской Академией художеств в Санкт-Петербурге, которая присвоила ему звание неклассного художника за «работы по акварельной живописи народных сцен». Вершиной официального признания стал 1857 год, когда за серию работ — «Голова старика», «Голова старухи», «Девушка в финляндском костюме» и «Автопортрет» — Стрелковский удостоился редкого и почётного звания «академик портретной акварельной живописи». Это звание подчёркивало не только его мастерство, но и высокий статус, который в то время имела акварельная техника. 

Творчество Алексея Ивановича Стрелковского (1819–1904) занимает особое место в истории русского искусства XIX века. Будучи виртуозным акварелистом, он не стремился к монументальным формам и громкой славе, найдя своё истинное призвание в камерном, «домашнем» жанре, который ценился современниками не менее высоких материй.

Маковский Владимир (1846-1920)  Портрет А.И. Стрелковского1889 Третьяковская галерея. "Маковский очень метко уловил состояние открытой и оптимистичной натуры уже пожилого, начавшего слепнуть, но не потерявшего бодрости духа художника. Портрет выполнен на нейтральном темном фоне. Живое, спокойное лицо с высоким лбом выражает легкую усмешку. Пушистая, всклокоченная борода дополняет одушевленный образ" (Ист.: ГТГ)..
Маковский Владимир (1846-1920) Портрет А.И. Стрелковского1889 Третьяковская галерея. "Маковский очень метко уловил состояние открытой и оптимистичной натуры уже пожилого, начавшего слепнуть, но не потерявшего бодрости духа художника. Портрет выполнен на нейтральном темном фоне. Живое, спокойное лицо с высоким лбом выражает легкую усмешку. Пушистая, всклокоченная борода дополняет одушевленный образ" (Ист.: ГТГ)..

Путь Стрелковского в искусстве начался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). В 1844 году талант молодого художника был отмечен Императорской Академией художеств в Санкт-Петербурге, которая присвоила ему звание неклассного художника за «работы по акварельной живописи народных сцен».

Стрелковский Алексей Иванович "Сельская школа", 1872
Стрелковский Алексей Иванович "Сельская школа", 1872

Стрелковский Алексей Иванович  Девочка с куклой, 1871
Стрелковский Алексей Иванович Девочка с куклой, 1871

СТРЕЛКОВСКИЙ Алексей Иванович (1819–1904) "Портрет девочки (Портрет девочки в финском костюме)". 1881 Бумага на картоне, акварель, графитный карандаш. 56,6 × 48,5 (овал)
СТРЕЛКОВСКИЙ Алексей Иванович (1819–1904) "Портрет девочки (Портрет девочки в финском костюме)". 1881 Бумага на картоне, акварель, графитный карандаш. 56,6 × 48,5 (овал)

Вершиной официального признания стал 1857 год, когда за серию работ — «Голова старика», «Голова старухи», «Девушка в финляндском костюме» и «Автопортрет» — Стрелковский удостоился редкого и почётного звания «академик портретной акварельной живописи». Это звание подчёркивало не только его мастерство, но и высокий статус, который в то время имела акварельная техника. 

Портрет Карла Карловича Герца (1820-1883). Стрелковский А.И. 1849 г.
Портрет Карла Карловича Герца (1820-1883). Стрелковский А.И. 1849 г.

Стрелковский Алексей Иванович  "Портрет неизвестого в очках", 1856
Стрелковский Алексей Иванович "Портрет неизвестого в очках", 1856

Стрелковский Алексей Иванович  "Портрет молодой дамы в белом платье с розовыми лентами," 1856
Стрелковский Алексей Иванович "Портрет молодой дамы в белом платье с розовыми лентами," 1856

Стрелковский Алексей Иванович. "Портрет С.С.Боткиной" . Бумага, акварель. Московский музей-усадьба Останкино
Стрелковский Алексей Иванович. "Портрет С.С.Боткиной" . Бумага, акварель. Московский музей-усадьба Останкино

В эпоху, когда фотография была ещё дорогой и малодоступной диковинкой, именно такие художники, как Стрелковский, становились хранителями семейной памяти. Он прославился как виртуозный мастер небольших по формату, так называемых домашних портретов.

АЛЕКСЕЙ СТРЕЛКОВСКИЙ. "Красавица". 1858 Бумага, акварель
АЛЕКСЕЙ СТРЕЛКОВСКИЙ. "Красавица". 1858 Бумага, акварель

Княжна Анна Михайловна Оболенская (1837—1909), фрейлина двора (1856), 1860
Княжна Анна Михайловна Оболенская (1837—1909), фрейлина двора (1856), 1860

А. Стрелковский. Портрет неизвестной. Бумага, акварель, лак. 1862
А. Стрелковский. Портрет неизвестной. Бумага, акварель, лак. 1862

Стрелковский А. И. "Голова молодой женщины". 19 в. Б., акварель. 31.4х24.5 Удмуртский художественный музей
Стрелковский А. И. "Голова молодой женщины". 19 в. Б., акварель. 31.4х24.5 Удмуртский художественный музей

«Кто не знает в Москве Алексея Ивановича Стрелковского? <…> числа портретов, сделанных им, мы думаем, он и сам не помнит», — писала газета «Современная летопись» в 1863 году.

Его акварели, филигранные по исполнению и тонкие по цветопередаче, высоко ценились современниками. Они бережно хранились в семейных архивах как настоящие реликвии, передавая из поколения в поколение не только черты лиц, но и дух времени.

Стрелковский Алексей Иванович. "У колодца", 1878
Стрелковский Алексей Иванович. "У колодца", 1878

Стрелковский Алексей Иванович Незнакомец на обочине (?), 1881
Стрелковский Алексей Иванович Незнакомец на обочине (?), 1881

По своему мастерству специалисты ставят Стрелковского в один ряд с такими признанными акварельными портретистами, как П. Ф. Соколов и В. И. Гау. 

Творческое наследие художника не ограничивалось портретами. С неизменной любовью он обращался к жанровым сценам из крестьянской жизни, запечатлевая её в буднях и праздниках. Среди его известных работ — «Сельская школа», «Счастливица», «Отдых после сенокоса», «Рыболов», «Малороссиянка». 

"Женщина с мальчиком у колодца", 1843  Государственный Русский музей, С-Петербург.
"Женщина с мальчиком у колодца", 1843 Государственный Русский музей, С-Петербург.

Стрелковский А.И. (1819-1904)«Портрет девочки в крестьянском костюме», 1877 Бумага, акварель47,2×38,5 (Галерея «Три Века»)
Стрелковский А.И. (1819-1904)«Портрет девочки в крестьянском костюме», 1877 Бумага, акварель47,2×38,5 (Галерея «Три Века»)

Стрелковский Алексей ИвановичДевочка с полевыми цветами1883 г.
Стрелковский Алексей ИвановичДевочка с полевыми цветами1883 г.

Особой популярностью у публики пользовались написанные маслом и акварелью детские «головки». Эти образы, полные чистоты и непосредственности, находили горячий отклик в сердцах зрителей. 

Стрелковский Алексей Иванович. Портрет неизвестной. Бумага, акварель
Стрелковский Алексей Иванович. Портрет неизвестной. Бумага, акварель

О том, каким был Алексей Иванович в жизни, мы можем судить по замечательному портрету работы Владимира Маковского (1889), хранящемуся в Третьяковской галерее.

 Маковский изобразил уже пожилого, начинающего слепнуть, но не утратившего бодрости духа художника. Современник, коллекционер Алексей Ланговой, вспоминал: «Портрет этот я считаю чрезвычайно удачным: лицо жизни очень добродушное, характерно русское, исключительно симпатичное». Эта характеристика идеально совпадает с теплотой, которую мы чувствуем в работах самого Стрелковского. 

Стрелковский, Алексей Иванович (1819-1904) Портрет Софьи Нарышкиной 1850
Стрелковский, Алексей Иванович (1819-1904) Портрет Софьи Нарышкиной 1850

Стрелковский, Алексей Иванович (1819-1904) Портрет молодого человека 1852
Стрелковский, Алексей Иванович (1819-1904) Портрет молодого человека 1852

Сегодня акварели Стрелковского украшают собрания ведущих музеев России, включая Государственную Третьяковскую галерею, Государственный Эрмитаж и многие региональные музеи от Севастополя до Тюмени. Его творчество — это не просто часть истории искусства, это живая память об эпохе, когда рука художника и его чуткое сердце были единственным инструментом, способным остановить время и сохранить для потомков дорогие лица и простые радости жизни.

🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий.

👉 Поддержка канала донатом