Он глотал горящую бумагу, управлял внезапным появлением обезьян, уток и змей, про него писали стихи, а на представлениях были аншлаги. Ван-Ю-Ли, фокусник и акробат из Китая, воевал на фронте во время Гражданской войны, получил гражданство перед Великой Отечественной и стал основателем цирковой династии, представители которой выступают в цирке и по сей день.
Из Китая в СССР, туда-сюда-обратно
«Ветер навстречу рушится, ни огонька вдали, только над цирком кружится красное – «Ван-Ю-Ли», – это строчки из написанного в 1955 году стихотворения ленинградского поэта Роальда Мандельштама.
Будущий создатель знаменитого аттракциона «Восточно-китайские игры» Михаил Иванович Ван-Ю-Ли родился в 1892 году в Китае под именем Тинсан, овладел искусством фокусника уже в 11 лет, и в 1916 году вместе с цирковой группой приехал в нашу страну на гастроли. Воевал в Красной Армии во время Гражданской войны, вернулся в Китай, а затем в 1928-м – опять в Советский Союз. Здесь он создал свой аттракцион, который гастролировал по необъятной стране. В 1941-м Ван-Ю-ли получил советское гражданство.
Артистами аттракциона стали его сослуживцы и соотечественники родом из Китая, которые в цирке никогда не работали, но целиком и полностью оправдали надежды Ван-Ю-Ли. Когда началась война, многие из участников «Китайских игр» отправились на фронт, в том числе, приемный сын Ван-Ю-Ли, Хо, который, к сожалению, там погиб. Оставшиеся вместе с Михаилом Ивановичем в тылу артисты давали шефские концерты. После войны они продолжили свою работу в цирке.
Увлекательные китайские игры
Основой аттракциона стали традиционные китайские чудеса – старинный бой на копьях и мечах, жонглирование вазами и тарелочками с балансом на бамбуковых палочках, прыжки акробатов через обручи с кинжалами и огнем. Показывали и «каучук» – артисты, стоя на столике, прогибались назад и доставали ртом монеты на ковре.
Конечно, больше всего зрителям нравились фокусы Ван-Ю-Ли. Маленькая миска с водой, накрытая платком, превращалась в огромный таз, наполненный до краев. Из трех яиц, положенных в пустую лодочку, немедленно «вылуплялись» и выходили к людям утки, аналогичным образом неожиданно появлялись и исчезали обезьяны, морские свинки и змеи. Ван-Ю-Ли глотал горящую бумагу, тянул изо рта бесконечную бумажную ленту, которая потом превращалась в бумажные фонарики с горящими свечами.
Аттракцион был оформлен в экзотической для советских людей китайской стилистике, трюки были безупречны – фурор гарантирован!
«Мой дядя самых честных правил...»
В 1955 году племянник Ван-Ю-Ли, Ван-Зе-Вей, проработавший вместе с дядей 10 лет и в совершенстве овладевший искусством жонглирования, акробатики и эквилибристики, вместе с партнёрами показал в цирке на Цветном бульваре собственный номер «Китайские народные игры». В нем участвовали как китайские, так и советские артисты, в том числе жена Ван-Зе-вея, Валентина. В основном они показывали с ювелирной точностью выполненные китайские акробатические трюки. Но во второй половине шестидесятых годов номер распался, причиной чему во многом послужили политические «нескладушки» между СССР и Китаем. В 1970-м году не стало Михаила Ивановича, и «Китайские игры» распались окончательно во всех своих проявлениях.
Казанское продолжение
Людмила Федоровна Маликова сначала была ассистенткой Ван-Ю-Ли в иллюзионных номерах, а потом вышла за него замуж. В 1959 году Михаил Иванович привез из Китая, где он навещал своих родственников, макак-резусов. Людмила Федоровна подготовила с ними номер и показывала его до выхода на пенсию в 1984 году. Потом ее дело продолжил Ван-Ю-Ли-младший.
Сын Михаила Ивановича, Тинсан или Александр Ван-Ю-Ли, родившийся в 1948 году на гастролях в Казани, впервые вышел на манеж примерно в том же возрасте, что и отец – в 12 лет. В 1966-м он поступил в ГУЦЭИ и закончил училище в 1970-м году. Ван-Ю-Ли и шесть его сокурсников стали участниками номера отца. «Акробаты на першах» отправились выступать по стране – за границу их не выпускали, исключением стала только Куба.
В «Сальто-морталистах на першах» Александр Ван-Ю-ли был нижним, всего в номере участвовало четверо юношей и девушка. Два перша, две площадки, арабское колесо, заднее сальто-мортале и перелеты акробатов с одной верхней площадки на другую, в том числе, через заклеенный бумагой обруч. Этот эффектный номер артисты показывали до конца 1990-х.
Обезьяний аншлаг
В семидесятых Александр Ван-Ю-Ли выпустил номер «Борьба с удавами», а с 1984 года вместе с женой Людмилой Ивановной Мережкиной, бывшей ассистенткой иллюзионистов Ильи Символокова и Игоря Кио, начал выступать с дрессированными обезьянами, продолжив дело своей мамы.
Чего только они ни вытворяли! Обезьянка-рикша везла в коляске другую обезьянку, одна макака исполняла боковые сальто-мортале на узком буме, другая демонстрировала передние и задние кульбиты.
Обаятельные артисты катались на трехколесных велосипедах, ловили кольца и мячи, танцевали в вечерних туалетах и даже показывали клоунаду. Номер побывал в странах ближнего и дальнего зарубежья, в том числе, в Центральной и Южной Америке, Европы, Турции, на Кипре, в Японии.
А теперь и с доберманами!
Ольга Тинсановна Ван-Ю-Ли, родившаяся в семье Александра и Людмилы в 1977 году, тоже стала дрессировщицей обезьян. Она освоила перши, выполняя сложные трюки на 10-метровой высоте в аттракционе отца, а затем выпустила сольный номер – «Игра с метеорами». С 2003 года она начала выступать с дрессированными собаками, и не какими-то, а доберманами.
В 2009 году Ольга Ван-Ю-Ли была награждена дипломом 2-й степени и серебряной короной победительницы Третьего Всероссийского фестиваля-конкурса «Принцесса Российского цирка». Муж Ольги, Сергей Стрелецкий – воздушный гимнаст на ремнях, сын Никита также активно принимает участие в репетициях с животными.