Найти в Дзене

«Письма о расколе» (1862 г.)

Из записей Павла Мельникова (1841 г.) «Здесь я шатаюсь по скитам (Нижегородская губерния), ищу старых книг, старых вещей. Кое-что нашел прихорошенького. Пришлю в ваш журнал письмо святого Дмитрия Ростовского и описание одного креста 14-го столетия.» (1842 г.) «…до половины января я провел в странстве по скитам Раскольническим, смотрел их книги, сбирал рукописи и прочие редкости.» В 1853 году Павел Мельников является одним из участников экспедиции, изучавшей старообрядчество в Нижегородской губернии. Уже на следующий год был окончен его материал достаточно глубокого анализа – «Отчет о современном состоянии Раскола в Нижегородской губернии». В повествовании он сознательно избегает прямой трактовки Раскола как явления уже состоявшегося. Прошу меня извинить, но формат публикаций не позволяет изложить суть дела так основательно, как хотелось бы. Прежде всего, будет уместно бы обозначить самое главное - Мельников В НАЧАЛЕ предлагал использовать жесткие репрессивные меры против старообряд

Из записей Павла Мельникова (1841 г.) «Здесь я шатаюсь по скитам (Нижегородская губерния), ищу старых книг, старых вещей. Кое-что нашел прихорошенького. Пришлю в ваш журнал письмо святого Дмитрия Ростовского и описание одного креста 14-го столетия.»

-2

(1842 г.) «…до половины января я провел в странстве по скитам Раскольническим, смотрел их книги, сбирал рукописи и прочие редкости.»

-3

В 1853 году Павел Мельников является одним из участников экспедиции, изучавшей старообрядчество в Нижегородской губернии. Уже на следующий год был окончен его материал достаточно глубокого анализа – «Отчет о современном состоянии Раскола в Нижегородской губернии». В повествовании он сознательно избегает прямой трактовки Раскола как явления уже состоявшегося. Прошу меня извинить, но формат публикаций не позволяет изложить суть дела так основательно, как хотелось бы. Прежде всего, будет уместно бы обозначить самое главное - Мельников В НАЧАЛЕ предлагал использовать жесткие репрессивные меры против старообрядчества. Он искренне считал и открыто писал о том, что оно должно со временем исчезнуть как явление.

-4

-5

Письмо первое: «Раскол и раскольники представляют одно из любопытнейших явлений в исторической жизни русского народа. Но это явление, хотя и существует более двух столетий, остается доселе надлежащим образом неисследованным. Ни администрация, ни общество обстоятельно не знают, что такое раскол. Этого мало: девять десятых самих раскольников вполне не сознают, что такое раскол... Теперь, когда мы пережили и страшную пору костров, и странную пору тайны, и темную пору схоластического словопрения о сложении перстов и ходах посолонь, теперь, когда все это признано несчастными и неудачными попытками уничтожать раскол, теперь мы знаем о нем все-таки не больше того, сколько знали наши деды и отцы во времена страшных костров, странной тайны и темной, раздражительной схоластической полемики. Мы даже меньше их знаем, ибо больше, чем они, удалились от простого народа. Между тем некоторые сочинения по части раскола, явившиеся в последнее время (с 1857 г.), частью в журналах, частью отдельными книгами, доказали, что русская публика жаждет уяснения этого предмета, горячо желает, чтобы путем всепросвещающего анализа разъяснили ей наконец загадочное явление, отражающееся на десятке миллионов русских людей.»

-6

-7

-8

Именно с этих слов начинается повествование Мельникова-Печерского о сложившейся ситуации, посвященной изучению Раскола (всего им было изучено 3.700 (!) селений, место действия- Нижегородская глубинка, преимущественно в районе Керженца).

-9

А вот Пятое письмо заканчивается цитатой из Лаврентьевской летописи: «…господа отцы и братья, оже ся где буду описал, или переписал, или не дописал, чтите, исправливая бога для, а не клените, занеже книги ветшаны, а ум молод, не дотел.»

Чувствуете разницу?

-10

Да… для меня это было так же неожиданно, не правда ли? Не кажется ли вам, что изучая (столько лет) каноны жизни старообрядческой, сам гонитель проникся тем, от чего «разумел гибель».

***

-11

Немного отойду от темы. Недавно у меня возник когнитивный диссонанс небывалых масштабов. С каким интересом я зачитывалась «В лесах» и «На горах» … это не передать. Да, думаю, не одна я) Это была любовь с первой строчки и до самой последней страницы. Я сопереживала всем героям (без исключения!) и старалась не заглядывать в ту часть души, где дремала мысль, что тогда жил народ другого толка и иной крепости. Нравился мне слог Мельникова-Печерского. Но еще больше манило приятное погружение в существовавший тогда уклад жизни и декорации деревни на отметке временной шкалы середины девятнадцатого века. Как бы… мне казалось, нет, я была уверена, что Мельников-Печерский изначально был по ту сторону баррикад. Ан-нет! Не буду спойлерить, уверена, вам будет самим интересно найти и прочесть хронологию событий 1857-1862 гг. и составить свое мнение относительно описанных событий. Надеюсь, впереди еще много «находок». Если кто не знаком с этой страницей истории, настоятельно рекомендую. 

-12

 

-13

На фото: старинные книги, ценнейшие экспонаты пространства «Дом кержака-старовера» (г.Семенов)