У начинающего коммерческого фотографа всегда возникают сложности с определением стоимости собственных услуг. И чаще всего, не умея обосновывать названную цену, неопытный фотограф пытается сделать ее как можно ниже, так как боится, что в противном случае клиент просто откажется от съемки. В результате фотограф снимает себе в убыток и поощряет рост демпинга на рынке фотоуслуг в целом.
Чтобы исправить столь неприятную для всех ситуацию, предлагаем разобраться в стоимости двух основных видов фотоуслуг: предметная и портретная съемка.
При проведении предметной коммерческой съемки, например, товаров для интернет-магазина сувенирной продукции фотограф должен включить в стоимость своих услуг следующие пункты:
1. Затраты на транспорт: доставка оборудования для съемки (если клиент не предоставляет готовую студию) и стоимость проезда на собственном и общественном автотранспорте. Этот пункт можно опустить, если склад клиента находится в доме напротив, а не на другом конце города или в области.
2. Временные затраты (как их считать, расскажем чуть позже) на подготовку, проведение съемки и заключительные работы, когда товар выдается фотографу на время съемки, после которой его необходимо сдать под опись. Под временем «на подготовку съемки» подразумевается время, потраченное фотографом на консультацию клиента и работу со складскими работниками по отбору предметов для будущей съемки каталога. Обычно на подготовку к съемке серьезного каталога уходит один рабочий день: согласование требований к кадру, договорные работы, работа на складе заказчика, поиск площадки для съемки.
3. Стоимость самой съемки и тут есть пару тонких моментов. Первый, если съемка объемная, то правильней всего будет брать стоимость за каждый готовый ракурс (средняя цена по рынку от 50 до 250 руб - все зависит от сложности кадра), то есть за кадр, а не за предмет. В противном случае может получится неприятная история, когда стоимость за предмет одинаковая, а вот ракурсов у каждого товара может оказаться разное количество. А второй момент связан со случаем, когда клиенту необходимо отснять небольшое количество товара. Может оказаться, что вы потратите целый рабочий день: пока доберетесь до клиента, дождетесь, пока он организует работу своих сотрудников и наконец снимете 20-30 кадров. В таких ситуациях необходимо кроме стоимости за кадр предусмотреть минимальную оплату за выезд на съемку, как правило, это стоимость одного вашего рабочего дня. Исключением может стать лишь тот случай, когда клиент привезет товар в вашу студию и вы снимите его заодно с товаром другого клиента.
4. Оплата за подготовку товара к съемке. Если фотограф сам готовит предметы к съемке, распаковывает их, приводит в товарный вид, упаковывает их после съемки, то за это необходимо брать дополнительные деньги в виде доплаты за потраченное время. Определить количество времени на подготовку предметов к фотосессии необходимо экспериментальным путем еще на подготовительном этапе к съемке. Стоит учитывать, что распаковать дамскую сумочку, расправить ее и набить для товарного вида наполнителем, а потом еще и упаковать после съемки обратно может занять от 5 до 10 минут рабочего времени, а если таких сумочек надо снять 200 штук? Если клиент не готов платить за вашу работу, то готовить товар к съемке должен помощник, выделенный из ресурсов самого клиента — так обычно и бывает.
5. Если клиент предъявляет повышенные требования к постобработке изображений и вы вынуждены работать в редакторе, например, накладывать инфографику, все время потраченное на обработку изображений должно быть оплачено отдельно, стоимость в таком случае также указывается за кадр. Если же требовалось снять предметы на идеально белом фоне, то грамотный фотограф может провести съемку в формате JPG и сразу после съемки отдать клиенту карточку с готовыми кадрами, не требующими коррекции или обтравки фона (не забываем включить стоимость носителя в стоимость съемки).
6. Амортизация оборудования — камера, объектив, осветительное оборудование, пилотные лампы и лампы вспышки, все это необходимо менять через определенное количество кадров. Все это надо учесть, поделив стоимость своего оборудования на ресурс в кадрах и добавив 30% на инфляцию.
Ну вот, пожалуй, и все, теперь остается разобраться со временными затратами, решить сколько стоит час работы фотографа. Сразу стоит отметить, что какой-то конкретной процедуры расчета не существует. Однако методика, позволяющая адекватно оценить свое рабочее время, все же есть. Все очень просто, так как начинающий фотограф еще не обладает достаточным опытом, чтобы брать «свою цену за уже существующую репутацию», он может взять среднюю стоимость часа рядового офисного сотрудника. Расчет прост, если средняя заработная плата рядового офисного менеджера составляет 60.000 руб в месяц (это к примеру, все зависит от того, где живет фотограф), то стоимость рабочего часа составит ((60.000/22))/8=341 руб. Получается, что начинающий фотограф может работать в офисе за 2.727 рублей в день или потратить это же время на выполнение съемки для клиента, взяв эти деньги с него. Снимать за большие деньги, не имея достаточно опыта, некорректно по отношению к клиенту и коллегам по цеху, снимать за меньшие деньги не имеет никакого смысла — лучше уж бумажки в офисе перекладывать.
И еще немного поясним о стоимости за кадр для предметчика. Простые кадры за 50 рублей — это съемка неглянцевых непрозрачных предметов простой формы (например, полотенце или тапочки). Кадры средней сложности за 100-150 рублей — это съемка одежды на манекенах или съемка глянцевых и прозрачных предметов. Съемка сложных предметов 250 рублей — это съемка каталога на модели, съемка бытовой техники и инструментов, часов и бижутерии. Следите за ценами на рынке фотоуслуг.
При проведении портретной съемки в стоимость предоставляемых услуг входит:
1. Время на предварительную встречу с клиентом и разработку образа и поиск подходящей студии, как правило, это занимает один рабочий день.
2. Стоимость бронирования и аренды студии.
3. Амортизация камеры и оптики.
4. Время обработки отснятого материала (не отличается от предметной фотографии).
5. Транспортные расходы.
В завершении обзора стоит уточнить, что коммерческий фотограф обязан вести хронометраж всех своих репараций по съемке и обработке фотографий. Со временем по мере накопления опыта временные затраты будут сокращаться в геометрической прогрессии, что позволит не только держать конкурентоспособную цену на свои услуги, но и кардинально повысить свой заработок.
Какой, по вашему мнению, этап переговоров с заказчиком съемки наиболее сложный?
Как часто вы сталкиваетесь с демпингующими начинающими фотографами?
© Автор: Илья Лукьянов, "Яркий фотомаркет", 2025 г.