Сергей Соседов — уникальная фигура в шоу-бизнесе. Он по-прежнему — та самая «акула пера» из 90-х: язвительный, манерный, но честный. В эпоху, когда звезды привыкли к сладкой лести и бесконечным «лайкам», его слова действуют как ведро ледяной воды.
В своем новом разборе музыкальный критик не стал выбирать выражений в адрес звезд сцены - Анны Асти, Шамана, Сергея Лазерва. Давайте разбираться, кто, по мнению Соседова занимает чужое место, а кто достоин оваций.
Мы сейчас перейдем к главному, а пока подпишитесь, пожалуйста на наш канал.
Боль «Евровидения»: Мафия и украденная победа
Если вы спросите Соседова про «Евровидение», будьте готовы к долгому и болезненному монологу. Для него этот конкурс — квинтэссенция несправедливости. Сергей убежден: это давно не состязание голосов, а битва кошельков и связей.
«У них там своя мафия, свои пулы, и пишут они бесконечно одну и ту же длинную песню», — с горечью констатирует критик.
По его мнению, музыка там рождается не от вдохновения, а конструируется, как Франкенштейн: кто-то придумал бит, кто-то — "крючок", кто-то — аранжировку. В итоге получается продукт, который невозможно запомнить. И правда, если оглянуться назад, кого мы помним? ABBA, Селин Дион... и пустота.
Но главная незаживающая рана Соседова — это 2006 год. Победа финских рокеров Lordi тогда шокировала многих, но для Сергея это было личным оскорблением музыкального вкуса.
«"Лорди" — это смешно, это курам насмех», — восклицает он.
Соседов уверен: победа фриков в масках была чисто политическим ходом. Всё было сделано ради одного — чтобы не дать первое место России.
«"Лорди" дали тогда первое место, чтобы Диме Билану не давать... Он был на три головы выше. Не то что на голову, на три головы!».
Для Соседова тот номер Билана «Never Let You Go» остается эталоном: хитовая песня, фантастическая постановка и артист на пике формы. Но политика, как это часто бывает, победила искусство.
Zivert: Графомания для узкого круга
Спустимся с европейских сцен на родные просторы. Казалось бы, Zivert — икона стиля, свежее звучание. Но Соседов непреклонен: для него этот «фирменный стиль» — не более чем красивая обертка пустышки.
«Уровень Zivert — это петь на квартирниках», — припечатывает критик.
По его мнению, Юлия — артистка камерная, “для своих”, но никак не звезда больших залов. Особенно раздражают Сергея тексты, в которых фанаты ищут глубокий смысл. Там, где поклонники видят поэзию, Соседов видит набор слов:
«Оно всё дышит какой-то графоманией для меня».
Ольга Бузова: Трудолюбие, не имеющее отношения к нотам
Ольга Бузова — еще один персонаж, которого Соседов отправляет не к музыкальным критикам, а к исследователям общества. Он не отрицает её успеха, но категорически разводит понятия «успех» и «музыка».
«К музыке этот успех не имеет отношения. Это социальный феномен», — объясняет Сергей.
Секрет в истории Золушки, которая пашет как ломовая лошадь. Люди любят Бузову не за вокал (которого, как подчеркивает критик, нет), а за пример того, как можно выгрызть свое место под солнцем.
«Она не создаёт красивых мелодий, она не композитор, она не певица... но она что-то конструирует», — говорит он, отдавая должное её работоспособности.
Анна Асти: “Какая из нее царица?”
Если к Бузовой Соседов относится со снисходительной иронией, то Анна Асти вызывает у него раздражение. И главная причина — непомерный пафос. Самопровозглашенный титул «Царица» действует на критика как красная тряпка на быка.
«Да какая ты царица! Да это даже, ну, курам насмех», — возмутился Сергей в недавнем интервью.
Он вспоминает настоящих королев сцены — Галину Вишневскую, Елену Образцову. Им не нужно было петь «я царица», это читалось в каждом повороте головы, в осанке, во взгляде.
«Когда Анна поёт: "Я царица", то понятно, что она не царица», — выносит вердикт Соседов.
Добавьте к этому претензию к однообразию репертуара (все песни на один мотив), и портрет новой поп-звезды в глазах критика оказывается весьма нелестным.
SHAMAN: Русский патриот - да, но имя - нет
К главному патриотическому голосу страны, Ярославу Дронову, Соседов подходит с неожиданной стороны. Он признает талант — безусловно, Шаман умеет петь, он яркий, харизматичный. Именно поэтому, считает Сергей, на него и сделали ставку, влив серьезные бюджеты. Без таланта никакие деньги бы не сработали.
Но есть парадокс, который не дает критику покоя. Как главный голос России может носить псевдоним «SHAMAN», написанный латиницей?
«Шаман и Россия — это вообще никак не могут связаться», — недоумевает Соседов.
Шаманство, регги, растафари — это же совсем другая культура, противоположный полюс. Есть у Соседова вопросы и к вокальной технике Дронова.
«Поёт он здорово. Ну, на мой вкус, немножко крикливо, немного визгливо... тянет, тянет и ноту в конце бросает», — подмечает Сергей тонкости, которые не слышит обычный слушатель.
Например, его манера «бросать» ноту, вместо того чтобы вести её, кажется ему недоработкой.
Татьяна Куртукова: Ей просто повезло
А вот в феномен Татьяны Куртуковой («Матушка-земля») Соседов не верит совсем. Если Шаман — это личность, которая создает свой материал, то Куртукова — просто удачное попадание в тренд.
«Поющих хорошо людей миллионы... А как в деревнях поют прекрасно!» — восклицает он, обесценивая уникальность певицы.
Для Соседова это не возрождение народной песни, а лишь грамотная стилизация. Успех «Матушки» — это успех композитора, написавшего хит.
«Я не думаю, что Куртукова сделала эту песню. Просто она ей попала», — считает критик.
На её месте могла быть любая другая голосистая девушка, и результат был бы тем же.
Прохор Шаляпин: Упустил свои шансы
Самая грустная часть разбора — это история Прохора Шаляпина. Соседов с симпатией относится к его данным: фактурный, с прекрасным голосом, народник по натуре. Он мог бы быть на месте Шамана.
«Конечно, мог быть вместо Шамана и Прохор Шаляпин и петь "Я русский", но по-другому», — уверен Сергей.
У Прохора было всё, чтобы стать голосом нации: исконно русский образ, косоворотки, улыбка. Но он «не попал в волну». Вместо стадионов Шаляпин выбрал путь скандальных ток-шоу и расслабленной жизни.
Пока бездарности штурмуют чарты, талантливый вокалист развлекает публику на корпоративах и жалуется на жизнь.
Сергей Лазарев: Идеальный солдат без своего лица
Сергей Лазарев для Соседова — пример высочайшего профессионализма. Он пахарь: вокал, хореография, физическая форма — всё отточено до блеска. Лазарев работает над собой, и это вызывает уважение.
Но есть одно «но», которое перечеркивает все усилия. Универсальность Лазарева делает его заменимым.
«Всё, что поёт Лазарев, может спеть Басков. Всё, что поёт Басков, может спеть Киркоров», — безжалостно заявляет критик.
В репертуаре Сергея нет эксклюзивности. Его хиты — это качественный поп-продукт, который мог бы исполнить любой другой топовый артист, и ничего бы не изменилось.
«Я Баскова наперёд слышу, не хуже он бы сделал эту “Мишень”, — иронизирует Соседов, намекая на песню «В самое сердце».
Лазарев стал идеальным исполнителем, но потерял индивидуальность в материале.
Алла Пугачева: “Для меня она больше не существует”
Но самый жесткий удар Соседов приберег для той, кого раньше боготворила вся страна. Тема Пугачевой для него закрыта, причем с громким хлопком двери.
«Для меня больше не существует эта певица... Легенда разбилась», — говорит он с холодной отстраненностью.
Он больше не верит ни единому её слову. Все её последние интервью и заявления он считает лицедейством: «Она и соврёт — недорого возьмёт. "Ну, я же актриса"».
Соседов деконструирует прошлое Примадонны, утверждая, что вся её поздняя карьера — это грамотная манипуляция. И знаменитый «Театр песни», и «Рождественские встречи» создавались не ради поиска талантов.
«Почему Театр песни? Потому что у нее уже сил не было петь», — раскрывает карты критик.
По его мнению, Пугачева понимала, что сольные концерты она уже не тянет, поэтому придумала формат, где основную работу делают другие, а она выходит в финале, собирая сливки и кассу.
Елена Ваенга: Единственный луч света
Казалось бы, Соседов ненавидит всех. Но есть артистка, о которой он говорит с придыханием. Это Елена Ваенга.
«Вот Лена Ваенга... Вот это неподражательно», — расплывается в улыбке суровый критик.
Для него Ваенга — это и есть настоящая эстрада, то самое «синтетическое искусство», где важен не только голос, но и актерское мастерство, и драма.
Она сумела взять лучшее от лучших в СССР — от Шульженко, от ранней Пугачевой — и переплавить это в свой, ни на кого не похожий стиль. Любую песню, даже чужую, она делает своей собственностью. Соседов подчеркивает: это именно та эксклюзивность, которой так не хватает Лазареву и Асти.
Дима Билан: Технический гений в поисках лучшей песни
Возвращаясь к Диме Билану уже в контексте современности, Соседов сменяет гнев на милость, но с оговорками. Билан уже не тот мальчик-попрыгунчик с «Евровидения», он заматерел.
«Человек техники великолепный. И вот у него своя манера, и свои интонации», — хвалит Сергей.
Билана невозможно спутать ни с кем, у него есть почерк. Однако и здесь всплывает главная проблема современности — репертуар.
«Тоже с репертуаром вот не всё получается. Есть хорошие вещи, есть не очень. Беда. Вот нет эксклюзивности», — сетует критик.
Даже такому мастеру, как Билан, сложно найти песню, которая вызвала бы эффект разорвавшейся бомбы, как это было в нулевых.
Подводя итог своему масштабному разбору, Сергей Соседов долго подбирал слово, характеризующее наш шоу-бизнес сегодня. Раньше он называл это «похабщиной».
Но времена изменились - пришла серость. «Унификация» — вот диагноз Соседова.
Всё стало одинаковым, приглаженным, взаимозаменяемым. Артисты поют одинаковые песни одинаковыми голосами, а яркие индивидуальности либо становятся изгоями, либо, как Прохор Шаляпин, разменивают талант на мелочи. И только единицы, вроде Ваенги, стоят особняком, напоминая нам о том, какой должна быть настоящая эстрада.
А вы согласны с жестким приговором Сергея Соседова? Или «акула пера» слишком сгущает краски? Пишите в комментариях!
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал “Звезды без фильтров” - рассказываем про знаменитостей без сплетен и желтизны.
Вот еще интересное на нашем канале: